8 мин.

Профессор из Дагестана

Арриго Сакки, Жозе Моуринью, Андре Виллаш-Боаш, Леонид Слуцкий – всех их объединяет не только профессия, но и путь к ней. Все участники этого квартета никогда не играли в футбол на высоком уровне, зато сумели стать отличными наставниками. Журнал Eurofootball расскажет еще об одном тренере, впервые вставшим к доске с фишками... в 16 лет!

Врожденный Дефект

Строгая женщина в белом халате ткнула в таблицу указкой и гневно приказала:

Читай!

Парень наморщил лоб, прищурился и неуверенно выдавил:

Ш?

Врач тотчас перевела указку ниже, и подросток так и не сумел воспроизвести нужную букву. Женщина насупилась и проворчала:

Приводят же слепых. С таким зрением ни о каком Суворовском училище можешь даже и не мечтать. Следующий!

Одиннадцатилетний Гаджи Гаджиев не без облегчения вышел из кабинета. В четвертом классе родители вздумали отдать его туда, где занимаются военной подготовкой. Мальчика эта тематика привлекала исключительно в порядке выслушивания многочисленных увлекательных рассказов отца-фронтовика, пришедшего с фронта без обеих ступней. Футбол – вот о чем грезил Гаджи, которому плохое зрение не мешало блистать и во дворе, и в секции неординарной техникой и игровым мышлением. Увы, в 16 лет с мечтами о большом спорте все-таки пришлось проститься. При искусственном освещении обладатель катастрофических «-7» Гаджиев не видел решительно ничего. В начале шестидесятых линзы считались дорогой и небезопасной заграничной забавой, и уроженец дагестанского города Хасавюрт принял взвешенное, но болезненное решение: уйти из футбола.

Шестнадцатилетний рулевой

Надо сказать, что к пятнистому мячу Гаджи относился трепетно и самоотверженно. Заслуженный тренер рассказывал, как однажды договорился с приятелем пойти и дополнительно потренироваться в пять – не уточнив, утра или вечера. Как вы уже поняли, Гаджиев пришел на поле ранним утром. Само собой, товарищ в это время мирно спал в постели. Другая история не менее показательна. В книге Андрея Старостина Гаджи вычитал полезное упражнение для развития стартовой скорости, поделился им с одноклубниками, и вскоре жители города недоуменно косились на толпу крепких юношей, прыгающих и пытающихся достать макушками до ветвей деревьев. Для кавказского парня великая британская игра стала религией:

Уже к моменту женитьбы четко знал, что футбол – главное в моей жизни. Без него я точно не смог бы. Все остальное подстраивалось под футбол.

Читать Гаджиев любил, а учиться в школе – не очень. Он с легкостью вытягивал предметы на тройки, а мать причитала – парень все время посвящал либо утюгам, либо футболу. Под «утюгами» подразумевался утренний ритуал будущего кандидата педагогических наук. Гаджи связывал несколько тяжелых гладильных приборов, поднимал их и развивал мускулатуру – гантели в то время считались фантастической роскошью.

С 16 лет «гаджиевская» футбольная болезнь переросла в стадию лихорадки. Он тратил все деньги на газеты, зачитывал их до дыр, но внимание акцентировал не на пресных и сухих отчетах о матчах, а на репликах выдающихся специалистов. Их блестяще эрудированный дагестанец бережно вырезал и регулярно перечитывал. Десятилетиями позже Гаджиев познакомится с Курбаном Бердыевым, и у них найдется колоритная точка соприкосновения. Нынешний рулевой «Рубина» не мог позволить себе покупку издания, но прибегал в киоск к открытию, одалживал спортивную газету, за несколько минут жадно проглатывал ее, после чего возвращал в идеальном состоянии. Самообразование Гаджиев всегда ставил очень высоко, понимая, что интеллектуальный багаж человека состоит в большей степени не из того, чему его почти насильно обучили в школе, а из того, что ему действительно необходимо в данный момент. Гаджи Муслимович точно не помнит, кто впервые уважительно назвал его Профессором, но прозвище неожиданно быстро приклеилось. Свой первый тренерский опыт кавказский наставник вспоминает не без иронии:

Тренировать я начал в 16. Юношей. Дискомфорта не испытывал, да и проблем в работе со сверстниками не было. Правда, сейчас немного смешно вспоминать, как кричал на них за курение. Очень сердился. Очень. Потом была команда родного Хасавюрта, которая играла на первенство Дагестана. Неплохо, кстати, играла. Поэтому меня и пригласили на повышение.

В 26 лет Гаджиева позвали в махачкалинское «Динамо». Молодой тренер не стушевался и нисколько не стеснялся своего возраста. Напротив, старательно «закручивал гайки»:

Мне помогал Валера Маслов, легендарный футболист и игрок в бенди. Справились. Даже удалось к концу турнира подняться повыше в таблице, финишировали не в аутсайдерах. А еще я отчислил шесть человек – за отношение к работе. И, знаете, лучше стало.

Через сборные – В клубы

Из Дагестана перспективного рулевого перевели в Москву. Гаджи Муслимович закончил ВШТ, где учился, по его признаниям, в охотку, защитил диссертацию и получил предложение из все той же Махачкалы, но работать вторым тренером не пожелал. Гаджиев знал себе цену и задал руководителям клуба напрашивающийся вопрос: зачем вы отправляли меня учиться, если я и так мог занимать пост ассистента?

До 1986 года целеустремленный выпускник ВШТ трудился научным сотрудником – в ЦСКА и сборных командах СССР. Гаджиев не сомневается – путь к успеху лежит через кропотливое изучение футбольных пособий:

Уверен в том, что у меня самая богатая библиотека методической литературы в стране. Покупал книги на рынках, просил привезти из-за рубежа, а потом приставал к друзьям, чтобы перевели. Штудировал каталоги и заказывал нужные издания. Это мой капитал. Деньги я тратил не зря.

В 1986 году Гаджи Муслимович наконец-то вернулся на тренерскую скамейку – стал помощником Анатолия Федоровича Бышовца в молодежной сборной Союза, завоевавшей «золото» ОИ. Та команда впитала в себя привычку побеждать, и, по мнению Гаджиева, чисто физически не могла уступить в финале сеульских игр бразильцам. После триумфа Бышовца и его ассистентов перевели в первую сборную.

К сожалению, в 1991-м случился развал страны, и наша команда выступала на чемпионате Европы без флага и гимна. Любители футбола со стажем не без грусти вспоминают бесславный разгром дружины СНГ от немотивированных (и по слухам, под- выпивших) шотландцев.

Гаджиев совмещал работу в первой и молодежной сборных, а в 1999 году его приглашает махачкалинский «Анжи». Гаджи Муслимович с хладнокровием принимает вызов, и приводит дагестанский коллектив к четвертому месту в чемпионате России 2000 года. На сегодняшний день «Анжи» – мощный российский топ-клуб, но только в сезоне 2012/2013 Гус Хиддинк сумел превзойти достижение тринадцатилетней давности, заняв с дагестанцами третью позицию в Премьер-Лиге.

В 2004 году Гаджиев принимает «Крылья Советов». В ту пору самарский клуб пребывал в пограничном статусе: волжан называли то кусачей «грозой авторитетов», то безвольными «плюшевыми игрушками». На 2004-й пришелся расцвет Андрея Каряки: хавбек научился с пугающей стабильностью исполнять практически неберущиеся штрафные. Свой самый важный гол полузащитник забил 16 мая на 85-й минуте гостевой схватки с «Зенитом». По личным встречам «Крылья» обошли петербуржцев и завоевали свои первые и единственные на сегодня бронзовые медали российского первенства.

Попадание в еврокубки – превосходный результат для провинциального клуба, но в 2005 году самарцы резко сдали. Причиной тому послужили перебои с выплатами зарплат. Впрочем, перебои – очень мягкое определение, потому что денег футболисты почти не видели. Массовые уходы, заявления в прессе, обещания руководства и необходимость выступать на два фронта не сломили Гаджи Муслимовича. В условиях жесточайшей турбулентности кавказский тренер привел своих подопечных к спасительному четырнадцатому месту.

В подмосковный «Сатурн» Гаджи Гаджиев пришел в мае 2007-го и гроссмейстерски вывел раменчан в пятерку чемпионата. Именно «инопланетянам» было суждено стать вершителем судьбы чемпионства. За три тура до конца турнира «Сатурн» поделил очки со «Спартаком», а в последнем матче сезона на своем поле проиграл питерскому «Зениту», короновав клуб из Северной столицы. По итогам 2007 года дагестанского специалиста признали лучшим тренером России.

Команда мечты

«Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» – сказал ученик Героклита Кратил. В русло войти, безусловно, можно, но река уже будет не та – настоящий смысл афоризма Гаджи Гаджиев испытал на себе, вернувшись в «Анжи» в 2010 году. Сулейман Керимов вкладывал немалые средства, приглашая иностранных и отечественных звезд, для которых мудрый Гаджи Муслимович, выигрывавший лишь «бронзу» чемпионата, не был серьезным авторитетом. Обстановка накалилась к августу 2011-го: дагестанские трибуны, зараженные максимализмом Керимова, позабыли о заслугах Гаджиева перед местным футболом и открыто требовали расторжения контракта с наставником. В то же время в «Анжи» сенсационно перешел камерунский голеадор Сэмюэль Это’О, и 29 сентября уроженца Хасавюрта, не размениваясь на сантименты, освободили от должности, дав понять, что топ-клуб нуждается в топ-тренере. Конечно же, трудоголик Гаджиев недолго сидел без работы. В июне 2012 он подписал контракт с «Волгой».

Начало чемпионата нижегородцы провалили. Гаджи Муслимович не без основания жаловался на судейство, но апелляциями очки не вернешь. Единственным положительным впечатлением от первой половины сезона стала искренняя и вдохновенная игра Алексея Сапогова, благодаря которому «бело-синие» набирали хоть какие-то очки. 26 декабря 2012 года кавказский тренер волжан был отправлен в отставку.

Через три дня после увольнения Гаджиев преподнес себе и болельщикам «Крыльев Советов» подарок на Новый Год. Самарцы прозябали в зоне стыковых матчей, и руководство клуба поставило перед Гаджи Муслимовичем четкую и прямую, как перекладина, задачу: не вылететь в болото ФНЛ. Грамотный рулевой подготовил своих питомцев и к оставшимся турам чемпионата, и к переходным матчам. Как итог– «Крылья» довольно уверенно отстояли свое место в Премьер- Лиге, в стыках уверенно осадив нальчинский «Спартак».

Гаджи Муслимович Гаджиев – настоящий романтик и очень разносторонняя личность. Он владеет рестораном, постоянно изучает новые футбольные методики и без труда вспоминает перипетии матчей тридцатилетней давности. Своей нынешней жене, журналистке Елене, он признался в любви в стихах, попросив ее родить двойню. Елена не ослушалась, и теперь в семье Гаджиева возникла презабавная путаница – внук тренера старше его детей.

У Гаджи Муслимовича есть истинно футбольная мечта:

У меня двое маленьких сыновей, пятеро родных внуков и много двоюродных, а это – целая футбольная команда мальчишек. Как-нибудь соберу их вместе, – и они при мне сыграют.

...А мечты, как известно, должны сбываться.

Павел Городницкий

Материал из августовского номера:

Eurofootball Август

Следите за журналом «Eurofootball» в соц. сетях:

    

Группа ВК
instagram

Скачать журнал на iPhone, iPad: https://itunes.apple.com/ru/app/eurofootball/id610282470?mt=8 

 

Подписаться на Eurofootball любым удобным для вас способом:

http://eurofootball.ru/journal/subscribe