Частотные полемические уловки
1. Сперва добейся. Применяется повсеместно, почему - Б-г весть.
Применение: Уязвление критика персоны x, указание ему на то обстоятельство, что x чего-то добился в футболе/биатлоне/баскетболе, а критик всего лишь болельщик, не имеющий никакого права трогать своими грязными руками светлый лик x, тем паче подвергать сомнению его слова.
Пример: Экс-футболист, ныне аналитик, титан мысли и отец русской демократии x дает интервью. Как и большинство подобных интервью, оное интервью состоит на 99% из идиотии и дурости достаточно спорных вещей. Юзер y высказывает сомнение в адекватности высказанных мыслей политическому моменту, в ответ на что юзер z говорит юзеру y что-нибудь вроде: "X, между прочим, не какой-нибудь censored, а обладатель почетного звания лучшего игрока 7 тура чемпионата СССР от 1976 года. А ты, y, чего добился в футболе? Вот сиди и не вякай, x лучше знает."
Суть ошибки: Юзеру y вовсе необязательно быть Гарринчей, чтобы понять, что титан мысли x излагает идиотию и дурость достаточно спорные вещи. Аналогично зрителю, который зачем-то ознакомился с фильмами У. Болла, не нужно быть Орсоном Уэллсом, чтобы понять, насколько плох сферический "Бладрейн" в вакууме. Аналогично любому человеку не нужно быть в курсе ядерной физики, чтобы осознать факт аварии на Чернобыльской АЭС. Nuff Said.
С академической точки зрения "Сперва добейся" является синтезом ad hominem (обращение к имени) и ad vericundiam (обращение к авторитету). Активно применялся схоластами, которые считали достаточным доказательством того или иного тезиса аргумент magister dixit (ссылка на труды античных философов, прежде всего на Аристотеля).
Уловка существует и в виде незамутненного ad hominem.
Пример: Юзер x выносит суждение по вопросам тактики, на что юзер y говорит ему что-нибудь вроде: "X, а ты в футбол-то сам играешь? А то заладил тут - 4-3-3, 3-5-2, а сам по мячику, небось, не попадешь".
Суть ошибки: Юзеру x опять-таки необязательно быть Диего Армандо Марадоной, чтобы разбираться в вопросах футбольной тактики. Как показывает пример самого Диего Армандо, иногда это даже мешает. Впрочем, сборной Аргентины пожелаем исключительно успехов и всяческих достижений, речь не о том.
2. А у вас негров линчуют.
Применение: Перевод обсуждения с одного предмета (неудобного для обсуждения) на другой (неудобный для оппонента).
Пример: Обсуждение очередного не очень красивого баннера вроде "С днем рождения, дедушка", вывешенного болельщиками команды x. Болельщик команды y осуждает данный баннер, в ответ на что болельщик команды x указывает ему на то, что и болельщики команды y хороши, а в цветах команды y нет черного цвета. И вообще, в команде y негров линчуют.
Суть ошибки: То, что среди болельщиков команды y тоже есть поклонники дедушки и принципиальные противники толерантности, не является оправданием художеств части болельщиков команды x. Кроме того, не стоит забывать о том, что конкретный болельщик команды y не несет ответственности за поступки других болельщиков y. В народе такой способ вести дискуссию называют "перевести стрелки".
С академической точки зрения является разновидностью все того же ad hominem — ad hominem tu quoque (и ты тоже).
3. Где имение, а где вода.
Применение: Вместо исходного тезиса доказывается другой, близкий по смыслу.
Пример: Футболист x наносит травму другому футболисту. Болельщик команды, за которую выступает x, начинает оправдывать этого самого x. Вместо тезиса "x не виноват в травме, это игровое столкновение" он доказывает тезис "x, в-общем, негрубый игрок". При этом "негрубость" x служит не смягчающим обстоятельством, а его полным оправданием.
Суть ошибки: Личностные качества x имеют весьма опосредованное отношение к конкретному эпизоду матча. Оправдывать x на том основании, что он негрубый футболист - все равно, что оправдывать обвиняемого в убийстве, руководствуясь соображением "обвиняемый хороший человек".
С академической точки зрения является частным случаем ignoratio elenchi (подмена тезиса).
4. Миллионы не могут ошибаться.
Применение: Апелляция к мнению большинства как к весомому аргументу. Восходит, вероятно, к неверному пониманию тезиса "vox populi - vox dei".
Пример: Ну, например, такое вот умозаключение: "Команда x демонстрирует самую красивую игру, поскольку у команды x больше всего болельщиков."
Суть ошибки: В целом описывается известным афоризмом (знающие люди утверждают, что авторство афоризма принадлежит Станиславу Ежи Лецу, но тут поручиться не могу): "Все-таки в дерьме что-то есть, миллионы мух не могут ошибаться". Две существенные ошибки приведенного выше умозаключения: 1) Количество болельщиков вообще не самый надежный индикатор "красоты" игры. 2) Красота - понятие относительное, на вкус и цвет фломастеры разные, и все такое прочее.
С академической точки зрения является т.н. argumentum ad populum (обращение к большинству).
5. Предвосхищение основания.
Собственно, "предвосхищение основания" - вполне себе академический термин. Использую его в силу того, что народных названий этой уловке никто почему-то не придумал. На латыни petitio principii.
Применение: Использование в качестве аргумента суждение, само по себе нуждающееся в доказательстве.
Пример: Футбольный клуб x выигрывает какой-то кубок. Болельщик клуба-конкурента пишет что-нибудь вроде: "Ценность победы x неочевидна, поскольку для достижения этой победы руководство x прибегло к использованию админресурса, договорных матчей, убийств и поджогов".
Суть ошибки: Поджоги и убийства Использование админресурса нужно доказать, в противном случае действует такая гуманная штука, как презумпция невиновности. Впрочем, в нашей стране авторитарных медведей и тоталитарных балалаек, как показывает практика, все эти европейские глупости игнорируются на раз.
6. Пираты и глобальное потепление.
Применение: Временная последовательность событий приравнивается к причинной зависимости.
Пример: В команде x, после череды чемпионств, начинается спад. Во время этого спада другие команды чемпионата выигрывают европейские кубки, а сборная и вовсе выходит в полуфинал европейского чемпионата. В связи с чем болельщик клуба-конкурента x пишет что-нибудь вроде: "Успехи наших клубов и сборной связаны со спадом клуба x".
Суть ошибки: Суть ошибки наглядно продемонстрировал старина Боб Хендерсон со своим Летающим Макаронным Монстром, в той части письма в Канзасский департамент образования, которая касается влияния количества пиратов на глобальное потепление. Нужны подробности - Гугл в помощь.
С академической точки зрения является ничем иным, как post hoc ergo propter hoc (после этого, следовательно вследствие этого). Уловка древняя, очень древняя. Сам Владимир Ильич Ульянов-Ленин поминал "post hoc ergo propter hoc" в своих выступлениях, так-то.
7. Бог существует, поскольку никто не доказал обратного.
Применение: Аргументация, согласно которой то или иное утверждение верно, только потому, что никто не доказал ошибочность данного утверждения. И наоборот.
Пример: Например, следующее умозаключение: "В России регулярно проводятся договорные матчи, поскольку никто не доказал обратного".
Суть ошибки: Отсутствие доказательства обратного никак не доказывает исходный тезис. Кроме того, если говорить о приведенном выше умозаключении, то не следует забывать о все той же презумпции невиновности, будь она неладна.
С академической точки зрения является т.н. argumentum ad ignorantiam (обращение к незнанию).
С примерами использования представленных выше уловок вы можете ознакомиться в комментах на том же sports.ru, тысячи их. И запомните - применение этих уловок какбэ намекает прочим участникам Специальной Олимпиады на то нехитрое обстоятельство, что вы идиот не самый искусный спорщик на белом свете.
Спасибо!
ссылка на блог на главной ленте- хороший механизм раскрутки)
По существу:
в целом согласен, кроме:
- п.7 лучше использовать с бритвой оккама и итоговый результат гораздо лучше
- п.1 крайне спорен
есть отличная цитата Б.Шоу (на память цитарую): «я в жизни не снес ни одного яйца, что не мешает мне судить о качестве яичницы»... и Шоу естественно слегка передергивает:)
имхо - очень есть очень тонкая грань, когда принцип применим и наоборот:
некий автор говорит: «игра команды Х - г-но», и тут с ним тяжело спорит... например, если команда Х - Химки
а если тот же автор говорит: «игра команды Х - г-но, я бы и то лучше игру поставил», то ему резонно заметят, что для человека ничего не добившегося на тренерском поприще такие заявления несколько неумны
Таким образом, если некий результат(а тем более процесс) можно оценить сравнением с аналогами (пусть и приведя их «к общему знаменателю»), то быть Д.А. Марадоной не обязательно
Если же для оценки результата/процесса нужны некие специфические знания, то все обстоит иначе
………………………………,.-‘»……………….``~.,
………………………..,.-«……………………………..»-.,
…………………….,/………………………………………..»:,
…………………,?………………………………………………\,
………………./…………………………………………………..,}
……………../……||……………||………………………,:`^`..}
……………/……………………………………………,:»………/
…………..?…..__…………………………………..:`………../
…………./__.(…..»~-,_…………………………,:`………./
………../(_….»~,_……..»~,_………………..,:`…….._/
……….{.._$;_……»=,_…….»-,_…….,.-~-,},.~»;/….}
………..((…..*~_…….»=-._……»;,,./`…./«…………../
…,,,___.`~,……»~.,………………..`…..}…………../
…………(….`=-,,…….`……………………(……;_,,-»
…………/.`~,……`-………………………….\……/\
………….`~.*-,……………………………….|,./…..\,__
,,_……….}.>-._\……………………………..|…………..`=~-,
…..`=~-,_\_……`\,……………………………\
……………….`=~-,,.\,………………………….\
…………………………..`:,,………………………`\…………..__
……………………………….`=-,……………….,%`>--==``
…………………………………._\……….._,-%…….`\
……………………………..,<`.._|_,-&``…………….`\
…………..,-~*`lllllllllllllllllllllllllll¯`*-,
………,-~*llllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll*-,
……,-*llllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll.\
….;*`lllllllllllllllllllllllllll,-~*~-,llllllllllllllllllll\
…..\lllllllllllllllllllllllllll/………\;;;;llllllllllll,-`~-,
……\lllllllllllllllllllll,-*………..`~-~-,…(.(¯`*,`,
…….\llllllllllll,-~*…………………)_-..*`*;..)
……..\,-*`¯,*`)…………,-~*`~.……………/
………|/…/…/~,……-~*,-~*`;……………./.\
……../…/…/…/..,-,..*~,.`*~*…………….*…\
…….|…/…/…/.*`…\………………………)….)¯`~,
…….|./…/…./…….)……,.)`*~-,…………/….|..)…`~-,
……/./…/…,*`-,…..`-,…*`….,---……\…./…../..|………¯```*~-
……(……….)`*~-,….`*`.,-~*.,-*……|…/.…/…/…………\
…….*-,…….`*-,…`~,..``.,,,-*……….|.,*…,*…|……\
……….*,………`-,…)-,…………..,-*`…,-*….(`-,…
Спасибо за спасибо, обращайтесь.
Быть может, в ближайшее время что-нибудь еще накидаю.
Представим следующую ситуацию - на программу Гордона «Закрытый показ» приходит сферический Балабанов в вакууме. Как известно каждому, кто хотя бы раз лицезрел это действо, в качестве эспертов на «Закрытый показ» обычно приглашают т.н. отечественных кинокритиков, которые, как правило, имеют филологическое/литературоведческое образование и вообще ни черта не смыслят ни в одном аспекте кинопроизводства.
Один из этих «экспертов» начинает критиковать ну, скажем, монтажные склейки фильма сферического Балабанова. При этом эксперт вовсе не понимает, о чем он говорит.
И тут у сферического Балабанова есть два пути. Первый - указать «эксперту» на незнание матчасти и всячески подвергнуть презрению.
Второй - указать «эксперту» на незнание матчасти, после чего упомянуть о том, что «эксперт» всего лишь кинокритик, а сам Балабанов режиссер, вследствие чего Балабанов всяко лучше разбирается в монтажных склейках (sic - именно здесь и спрятан ad hominem сиречь «Сперва добейся»). При этом не забывая подвергнуть оппонента презрению.
Понимаете, куда я клоню? Если ваш оппонент несет околесицу, то совершенно не важно, кто он и чего добился в той или иной области - достаточно будет разумно и логично объяснить ему, в чем он неправ. Вовсе не используя ad hominem.
Хотя, конечно, существуют ситуации, когда использование «Сперва добейся» более-менее оправданно. В частности, ваш пример:
«..а если тот же автор говорит: «игра команды Х - г-но, я бы и то лучше игру поставил..»
Но в данном случае ваш оппонент сам переводит тему разговора на себя. Ну и, соответственно, получает изрядную порцию едкого сарказма и тонкой иронии.
Что касается бритвы Оккама, то да, это вариант.
ps: Кстати, принцип бритвы Оккама вполне применим и в случае с ad hominem.
Если ваш оппонент неправ - достаточно будет указать ему на то, что он неправ. Не умножая лишние сущности и не приплетая к разговору личность оппонента.
pps: Спасибо за развернутый комментарий. Заходите к нам еще)
***
тут какая штука - далеко не всегда есть полная аргументация и не всегда есть четкая причинно-следственная связь и далеко не всегда это мнение околесица
т.е. оппонент может аргументированно продвигать свое мнение, только это мнение будет исключительно теоретическим
я к сожалению прямо сейчас не готов расписывать пример, но, я думаю, такие каждый вспомнит и сам из своей жизни:)
т.е. часто бывают ситуации, когда именно опыт (а достижения в общем случае именно показатель !успешного! опыта) является решающим при равной аргументации или равно спорной аргументации
Нагуглил - доставило.