8 мин.

ЛисандрОла

Вот когда об этом впервые появилось, то воспринято было странно. С почти обрадованным удивлением. Странно, то есть. Когда в команду планируют покупать хорошего игрока (а этот – хороший, я знаю), надо бы порадоваться. Просто порадоваться, без удивления и тормозящего эмоции анализа. Но кандидатура оказалась удивительной, потому просто порадоваться было нельзя.

Во-первых, потому, что Лисандро – он как бы не совсем тот, кто был тогда нужен. Это замечательный игрок обоймы, дополняющий состав, но тогда был нужен такой, чтоб этот состав взорвал своим приходом. Или такой, или никакой вообще, потому что любых других у нас и своих на прикорме имелось. Правда, сумму называли небольшую, что как бы грело и упрощало восприятие – мол, за такие деньги, пусть приходит, лишним не будет. Однако, не договорились.

Во-вторых, Лисандро вроде как хотел во что бы то ни стало уйти из «Лиона» именно в «Ювентус», но было решительно непонятно – почему «Ювентус» вообще обратил на этого дядю внимание? Лично я, из погреба, слежу за «Личо» со времён «Порту». Он тогда безапелляционно выделялся не столько игрой, сколько свободным временем, затраченным на дизайн бороды. За годы карьеры, борода Лопеса стала сермяжной и суровой, а он сам совершил смену клуба на почти такой же, чем, казалось, свёл к нулю свою «медийную» значимость. Ведь пока ты утром, днём и в тёмное время суток выходишь за основной состав «Порту», то тебе открыт мир. Так, как больше нигде. Игрока основы «Порту» заметили априори и могут купить его все-все-все, и, в первую голову, конечно же, футбольные rich&beautiful . И когда, вместо Лондона или Каталонии, игрок уезжает в Лион, то это сразу понятно, что он как бы никуда и не уезжал, просто зарплата чутка вырастет и вместо «Буэнос диас!» надо будет говорить «Бонжур!». Равнозначный переход и собственноручный диагноз, в форме подписи под контрактом – этот «дракон» просто переполз в другую пещеру: подальше от моря, поближе к горам. Мир завоёвывыть пристало другим, тем и удивителен был интерес к Лисандро Лопесу со стороны «Ювентуса». «Дорогую редакцию» ведь тогда «заТОПали»: нужен топ-нападающий, нужен топ-игрок атаки, топ то, топ сё, топ, топ, топ… И вместо этого – Лисандро!! Ценный, полезный, нужный, но совершенно не соответствующий пиар-запросу. Впрочем, не договорились.

Каким-то волшебным образом, президент Ола сумел удержать несомненного лидера команды, хотя его, лидера, желание уйти никуда не делось.

К чести Лисандро – он этого и не скрывал, в определённый момент даже отказался от капитанской повязки, посчитав сие неправильным, так как «я сейчас сосредоточен на собственной судьбе и собственной игре». Аргентинцу оставался ещё год по контракту, но стало ясно, что, в сложившейся ситуации, отсчёт идёт не на годы, на месяцы – в аккурат к летнему трансферному окну. Ола в последнем рывке пытался набрать воды в решето, в каждом интервью «по поводу» заявляя, что Лисандро – игрок системный, командообразующий. Что «Лион» строится вокруг буэнос-айресского бородача и этот фундамент – не раскрошить. Что если уж придётся продавать, то целесообразнее продать Бафетимби Гомиса в какой-нибудь «Ньюкасл»…

08.08.2013, уважающие себя спорт-издания, сообщили официальную новость о том, что некто Лисандро Лопес, 1983 г.р., гражданин Аргентины, продан в клуб «Аль-Гарафа», из солнечного Катара. Сумма сделки составила жалких, по нынешним временам, 6млн евро, но для «Лиона» сегодняшнего – это все 10млн. Смысл в том, что Лисандро Лопес работал за контракт ценою в 3.6млн евро в год и даже своим уходом сумел принести пользу команде. Когда он сыграл свой прощальный-не прощальный матч, в его глазах стояли слёзы. Он хотел уйти, но не хотел уходить. Правильный капитан, настоящий; хоть и без повязки на рукаве.

В «Лионе» трудные времена и об этом надо непременно сказать. Ола, продающий своего лидера без журналистской помпы и вообще в обход ярмарки, продающий игрока, купленного за 24млн за сумму в четыре раза меньшую, а не большую – это ярлык современного «Лиона», логичное сравнение которого с «Порту» в начале статьи, к её концу превращается в лишённое оснований. Тот «Лион» сломался, исчез, застрял в талмудах летописцев, и это касается не только прерванной череды чемпионств. «Лион» перестал быть кузницей кадров а-ля «Порту», из клуба ушли деньги. Назойливые мухи-богачи уже не вьются над эссьенами и бензема, потому что виться не над кем. Катастрофически не над кем.

Канули в Лету те времена «демократической монархии» во французском чемпионате, когда Король-«Лион» спокойно и поступательно учил своих подданных тому, как жить по средствам. Нашёл-взрастил-продал-заработал. Механизм Жана-Мишеля Ола долгие годы завистливо точно напоминал идеал футбольного хозяйствования. И пусть непосредственно на поле выше потолка «Лион» так и не прыгнул (на тот момент французская команда, выигравшая бы Лигу Чемпионов, это всё равно что «едет Путин в метро»), то вне его, по делам инфраструктурным – проект Ола был совершенен.

Свои незаурядные способности надмозг проявил уже в 19 лет. Сын университетского профессора с детства читал «нужные книжки», в частности – корпел над информатикой, решив связать с ней свое будущее. И вот, очень скоро, всего лишь в возрасте второкурсника, ученье принесло плоды: Жан-Мишель основывает собственную компанию «Европейский центр информатики». Громкое эгоистичное название буквально впечатывает проекту успешную судьбу. Компания разрабатывала различные девайсы и занималась программным обеспечением. А Ола – считал гешефт.

В футбол его «привёл» Бернар Тапи, сам тот ещё деляга, и день 15 июня 1987 года перевернул историю «Лиона». Вот уж воистину – человек, который изменил всё…  

Вглядывавшийся в бездну клуб, уже после трёх лет командования Ола не просто избежал банкротства, а вернулся в элитный дивизион! Ола удачно вывел клуб на фондовую биржу, вложив полученные средства в строительство стадиона. Бюджет клуба, давеча прозябавшего во втором дивизионе, стал просто-таки неприличным, превысив 200 млн евро в год! В клубе было перезагружено буквально всё - менеджмент, отношение к комплектованию состава, детали организации матча и его проведения и, что не менее важно, навязывание сплошь и каждому психологии победителей, такой, какая была у самого Ола. Немаловажен тот факт, что президент не выключился из «обычного» бизнеса: около 30% дохода «Лиону» приносили совершенно неспортивные ответвления - сети парикмахерских, автошкол, ресторанов и таксопарков.

Ну а в сфере «чисто» футбола, Жан-Мишель наладил прибыльную продажу людей. Звучит зловеще, но тут как у Стругацких в финале «Пикника на обочине» - никто не ушёл обиженным. Сильвен Вильтор, Милан Барош, Эссьен, Диарра, Малуда, Абидаль, Бензема и Бен Арфа – эти и многие другие поменяли клубы на более важные, получив солидный контракт и, конечно же, принеся солидную прибыль президенту «Лиона». Ола обладал потрясающим умением понимать пик игрока, он умел продать именно тогда, когда это следовало сделать – пиковая сумма за пиковую форму! Микаэль Эссьен, который уже не торт, в момент своего пика, обошёлся Абрамовичу в 45млн евро, а всё потому, что Ола посчитал меньшую цену неуважением к собственному клубу. И если 45млн евро внушают трепет даже сегодня, то можете себе представить, насколько громко звучала эта цифра в 2005-ом.

Однако, проект «Лион» сломался. Чего-то, что было раньше, в «Лионе» больше нет. Нынче во Франции проекты другие, так сказать, «с акцентом». Шейхи и русские пришли во французский футбол как классические аннексоры, пришли не руководить, но править. Эти цари владеют огромной казной и жалуют направо-налево замки и угодья, они, как и Ола, тоже чему-то учат, возможно, тому же самому – жить по средствам. Только средств у этих больше. Несоизмеримо.

Ола продал важного команде игрока, не для того, чтобы заработать, а чтобы разгрузить зарплатную ведомость. Он даже не сможет ничтоже сумняшеся вложить эти деньги в развитие клуба, т.к. суть их – всего лишь соблюдение баланса. Трансфер-обогащение уступил место трансферу дебет-кредит, и в этом трагедия не только клуба, но и судьба человека. Возможно тогда, четвертилетие назад, Лисандро ошибся, и стоило бы искать варианты поперспективнее, чем чемпионат Франции. Теперь же, когда в «Лионе» что-то сломалось, и клуб разучился выгодно пристраивать игроков, выбор «Куда податься?» гораздо менее плодородный. Судьба человека, который, конечно же, уезжает на хороший оклад денежного довольствия и никто не гонит его туда кнутом, но как-то это неправильно и зря.

Европа теряет яркого, харизматичного, запоминающегося игрока. Игрока пасующего и забивающего – за почти 200 игр в «Лионе» Лисандро сумел набрать больше 100 очков по системе «гол + пас». В 2010 году он был признан лучшим игроком чемпионата Франции, а в 2013 – уезжает в чемпионат сбитых лётчиков. Не имея проблем со здоровьем, физической и игровой формой, в тридцать-то лет!! Не в тридцать пять, даже не в тридцать три…

И пусть сейчас мне кажется, что я запомню этого «коллегу-бородача», но даже меньше чем через сезон, уже сразу к этой зиме, Лисандро Лопеса задавят матчи «Юве», Лига Чемпионов, отбор к ЧМ и прочая-прочая… И вспомнить о нём мне случится лишь тогда, когда он чего-нибудь учудит на своём новом месте работы. Хотя – что можно учудить в чемпионате Катара? Обогнать босиком верблюда?..