9 мин.

Где деньги, Зин?

Сезон 2013/2014 первый, когда специальная комиссия UEFA будет проверять бухгалтерскую подотчетность клубов на наличие нарушений так называемого «финансового fair play». Блог «Ночные рассуждения» посчитал доходы самого популярного футбольного клуба страны и поразмышлял, каким образом «Спартак» собирается соответствовать требованиям Европейского союза футбольных ассоциаций. 

Повсеместно говорится, что-де европейские гранды заканчивают сезон с прибылью. Но мало кто понимает, что у каждого «прибыльного» клуба гранда имеются непогашенные кредиты в банках на суммы с восемью нулями. В общем, это известно, но немногие решаются об этом сказать. 

Единственным толковым материалом по этой теме может служить интервью бывшего главы российского антидопингового агентства, Николая Дурманова. В нем Дурманов говорит много интересных вещей, в том числе, конечно, по теме Объединенного чемпионата. Но главным открытием, по крайней мере для меня, стала фраза о том, что самый финансово успешный футбольный клуб мира, мюнхенская "Бавария", приносит прибыль в размере всего 2 млн.евро. Как среднего размера колхоз в Белгородской области. При этом «Бавария» 3 раза за последние 4 розыгрыша побывала в финале Лиги Чемпионов. «Бавария» на протяжении последних 6 сезонов играет при аншлаге, т.е. ни одного свободного места на стадионе с 30 января 2007 года. «Бавария» - самый популярный клуб Германии, соответственно, хорошо зарабатывает на продаже атрибутики. «Бавария» играет в чемпионате, который заключил рекордный телевизионный контракт с английской компанией Sky. И всего 2 млн.евро прибыли.

О какой самоокупаемости к 2018 году может говорить президент «Спартака» Леонид Федун? Ведь «Спартак» не имеет и пятой части доходов, которые есть у мюнхенского суперклуба. Не верите? Давайте считать вместе.

Для начала необходимо понять, из чего складываются доходы клуба.

1. Билетная программа.

2. ТВ – доходы.

3. Продажа атрибутики и косвенные доходы от стадионов.

4. Реклама.

5. Призовые от UEFA

6. Трансферы.

Получается 6 статей дохода. Подробнее рассмотрим каждую из них. 

Билетную программу можно разбить на 2 или даже 3 подпункта: обычные абонементы, VIP абонементы (основная статья доходов), билеты на матчи.

Данные по абонементам находятся в открытом доступе. По состоянию на 8 августа 2013 года «Спартак» реализовал 12500 абонементов. И вряд ли к моменту закрытия продажи эта цифра существенно изменится. 

Более того, стоит сказать, что это рекордный показатель за последние 5 лет. И одной из причин этому является тот факт, что первые 4 матча чемпионата команда провела на выезде, набрав при этом 10 очков и показав ту игру, которую от нее ждут болельщики. Иными словами, болельщики успели присмотреться и понять, что в этом сезоне унылой игры точно не будет, и поспешили за заветным пропуском.

Из этих 12500 тысяч 617 составляют VIP пропуска. 

Ложи VIP на стадионе "Локомотив" с совершенно разными ценовыми категориями. От 3 до 35 тысяч рублей за матч и от 26 до 440 тысяч рублей за сезон соответственно.

Будем считать, что 70% VIP болельщиков приобрели пропуска в Diamond клуб, т.е. за 440000 рублей. 432 человека умножаем на стоимость абонемента и получаем сумму равную 4420000 в евро эквиваленте. Курс: 1 евро = 43 рубля. Здесь и далее я буду вести подсчеты в евровалюте только по причине того, что среднестатистический человеческий ум тяжело воспринимает бешеные рублевые суммы.

30%, т.е. 185 человек приобрели абонементы в обычный VIP сектор по цене 35 тысяч. 185 умножаем на 35000 = 150000 евро.

Теперь разберемся с оставшимися 11883 проданными абонементами. Благо схема стадиона с указанием секторов, на которые все раскуплено имеется. 

Один сектор приблизительно вмещает 1230 человек. 

Сначала посчитаем прибыль от Северной и Южной трибун, на которых располагаются самые преданные фанаты. Раскуплено 7 секторов. Каждый по 1230 мест. В общей сложности это 8610 абонементов, каждый из которых продавался по 9500 рублей. Получаем 1900000 евро. 

Остаются 7 (низ), 8 и 21 (низ) сектора. Вычтем VIP и фанатов, получим, что они вмещают 3273 мест. Средняя цена каждого абонемента на эти сектора 13000 рублей. Выходит сумма в 1 млн.евро. 

Таким образом, мы можем подсчитать общий доход "Спартака" от продажи абонементов. 4,420 млн (Diamond) + 0,150 млн (VIP) + 1,9 млн (Юг и Север) + 1 млн (Запад и Восток) = 7,470 млн.евро. 

Остаются обычные билеты на матчи. С этим сложнее. По данным журнала PROСПОРТ средняя посещаемость домашних матчей "Спартака" составила 18537. С учетом того, что клуб в этом сезоне продал рекордное количество абонементов, сделаем прогноз по средней посещаемости на уровне 19 тысяч зрителей. Можно было бы довести цифру и до 20 тысяч, если бы не закрытие "Лужников". Ведь теперь команда лишится 37 тысяч болельщиков на дерби с ЦСКА. "Локомотив" вмещает только 28800, а не 65000, как смогли бы принять "Лужники". 

19000 - 12500 = 6500 болельщиков в среднем будут покупать билеты в кассах перед каждым матчем. 

В этом сезоне клуб поделил 15 соперников на 3 ценовые категории. В качестве отправной точки возьмем медианную цену, т.е. вторую ценовую категорию. Средняя стоимость билета на матч 2 категории 1800 рублей. 1800*6500/43 = 270 тысяч евро доход "Спартака" от одного матча. 

15 матчей в чемпионате, минимум 1 в Лиге Европы. Спрогнозируем, что "Спартак" преодолеет раунд плей-офф и даже выйдет в 1/8 турнира. Значит, закладываем еще 8 матчей. 6 матчей по 2 ценовой категории, еще 2 матча по первой. 

0,270*22 = 6 млн.евро за 22 матча. Еще 2 матча весной продут по ценовой категории, где средняя цена билета 2200 рублей. 6500*2200*2/43 = 670 тыс.евро. 

Общий итог от кассовых продаж билетов равен 6,670 млн. Но в силу того, что матчи Лиги Европы команда проведет на стадионе, который вмещает на 2,5 тысячи меньше прогнозируемой посещаемости, мы имеем право 1 млн.евро вычесть. Итак, итог: 5,670. 

Складываем это с абонементами = 5,670 + 7,470 = 13,140 млн.евро. 

Таким образом, реальные доходы "Спартака" по 1 статье 13,140 млн.евро. 

Второй статьей доходов я указал ТВ. 

С этим пунктом все довольно просто. В начале июля "НТВ-плюс" заключила контракт по которому в течение 3 сезонов должна выплатить 97 млн.долларов. Это 32 млн.долларов за сезон, или 25 млн.евро. Делим 25 млн на 16 команд Премьер-лиги, получается 1,5 млн.евро на каждую команду, в том числе и "Спартак". 

Прямо скажем не густо. Даже грустно.

Третий пункт - продажа атрибутики и косвенные доходы от стадионов.

Ген.директор клуба, Роман Асхабадзе, утвержает, что за последнее время прибыль от единственного магазина, расположенного на Красной Пресне, и от продаж во время матчей выросла в 2,5 раза. Не доверять Асхабадзе оснований нет. Но по сравнению с чем она выросла и за счет чего? 

Во-первых, всем известно, что в России чрезвычайно развит контрофакт. И многие предпочитают покупать условную форму не в официальном магазине, а у мошенников. Во-вторых, цена на официальную продукцию клуба просто зашкаливает. И отдавать 2,5 тысячи рублей за зажигалку, пусть и с символикой клуба, многие сочтут глупостью. 

Поэтому на чем строится основной доход мерчендайзинга? Это игровая форма и шарфы. Но, допустим, что я преданный болельщик и в прошлом сезоне купил красно-белый шарф. Значит ли это, что в этом сезоне я куплю еще один? А в следующем - третий? Однозначно, нет. А как показывает практика, на стадион ходят в основном одни и те же люди. И резонно предположить, что если они и купили майку клуба с шарфом, то купили не на один год. 

Спрогнозируем, что все-таки 500 человек на каждом матче покупают шарфы за 600 рублей/штука. 500*600*24/43 = 170 тыс.евро. 

Но не только шарфами живет мерчендайзинг. Как уже было сказано выше, есть еще игровая форма. В новом сезоне "Спартак" выпустил красивый черный комплект и наверняка болельщики потянутся в магазин, чтобы его приобрести. Цена футболки 2100 рублей. Если вы читали бендбук клуба, то могли видеть цифру в 20 тысяч проданных футболок. Однако еще не вечер. Спрогнозируем, что ее купят 40 тысяч человек. Смешное число по меркам европейских грандов, но вполне отражающее рынок покупательской способности в России. 

Кстати, можете спросить у Шараповой, много ли она заработала на своих конфетах в России. 

Но даже 40 тысяч человек способны принести в копилку клуба без малого 2 млн.евро. 

Получается 2,170 млн на одних только шарфах и футболках. А ведь есть еще мячи, халаты и даже постельное белье. Не забываем и о торговле чаем/бутербродами во время матчей. Думаю, наберется сумма около 3,5 млн. Смешная, но в 2 с лишним раза больше, чем от ТВ прав. 

Четвертая статья доходов - это реклама.

На сайте клуба есть логотипы всех спонсоров, их 12. Но журнал PROСПОРТ - это, конечно, информационный партнер. Как и портал championat.com, и "Русское Радио". Nike - технический спонсор, он поставляем форму. "ЛУКОЙЛ", "ИФД - Капиталъ" и просто "Капиталъ" - компании, в совет директоров которых входит Леонид Федун. Иными словами, это перекладывание денег из одного кармана в другой. Этим, кстати, занимаются арабские шейхи, утверждающие, что логотип на форме стоит 200 млн.евро. Herbalife - спонсор по питанию.

Остается KIA, загадочная компания PanAtlantic и корпорация "Открытие". Последняя заключила с клубом договор на 6 лет, по которому с сезона 2013/2014 на игровой форме будет размещен логотип компании, а будущая арена приобретает имя "Открытие Арена". Сумма сделки известна: 1 млрд 208 млн рублей. 

Таким образом, за сезон выходит сумма в размере 4,682 млн.евро. 

Как вы считаете, название стадиона стоит больше, чем просто размещение логотипа на форме? Если так, то ни с KIA, ни с PanAtlantic "Спартак" не имеет соглашения на сумму большую, чем 4,682 млн.евро. По самым оптимистичным прогнозам эта сумма вдвое меньше. 

Подсчитаем доходы от рекламы: 4,682 + 4,682/2*2 = 9,364 млн.евро. 

Пятая статья доходов - призовые за участие в еврокубках. 

Данные в открытом доступе. 

"Спартак" получил от UEFA 14,090 млн.евро. Насколько наработал столько и получил: 1 победа и 5 поражений в группе. 

В этом сезоне выплаты будут еще меньше, примерно раза в 4. Лига Европы потому что.

И последний пункт: трансферы. 

Начиная с сезона 2010, "Спартак" потратил на игроков 129 млн.евро. Получил от продаж лишь 40 млн. Говорить о каких-то доходах здесь не приходится.

Теперь мы можем сложить, получившиеся выше суммы, чтобы выяснить, сколько же зарабатывает клуб. 

13,140 + 1,5 + 3,5 + 9,364 + 14,090 = 41,594 млн.евро.

40 миллионов евро - бюджет краснодарской "Кубани". "Спартак" не "Кубань". Годовой бюджет "Спартака" в 2,5 раза больше.

Кто покрывает  разницу ясно. Для UEFA - это "спонсоры", которые "хотят", чтобы клуб их рекламировал. Для нас - Леонид Федун, который мечтает вывести клуб на самоокупаемость, но которому едва ли это удастся.