8 мин.

Приключения итальянцев в России и Украине. С какой миссией приехали Роберто Розетти и Пьерлуиджи Коллина

Чемпионаты России и Украины едва успели стартовать (сыграно 4 и 5 туров соответственно), а реакция на работу судей успела достигнуть точки кипения не единожды. Судейский корпус в наших странах возглавляют итальянцы – Роберто Розетти и Пьерлуиджи Коллина, а потому не слишком удивительно видеть сходство в возникающих проблемах.

Как мне кажется, один из важнейших нюансов заключается в том, что мы, обыватели, не совсем верно понимаем предназначение итальянских «кураторов». Еще хуже это понимают тренеры и игроки (среди судей по американскому футболу в США популярна шутка, что именно эти участники спортивного зрелища знают правила игры хуже всех). В Розетти, а еще раньше в Коллине видели спасителей. Которые, явившись на славянскую землю, сразу пойдут по воде, а затем откроют рыбачащему на пристани апостолу секрет и пойдут гулять по воде уже вместе. Тренеры и игроки рассчитывали, что наставники решат их проблемы, причем конкретные и сиюминутные, и, не дождавшись этого, стали с удобством списывать неудачи своих команд на работу судей. Нетерпеливее всех, впрочем, как и всегда, оказываются дамы – Ольга Смородская уже заговорила о приглашении иностранных арбитров, конечно же, именно чтобы вернуться к этой практике, Сергей Фурсенко, порой - и, возможно, во сне - принимавший сильные решения, звал к нам Розетти и еще одну мировую знаменитость – испанца Гарсию Аранду…

Итальянцы же прибыли в развивающиеся с точки зрения футбольного арбитража страны с совершенно другой миссией. Российские и украинские арбитры уже давно не получают работу категории «топ», и именно в воспитании достойных этого они видят свою задачу. Отсюда и резкое омоложение судейского корпуса, датчики на теле с ежедневным «перегоном» данных тренировочной работы на «компьютер номер 1», смелое доверие молодежи. Тон тут задал Коллина – во-первых, он и судьей был более известным и авторитетным (Розетти очень повредила ошибка его помощника на ЧМ-2010), во-вторых, принимая приглашение Григория Суркиса, он уже был «главным по судьям» в УЕФА.

***

Прибыв в Киев, куратор (с внешностью Коллины ему бы скорее пошла роль «прокуратора») обнаружил, что перед ним остатки советской системы подготовки судей, причем основательно разложившиеся: незадолго до приезда Коллины, пожалуй, самый известный украинский арбитр Олег Орехов был пожизненно дисквалифицирован УЕФА за нарушение «принципов лояльности и добросовестности», без уточнений, за какой именно матч или матчи. Коллина разумно рассудил, что покосившийся и уже почти лежащий на боку дом чинить бесполезно, и жесткой рукой стал наводить в нем порядок, обновляя судейский корпус довольно радикально. Розетти появился в России чуть позже и первое время часто и основательно консультировался с Коллиной. Шаги его были не столь размашистыми, но, по сути, идентичными – Роберто не собирался менять судейство «к пятому туру», он, как и Пьерлуиджи, работает на перспективу, и результаты этой работы будут видны лет через пять (хотя уже сейчас заметными фигурами в европейском судействе становятся их фавориты – Сергей Карасев и Сергей Бойко).

Я достаточно неплохо знаю обоих итальянцев, и если общение с Коллиной в основном происходило в рамках его традиционных «пресс-клубов» (сбор 20–40 журналистов на 3–4-часовой брифинг), то с Розетти благодаря его более теплому в целом отношению к прессе и частым визитам на канал-вещатель РФПЛ не раз общался и в неформальной обстановке. Смею думать, мне понятны их намерения, профессиональные устремления и качества, благодаря которым они собираются достичь успеха. Но еще лучше мне знакомы черты футбольного мира Украины и России – те, о которых не принято говорить в публичных местах, и те, о которых не желают слышать сами «синьоры». Возможно (и я искренне желаю им успеха) итальянцам и удастся воспитать новое поколение судей, которое не будет бояться авторитетных клубов, «играть в игры» и вообще станет «поколением доверия», как полицейские в США. Но на этом пути их еще ждет масса неприятностей, скандалов и горьких разочарований.

Пьерлуиджи Коллина при всем своем умении общаться с большой аудиторией довольно закрытый человек. Я познакомился с ним 11 лет назад, будучи пресс-атташе сборной России и представляя нашу страну на семинаре европейских футбольных пресс-служб. Тогда Коллина собирался рассказывать пресс-атташе федераций и сборных о «роли судьи в футболе» и был очень удивлен, что российский представитель еще и комментирует футбол на ТВ, а к тому же знает, что такое американский футбол, как там работает видеоповтор, и имеет мнение, что его пора вводить и в «игре номер один». Тогда он все превратил в шутку. Одиннадцать лет спустя я снова спросил его: «Не назрело ли применение видеоповторов в футболе, как уже считают Венгер и Моуринью?»- Вам нужно позвонить в штаб-квартиру УЕФА и записаться ко мне на интервью, - отчеканил Коллина. Я сразу вспомнил, как знакомил с ним коллегу Владислава Батурина, ведущего программы «Свисток» на «НТВ Плюс». Коллина был очень напряжен нашей идеей поговорить с ним, но успокоился, увидев, что вопросы ему задавать не собираются. Правда, сказал, что «программу прекрасно знает, смотрит, но уверен, что скоро Роберто Розетти запретит ходить в эфир действующим судьям и вообще «закрутит кран» по теме прямого общения».

Сегодня накал вокруг Коллины достиг апогея. Выстраивая новую структуру судейского корпуса, он перестал замечать все прогрессирующую симпатию отдельных арбитров к всемогущему сейчас донецкому «Шахтеру» и «забывать» грубейшие ошибки судей. Виктор Швецов удостился чести судить «класико» через год и два месяца после того, как засчитал «волейбольный гол», Юрий Вакс отделался легким испугом после явного манипулирования все тем же «класико» и удалением Дениса Гармаша, которого не допустил бы и трехлетний ребенок. В итоге недавно Коллину «поприветствовала» фан-трибуна «Днепра», вывесив баннер «Коллина, ты кусок дерьма, убирайся домой!». Разумеется, Пьерлуиджи преодолеет и это. Но пока непохоже, чтобы его подопечные горели желанием играть по правилам футбола. «Шахтер», а с недавних пор и «Металлист» явно пожинают плоды своей принадлежности, пусть и не прямой, к действующей власти в стране (в ворота донетчан, например, уже 80 домашних матчей не назначаются пенальти). Впрочем, Коллина ведь не нанимался менять украинский «поздний феодализм». И если впервые за бог знает сколько лет украинский судья выведет команды на поле под гимн Лиги чемпионов – значит, он сделал свою работу хорошо.

Роберто Розетти в этом отношении повезло чуть больше. В России не столь ярко выражена клановость футбольного мира и не столь зависимы от ниток, уходящих за ширму, структуры, связанные с игрой. Да и сам Роберто куда более открыт – никакой «Свисток» он не закрыл и сам его регулярно посещает. Впрочем, когда народ начинал рассуждать о «махачкалинских» или «петербуржских» пенальти, они не очень отличались от «донецких». С другой стороны, шум после украинского «класико» уже стал легкопредсказуем, а вот «кикса», допущенного судейской бригадой в матче «Волга» - «Зенит», не ожидал никто. Но главное отличие - в ином: Розетти попал в подчинение к Николаю Толстых, стремящемуся оздоровить российский футбол. И Толстых понимает и уже заявлял это: Розетти здесь не для того, чтобы искоренить негативные явления, он тренер судей, а расчистка конюшен не входит в его контракт. Коллина же теперь имеет дело с Анатолием Коньковым, существующим по принципу «как бы чего не вышло» и очень редко имеющим собственное мнение.

Непростой путь, по которому идут в светлое будущее гости с Апеннин, вовсе не устлан розами. Но в конце их тоннеля обязательно покажется свет. Тем же, кто пытается, несмотря на присутствие просвещенных европейцев, играть по своим правилам, точно достанутся огни встречного поезда. Об этом стоит подумать всем – и судьям, и игрокам, и тренерам, и журналистам (итальянцы-то уедут – а мы останемся). А особенно тем, кто не стремится к открытости и отлично чувствует себя черной кошкой в темной комнате.

Текст: Алексей Андронов

 

В чем заключается миссия Роберто Розетти и Пьерлуиджи Коллины? Что делали в сборной России Никита Баженов и Сослав Джанаев? Чем занимался в детстве Жоаозиньо? Почему Валерий Непомнящий должен тренировать клуб Премьер-лиги? До какой стадии в Кубке УЕФА доходил камышинский «Текстильщик»? Чем тульский «Арсенал» похож на «Спартак»? Какие пять интриг нам приготовила Серия А? Почему Флоренция – один из самых красивых городов мира? Чем живет чемпионат Португалии? Об этом и многом другом – в новом номере еженедельника «Футбол».

Дружите с еженедельником «Футбол» в соцсетях: