7 мин.

Вокруг Анжи. Разбор полетов

В те несколько дней, что прошли после официального заявления «Анжи» о смене курса вместились огромное количества всевозможных публикаций (аналитика, чушь какая-то, интервью, комментарии и прочее, прочее) о бюджете клуба, будущем, распродаже игроков и т.д.; праздник Ураза-Байрам, в дни которого я смог выбраться в свой родной район (кстати, несмотря на разность национальностей, общий с Сулейманом Керимовым) и заявление пресс-секретаря врио Президента, который, вроде как, озвучил, мнение/позицию Рамазана Абдулатипова по поводу «Анжи». 

В моем селе, где я рос до 18 лет, тоже много говорили о Сулеймане Абусаидовиче, но больше в контексте его благотворительной помощи району и республике, его трат на хадж-тур и т.д. и всего что вокруг этого. Но это вообще отдельная тема, о которой я говорить не хочу, и которая мало не имеет отношения к спортивной теме. Поэтому оставим её в покое. Пройдемся лучше по основным вопросам, обсуждаемым в СМИ.

Бюджет

С подачи Константина Ремчукова в СМИ объявлено, что бюджет на текущий сезон составит 50-70 млн. долларов. Многие после этой цифры поспешили сразу объявить, что проект «Анжи» можно считать закрытым. Но давайте разберемся.

Во-первых, я нигде в официальных заявлениях клуба не слышал об этой цифре, но, учитывая странную спицифику дагестанского клуба делать часто официальные заявления через твиттер председателя совета директоров, который при наборе сообщения вообще может оказаться в США, в это можно было бы поверить. Хотя заявление того же Ремчукова о проблемах со здоровьем Керимова было опровергнуто в течение 3 часов. Кстати, относительно оперативно для новостей про "Анжи" и его владельца.

Во-вторых, я, конечно, не силен в экономических хитросплетениях, но, вроде, знаю, что, когда объявляется в начале сезона бюджет, в эту сумму входит в том числе и покупка игроков. У «Анжи» в этом сезоне уже нет необходимости покупать игроков, а если они и будут приобретены, то за счет продажи более дорогостоящих и с большой зарплатой. Высокооплачиваемого тренера в «Анжи» тоже уже нет. Это, по-моему, самый важный момент при рассуждении о маленьком бюджете махачкалинцев, потому что «самой большой статьей расходов футбольных клубов во всем мире являются зарплаты футболистов и тренеров».

В-третьих, если даже верить словам Ремчукова о бюджете, то потолочная сумма (70 млн.) это бюджет ЦСКА накануне сезона 2011 года и больше, чем бюджет махачкалинцев того же, первого керимовского, сезона.

В-четвертых, указывая на бюджет «Анжи» и говоря о том, что махачкалинцы теперь будут бороться за выживание в премьер-лиге, многие почему-то забывают, что это не бюджет клуба, который существует на дотации из регионального бюджета (утверждаемого заранее на год после тонны бюрократических проволочек местным парламент) или попросительно-принудительной форме какой-то компании. Для тех и других футбольный клуб – это бремя, временами непосильная и ненужная.

Керимов же в любой момент может проплатить необходимые расходы, залатать неожиданно образовавшиеся дыры и т.д. в бюджете своего собственного клуба. То есть никакой необходимости писать письма Путину, Абдулатипову, Обаме, воззваний к болельщикам и т.д. у клуба нет и не будет, пока клуб является собственностью Сулеймана Керимова. Тут совершенная иная структура взаимоотношений клуба и того, кто формирует его бюджет. Про продажу клуба нигде ни слова, даже в виде намека нет и, думаю, не будет.

Сокращение бюджета "Анжи"– отражение проблем "Уралкалия"

Как пишут, Сулейман Керимов потерял 500-650 млн. долларов на акциях «Уралкалия». Бюджет «Анжи» сокращен на 100-150 млн. 620-150=470.

Вам не кажется немного смешным, что Керимов пытается за счет футбола залатать такую дыру? Мне кажется. Потому что ни о каком сокращении или сворачивании программы хадж-тура (около 3 тысяч человек только в этом году), большой программы по строительству мечетей (как минимум два открыты за последние полгода) и ремонту старых в Дагестане, сворачиванию или продаже завода листового стекла (будет открыть в сентябре, бюджет/затраты -10-11 млрд. рублей), других благотворительных линей районного и республиканского масштаба за счет которых тоже можно было бы «латать дыру» я пока не слышал.

Причиной обвала акций «Уралкалия» не стали какие-то сторонние вбросы, а официальное и подробное заявление Гендиректора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера об изменениях в стратегии компании, сделанные утром 30 июля. Повторю, обвал акции начался только ПОСЛЕ этого заявления. Сомневаюсь, что такие опытные игроки биржевых дел не знали, на что идут.

Себестоимость того самого калия в России – 50-60$ за тонну. Даже при самом-самом худшем сценарии цены на рынке могут стабилизироваться в районе 250-300$ за тонну. Дальше считаем сами прибыль «Уралкалия» даже при этих ценах.

Добавим, что «Уралкалий» в этом году, чуть ли не в июле заключила контракт с китайской CNAMPGC на поставку 500 т. тонн до конца года, а в пятницу гендиректор корпорации Potash Corp. Билл Дойл – один из главных игроков на мировом рынке калия – заявил:«Период разногласий между производителями будет скорее кратким, чем продолжительным. Логика берет верх. Конфликты между российской и беларусской сторонами были и ранее. Они были не столь публичными, но такое уже случалось в прошлом». Учитывая, что мировой рынок калия работает не по принципам свободной конкуренции, а по правилам картеля, думаю, Дойл что-то уж точно знает.

Цены на акции имеют природу, как падать, так и расти в силу разных событий, сообщений и «вбросов». Было время, правда, ещё в докризисный период, что тонна калия на рынке стоила около 1000$.

Для человека, имеющего состояние в 7 с хвостиком млрд. долларов потеря (и это только в случае немедленной продажи Керимовым Уралкалия, о чем, вроде, даже и речи не идет) чуть больше полумиллиарда, думаю, не такая большая трагедия. Как известно, Керимов попадал и в более тяжелые передряги после кризиса 2008 года.

Вообще, история с акциями «Уралкалия» мне лично кажется отдельной игрой, в курсе подробностей и целей которой только близкое окружение Сулеймана Керимова.

Реформа "Анжи" – желание/решение/просьба Путина и/или Абдулатипова

7 августа на ИТАР-ТАСС появились комментарии пресс-секретаря врио Президента РД Рамазана Абдулатипова Магомедбека Ахмедова.

Цитата Ахмедова: «Президент республики встречался с владельцем «Анжи» Сулейманом Керимовым. Речь шла о том, что клубу необходима оптимизация. Президент обсуждал с Керимовым то, как нужно подходить к работе всего клуба и к игре команды в частности».

Скажу честно, мне вообще сложно комментировать данное заявление, да и не совсем корректно с моей стороны, поэтому ограничусь лишь парой заметок на полях.

Ни на сайте Главы Дагестана, ни на РИА «Дагестан» - по сути, ретрансляторе всего (встречи, заявления, комментарии и т.д.), что связано с президентом и правительством республики – я даже строчки ни о встрече Абдулатипова и Керимова, ни самого этого заявления Ахмедова не нашел. Думаю, те, кто не первый день прямо или косвенно связан с информационной «кухней» республики согласятся с тем, что это, по меньшей мере, странно.

В начале сентября Республика Дагестан должна получить Главу региона без приставок и.о., врио и т.д. Вокруг этой темы сейчас много всевозможных разговоров и кривотолков, временами просто кардинально противоположных мнений, сообщений и вбросов. Мне кажется, сейчас не самый удачный период для такой далеко не самой популярной в среде дагестанских болельщиков просьбы от врио и, если названная встреча имело место быть, Рамазану Гаджимурадовичу с Сулейманом Абусаидовичем и так было о чем поговорить и без темы футбола. Думаю, бюджет Анжи не самый насущный вопрос сейчас в дагестанских политико-бизнес кругах.

«Интервью» Дениса Лахтера, выложенное на сайте, изначально специализирующемся на фейковых новостях комментировать, думаю, нет смысла. Прочие сообщения, заявления и т.д. в духе «Путин решил закрыть кислород Керимову» тоже комментировать не вижу смысла. Кажется люди забыли, в какой стране мы живем и как у нас руководство страны умеет «закрывать кислород» олигархам. Уж точно не с «мелочных» проектов в 200-400 млн. долларов начинают.

Керимов охладел к «Анжи», как когда-то к другим видам спорта

В подтверждение этой версии часто приводят его взаимоотношения со спортивной борьбой, которые якобы прекратились в 2008 году.

Я не знаю, насколько надо быть ленивым (а может просто слепым) человеком, чтобы не открыть сайт ФСБР и не посмотреть, как там обстоять дела с этим вопросом.А там, кстати, первыми висят два баннера структур Керимова – Kerimov Foundation и Нафта Москва, через которые и оказывается помощь федерации, а в попечительном совете, как и несколько лет назад, все также председательствует сам Сулейман Керимов. Думаю, комментарии излишни.

Что-то писать/комментировать про «аналитические» материалы, рассуждения, местами полные яда и желчи, местами не совсем понимающих о чем пишут (особенно, когда пишут про дагестанскую политику), а местами банального бреда на не выспавшуюся голову из под пера авторов sportru желания у меня нет никакого, точно также как и на результаты полетов фантазий отдельных журналистов, экспертов, «специалистов» других изданий. Добавлю лишь, что меня очень удивило, что в высокохудожественных и не очень материалах, рассуждающих о «крахе» и «падении» Анжи почти ничего путного не говориться о спортивной составляющей причин изменений в махачкалинском клубе. А она следующая.

С началом текущего года «Анжи» во всех турнирах провел 22 официальные встречи. Итог: 6 – побед, 7 – ничьих, 9 – поражений.

Вылет из Лиги Европы, упущенная (минимум) путевка в Лигу чемпионов, проигранный финал Кубка страны, проваленный старт нового чемпионата.

И это при роскошных условиях для игроков, новых дорогостоящих покупках, огромных прочих финансовых вливаниях. Вам не кажется, что Сулейман Керимов оказался очень терпеливым человеком?

Чую, мы сейчас свидетели очередной большой игры Сулеймана Керимова. Этот дяденька ещё посмеется над своими злопыхателями;)

Записи по теме:

Керимову пора вмешаться. Взгляд из Дагестана на проблемы «Анжи»

Who is mister Kerimov? Часть I

Who is mister Kerimov? Часть II