6 мин.

День прощаний

В жизни «Формулы-1» последних лет двадцати каждые 3-4 года случается гонка, которая как две капли воды похожа на ту, что финишировала в минувшее воскресенье. Этап в Абу-Даби – очередная премьера Берни Экклстоуна – провел дебют на ура, но запомнится он не только ультрасовременной инфраструктурой автодрома и превосходной организацией соревнований. И даже не очередной уверенной победой Себастьяна Феттеля, который – складывается порой такое впечатление – иных викторий не признает вовсе.

Однако еще в большей степени «Гран-при ОАЭ» войдет в историю как уик-энд прощаний. О многих из них мы знали заранее, остальные возникли спонтанно. В финальный день чемпионата-2009 в последний раз в красные цвета, которые ему так идут, облачился Кими Райкконен. Фернандо Алонсо, призванный заменить финна в Ferrari, уже вряд ли когда-нибудь будет салютовать механикам Renault, а Нико Росберг едва ли подмигнет кому-либо в униформе Williams. Одновременно с этим с BMW прощался Роберт Кубица, а сама немецко-швейцарская конюшня раскланивалась перед Ф-1, где ее теперь, надо полагать, увидят еще не скоро.

Всех этих по-своему трепетных расставаний с лихвой хватило бы не то что на два – на все три чемпионата. Но в понедельник утром Рубенс Баррикелло решил присовокупить к ним еще одно и распрощался с Brawn – командой, от которой он на склоне гонщицких лет дождался и поула, и подиумов, и побед, но не дождался другого: статуса первого пилота. В конюшне же сэра Фрэнка Уильямса таковой у него, по всей видимости, будет, ибо напарником бразильца в следующем сезоне станет юный немец Нико Хюлькенберг.

Что до хода самого уик-энда, то он ожидаемо открылся под знаком превосходства McLaren. Пусть трасса в Абу-Даби на деле оказалась и не настолько извилистой и высокотехничной, какой виделась в проекции, а скорость на лучших кругах вовсю подбиралась к магической отметке в 200 км/ч, Льюис Хэмилтон все равно принялся за работу, засучив рукава своего комбинезона.

В пятницу, правда, во главе протокола отметился партнер британца по команде Хейкки Ковалайнен (1.41,307), но сути происходящего это обстоятельство не меняло ничуть. MP4-24 на одном быстром круге просто летел. И чем дальше – тем сильнее. В субботу перед обедом Хэмилтон уже вышел из 1.41 (1.40,627), а непосредственно в самой квалификации – и из 1.40 (1.39,873 в стартовом сегменте, 1.39,695 – во втором). После этого главный трофей субботы – поул - можно было и не разыгрывать. Все равно ведь ясно, что достанется он сложившему свои полномочия чемпиону мира.

И Льюис не стал разочаровывать почитателей McLaren, привезя в последней попытке квалифицировавшемуся рядом с ним Себастьяну Феттелю аж 0,667 с. Для уходящего, запредельного по плотности результатов, сезона эта цифра выглядит особенно фантастической. 0,778 британцу уступил напарник немца по Red Bull Марк Уэббер. Дженсон Баттон и Рубенс Баррикелло, четыре года кряду мирно соседствовавшие что в Honda, что в Brawn, остались почти в секунде.

В квалификации Хэмилтон предстал настоящим терминатором, но эффектный субботний номер отнюдь не гарантировал ему легкой жизни в воскресенье. Дружина Мартина Уитмарша и вправду была хороша, но не в последнюю очередь потому, что коллективы Кристиана Хорнера и Росса Брауна просто избрали иной путь к победе. Если McLaren весь уик-энд корпел над быстрым прогревом шин и работал преимущественно с мягкими составами резины, то Red Bull и Brawn больше держали в уме настройки, пригодные для длинной дистанции.

То, что Льюису не удастся уйти в серьезный отрыв, стало ясно уже после круга-двух. На старте уехав от ближайших преследователей на целую секунду, Хэмилтон на первом отрезке гонки ни разу не смог превратить ее даже в полторы. Да и подобный просвет возникал лишь тогда, когда Феттель, справедливо опасавшийся перегрева двигателя в удушающей эмиратской жаре, давал своему Renault RS27 2.4 V8 чуть-чуть передохнуть вдали от кормы MP4-24. Затем же статус-кво неизменно восстанавливался.

Фронтмену «серебряных стрел» не помогла и тактическая смекалка. Заметно прибавивший в этом чемпионате как в мастерстве, так и в умении стратегически мыслить британец нарочито медленно проехал дебютные кругов 5-6, чтобы сберечь резину для рывка накануне дозаправки. Тем самым он превращал свою гонку в некое подобие спринта, отдаленно напоминающего квалификацию – а ведь та за три полных года Льюиса в «Формуле-1» уже успела стать его коньком.

Но хитрость не удалась. На дистанции в триста километров комбинация Феттель - RB5 была тривиально сильнее. На любой ход Хэмилтона у Себастьяна моментально находился ответ – причем без малейших затруднений. Стоило лидеру гонки начать агрессивнее атаковать перебрики, как немец повторил его маневр – и приблизился к McLaren на дистанцию атаки. Оторваться от преследователя перед волной пит-стопов британцу было абсолютно нереально.

Сразу же после нее Себ выбрался на первое место и системно его уже никому не отдал. Льюис же, остановившись в боксах, продержался в «Гран-при ОАЭ» считанные круги. На MP4-24 забарахлили тормоза, и забеспокоившаяся команда сняла своего премьера с этапа. Несмотря на явные технические проблемы, времена Хэмилтона остались практически на прежней отметке, но Мартин Уитмарш и Фил Прю, инженер британца, все же не стали играть с огнем. В грядущем сезоне главная звезда английской конюшни нужен ей здоровым – тем паче, что Кими Райкконена, может так статься, в McLaren в 2010-м не будет. А с Хейкки Ковалайнена – это в очередной раз наглядно продемонстрировал ушедший этап – и взятки гладки.

Со сходом Льюиса гонка здорово потеряла в остроте – все напряжение из нее попросту ушло. За 35 оставшихся кругов зрелище для гурманов нашлось лишь дважды. Сперва проводивший всего второй Гран-при за Toyota молодой японец Камуи Кобаяси совершенно безбоязненно обошел Баттона в тот момент, когда он был на легкой машине, британец же – на тяжелой, а потом пришла уже очередь Дженсона атаковать.

Неспешный ход этапа особенно усыпляющее подействовал на Марка Уэббера, который шел вторым. От главенствовавшего в гонке Феттеля австралийца отделяла добрая дюжина секунд, пилоты Brawn держались на почтительном расстоянии, и у ветерана были все резоны для того, чтобы расслабиться. И зря. На мягкой резине BGP01 по-прежнему чувствует себя лучше всех в пелотоне, а потому к заключительным кругам от перевеса Уэббера над Баттоном остался пшик. Красивая дуэль, завязавшаяся между ними под занавес Гран-при, чем-то напомнила знаменитое единоборство Михаэля Шумахера и Фернандо Алонсо в Турции в 2006-м. И тогда, и сейчас кульминация противостояния настала на финальном круге, а в обоих случаях победа в битве осталась за тем, кто априори держался впереди.

Точно в таком же ключе McLaren впервые с 1998 (!) года опередил Ferrari в итоговой классификации Кубка конструкторов. Скудерия на «Яс Марина» была настолько плоха, что ей не помог даже сход Хэмилтона. Оставшийся в гордом одиночестве Ковалайнен тоже не набрал очков и, как показалось со стороны, не больно к ним и стремился, но в том-то и чудо, что зачетные баллы «серебряным стрелам» в этот день не понадобились вовсе.

Прекрасно понимая немощность вверенной ему команды на излете сезона, тим-менеджер итальянской конюшни Стефано Доменикали в преддверии 17-го этапа высказался в том ключе, что спасти третье место Ferrari сумеет лишь благодаря чьему-то подвигу. Говоря так, шеф коллектива из Маранелло, разумеется, имел в виду Кими Райкконена, но сам же свою надежду и убил, пригласив в Абу-Даби Михаэля Шумахера – без преувеличения, злого гения финна.

В присутствии великого немца, который, как всегда, подбоченясь, расположился на капитанском мостике Скудерии, чемпион мира-2007 выиграл одну-единственную (!) гонку из 20. Нынче выигрывать Райкконену, конечно, было вовсе не обязательно, но он не попал даже в очки! И, положа руку на сердце, и не должен был в них попадать, учитывая отвратительную форму F60. А также то, что Ferrari давно махнула на завершившийся сезон рукой, думая только о сезоне следующем, который ей проводить с Фернандо Алонсо.

Но до чемпионата-2010 остается еще четыре месяца, чемпионат же нынешний день тому назад отгремел.

http://www.eurosport.ru/formula-1/abu-dhabi-gp/2009/story_sto2111220.shtml