5 мин.

Краш-тест «Анжи». Столкновение «Востока» и «Запада»

Солидность футбольного клуба определяется не только титулами и спринтерскими победами на коротких дистанциях. Класс клуба – это прежде всего его надежность. Способность выдерживать самые серьезные испытания на прочность. «Анжи» сейчас проходит такой краш-тест, жестче которого еще не было в российском футболе: у главного акционера клуба финансовые проблемы, в раздевалке команды кровавые драки, россыпь звезд выставлена на продажу.

Первые заметные постороннему глазу деформации на лакированном корпусе «Анжи» появились 22 июля, когда в отставку подал главный тренер команды Гус Хиддинк. Рассказывают, что этому шагу предшествовала настоящая, до крови, драка в раздевалке. В рукопашной сошлись два самых жестких игрока команды – Диарра и Денисов. После этого отношения на повышенных тонах выясняли Хиддинк с одним из негласных руководителей «Анжи». А вскоре Хиддинк вынужден был покинуть команду, и, судя по всему, это была не добровольная отставка, а увольнение.

В клубах с таким большим бюджетом, как у «Анжи», всегда идет борьба за управление идеологией и, соответственно, финансовыми потоками. В махачкалинской команде, похоже, до последнего времени существовало два сильных полюса влияния. Условно их можно назвать группа «Запад» и группа «Восток». Клан «западников» возглавляет Герман Ткаченко. Один из самых известных футбольных менеджеров страны входил в футбольный мир как человек команды Романа Абрамовича. Когда у миллиардера были свои интересы в Самарской области, Ткаченко стал президентом «Крыльев Советов», а чуть позже и сенатором от этого региона. Потом Герман Ткаченко основал мощнейшую агентскую компанию ProsportsManagement, имел отношение к различным громким футбольным проектам, но «Анжи», похоже, стал наивысшей точкой его бизнес-карьеры. Ткаченко определял направления трансферной деятельности клуба, и через него проходили многие из громких футбольных сделок главного акционера «Анжи» Сулеймана Керимова.

***

Про группу влияния «Восток» известно намного меньше. Руководят ею, по всей видимости, из Дагестана, и именно этот клан всегда и призывал Сулеймана Керимова делать ставку на внутренний рынок. Не исключено, скандальная и таинственная история с назначением и скорой отставкой Юрия Красножана с поста главного тренера «Анжи» связана как раз с противостоянием двух кланов. Тогда верх взяли «западники», и при поддержке Самюэля Это’О Красножана заменили на Гуса Хиддинка.

Конфликт Игоря Денисова, а возможно, и еще ряда русскоязычных игроков, с именитыми легионерами, а также отставка голландца, по всей видимости, запустили новый виток противостояния кланов. Победу в ней поначалу одерживал «Запад» – Денисова, который покидал Санкт-Петербург из-за конфликта с главным тренером Лучано Спаллетти, снова негласно обвинили в попытке развала команды. Но спустя несколько дней в информационное пространство из Дагестана была запущена альтернативная версия. Согласно ей Диарра и Буссуфа хотели на тренировке намеренно нанести травму Одилу Ахмедову, которому проигрывали борьбу за место в основном составе, Денисов якобы вступился за партнера по команде, а Самюэль Это’O занял сторону легионеров.

При таком повороте общественного мнения позиции «западников» оказывались уже не столь прочны. Тем более на фоне удручающих спортивных результатов (всего 2 очка после четырех стартовых матчей). А Сулейману Керимову, за внимание которого и ведется вся борьба, порядком надоели скандалы и приближающиеся к миллиарду долларов расходы. Рассказывают, главный акционер был крайне раздражен всем происходящим.

И тому были не только футбольные причины. В основном бизнесе у Керимова тоже глобальные проблемы. Стоимость его главного актива – компании «Уралкалий» катастрофически снижается, кредиторы выходят с требованиями о выплатах, перезанимать на пороге возможного нового финансового кризиса не так-то просто. Самым логичным решением выглядит снижение расходов на непрофильные активы. Футбольный клуб с годовым бюджетом под 200 млн долларов – главный из них.

***

Идеология «восточного» клана одержала победу. Теперь «Анжи» ждет курс на внутренний рынок и глобальная распродажа. У Сулеймана Керимова и его менеджеров есть ровно месяц на то, чтобы пристроить большинство из своих звезд. «Голос «Анжи» Константин Ремчуков объявил, что бюджет клуба на текущий сезон составит 50–70 млн евро. Похоже, это как раз та сумма, которую махачкалинский клуб планирует выручить за продажу Виллиана, Это’О, Денисова, Кокорина, Жиркова, Буссуфа, Жусилея, Самбу и прочих, за вычетом расходов на расторжение контрактов и прочих компенсаций. С этими деньгами «Анжи» должен прожить самый сложный сезон в своей «новой истории». А затем, кто знает, может быть, кризис минует Сулеймана Керимова и его бизнес, у него вернется интерес к футболу, и придет время для очередного этапа извечного противостояния Востока и Запада.

Текст: Андрей Вдовин

Фото: Сергей Дроняев

С кем Игорь Денисов дрался в раздевалке «Анжи»? Насколько комфортно будет смотреть футбол на «Открытие Арене»? Сколько стоит одно сиденье будущего спартаковского стадиона? Что думает о новом вызове Илья Абаев? Как поживают вильнюсский «Жальгирис» и «Памир» из Душанбе? В чем главная проблема чемпионата Украины? Какие интриги нас ждут в стартующем чемпионате Испании? Почему немецкие футболисты неохотно покидают Бундеслигу? Чем характерен футбол в Белфасте? Об этом и многом другом – в новом номере еженедельника «Футбол»!

Дружите с еженедельником «Футбол» в соцсетях: