Que-se-que-de!
Сегодня 30-ого октября, когда в Москве выпал первый снег, одному моему приятелю исполняется 23, а Диего Армандо Марадоне – 49 лет. В этот день явно рождаются гениальные люди. Гениальные, но с заложенным кем-то механизмом саморазрушения. Эдакие Заратустры, всем своим видом показывающие, что идут только путем своего сердца, не смотря на то, что это большое и доброе сердце ведет их к погибели.
Не так давно – в июле этого года – на полках книжных магазинов появилась переводная версия автобиографии Марадоны. По забавному и преднамеренному стечению обстоятельств соседствовала она с автобиографией Пеле. Вот так, спустя годы их продолжают сталкивать лбами даже на книжных полках, и конца этому противопоставлению не видать…
По назиданию Романа Трушечкина я купил обе книги, но начал, естественно, с Марадоны. Почему естественно? Да потому что науке этого не объяснить – в попытках до чего-то докопаться мы лишь нагородим еще большие пласты слов, историй – вымышленных или настоящих – и все равно не дойдем до сути.
Диегито забивал свои «голы столетия» англичанам за год до моего рождения, и я до сих пор завидую своему честному дяде, видевшему игру Марадоны не на youtube’е; но любимому дедушке, видевшему Пеле, я не завидую вовсе. Пеле – это что-то из области легенд, когда трава была зеленее, а вода мокрее… Пеле – это библейский Адам, ни разу не покидавший свой рай. Марадона был там и там, он падал и не раз еще упадет, но обязательно поднимется…
Марадона феноменален и точка. Это непреложная истина. Но, тем не менее, читая его книгу, удивляешься еще больше…
Какой другой футболист, например, может быть так преисполнен любви к футболу и при этом, не сдержавшись оттого, что его «отрезали прекрасной комбинацией», врезать сопернику по яйцам; да еще и вовсе не тому?.. Злиться и рыдать оттого, что его не взяли на чемпионат мира в возрасте шестнадцати лет, и так и не простить Луиса «Эль Флако» Менноти, под руководством которого он выиграл все, что можно и нельзя? Но простить баска Гойкочеа, вырубившего его на полгода в концовке матча с Бильбао, который Барса уверенно выигрывала 3:0? Или, уходя из «Архентинос Хуниорс», выбрать бедную и ничего не имевшую тогда «Боку» взамен угрозам и деньгам «Ривера»?
Он весь соткан из противоречий, и эти противоречия были и остаются для него допингом. Сам он говорит, что играл лучше всего, когда был зол, когда кто-то специально или непреднамеренно расправлял красную тряпку для быка из Фьорито. Вратарь «Боки» Уго «Эль Локо» Гатти как-то в бытность Диего игроком «Архентинос» назвал его ничем не примечательным футболистом да еще и толстяком (а может, и не называл, но это всплыло в прессе), и Марадона «вставил» ему четыре. «Вставил» четыре своей любимой «Боке»!