Без лица. Почему Рубин должен был сменить бренд
Критика в адрес руководства клуба, которое провело очередной ребрендинг, а так же самого детища – новой эмблемы, достигает масштабов цунами. Каждый, сочтя за долг, высказывает свое стадное "фи". В Казани фанатами «Рубина» активно распространяются агит-листовки против инициаторов, ряд СМИ Казани в погоне за трафиком не стесняется подливать масла в общий котел негатива пестрыми заголовками, а болельщики, в большинстве своем ведомые, пляшут под эту дудку и, не зная всей подоплеки и мотивов руководства по проведению ребрендинга, охотно бросается камнями в сторону клуба. Но есть в этой истории с очередной сменой бренда и другая сторона медали, которая делает позицию клуба вполне понятной и даже правильной.
«Рубину» был крайне необходим ребрендинг
Логотип 2012 года, который был утвержден при Дмитрии Самаренкине после конкурса и автора которого почти никто в клубе не знает, мог стать настоящей головной болью для обновленного руководства казанцев. Точнее одной из болей, оставленной после не лучшего периода под правлением Самаренкина. Начнем с того, что хоть «старая» эмблема и полюбилась болельщикам казанцев, она имеет много заимствованных и узнаваемых деталей других логотипов - как клубов (лондонский «Арсенал»), так и национальных команд (Северная Ирландия, Израиль). С ней клуб испытывал ряд проблем с заявкой и утверждением, а Роспатент отказывал в присуждении прав клубу на сам бренд, под которым он почти год существовал. Фактически «Рубину» не принадлежало то, за что футболисты бились и что регулярно отстаивали на поле.
Вдобавок мог объявиться условный автор, который бы заявил свои права на бренд и, если бы дело вдруг дошло до разбирательств и суда, «Рубин» лишился бы и приличной суммы денег (намного большей, чем было заплачено итальянским создателям нового логотипа), так и в срочном порядке искать и заказывать новый логотип, дабы не оказаться лишенным вообще какого бы то ни было клубного бренда, а значит и своего лица. Все равно, что иметь в паспорте чужую фотографию.
По удачному опыту работы итальянского отдела Interbrand (в Турине и Донецке до сих пор поминают добрым словом) было бы логичным довериться в этой работе именно профи, а не в очередной раз устраивать открытый конкурс – прошлый опыт показал, что хорошего в этом куда меньше, чем полагает большинство. Обойдя старые грабли, «Рубин» заключил официальный договор с итальянцами, по которому является основным владельцем бренда, а соответственно может наконец-то полноценно и без страха заниматься маркетинговой составляющей работы любого серьезного клуба – к примеру, открывать свой магазин атрибутики (который, кстати, откроется уже в октябре), продавать экипировку с новой символикой и получать заслуженную прибыль не боясь, что в какой-то момент со стороны объявиться некий якобы создатель и предъявит свои права на все, где красуется, возможно, и вправду его эмблема.
Сторона, которой не выгоден новый ребрендинг
Как уже было сказано, логотип, красовавшийся всего год на футболках команды, был выбран по итогам открытого конкурса, победитель которого и автор соответственно известен разве что инициаторам – собственно, Самаренкину, так и бывшему начальнику отдела маркетинга «Рубина» Ивану Мешкову. След обоих в клубе давно простыл, так и имя автора остается до сих пор неизвестным. Есть и иная сторона, которую во всей этой истории интересует только финансовый аспект, представители которой уже не являются работниками клуба. Экипировки со старым брендом, который с недавних пор уже не актуален, у этой стороны целые склады на сумму с множеством нулей и с реализации которой ранее клуб не имел ни гроша (спасибо экс-президенту и допущеной им ситуации). Какую реакцию и в пользу чего будет агитировать «потерпевшая» сторона, которая по сути наблюдает обесценивание своей продукции? Само собой начнет всячески склонять и манипулировать всеми доступными путями и средствами так, чтобы поднять как можно большую бучу и вывести на протест серьезную массу небезразличных, подливая масла еще и через прессу, дабы сохранить свои крупные вложения. Пусть это больше и от безысходности - все средства хороши.
Конечно, есть просто болельщики и наблюдатели, которым эмблема не нравится чисто эстетически или им просто ценны традиции, старый облик логотипа, с которым многое было связано. Пусть ими движут лишь естественные реакции на кардинальные и резкие изменения. Любое новшество по определению вызывает больше скепсиса, чем довольных возгласов. И дело не ограничивается одним лишь примером ребрендинга «Шахтера», который был принят в штыки, а ныне в новой эмблеме украинцы души не чают. В стране, во власти которой почти два десятка лет стоит один и тот же человек, где по сути каждый второй ярый консерватор, вряд ли будут готовы к резким переменам и дело тут касается далеко не одной эмблемы. Все новое и неизвестное видится в негативном фоне - у нас такая психология. А итог второго за два года ребрендинга клуба – перемена вполне себе серьезная и потому реакции во многом ожидаемы. Но всякое новшество со временем воспринимается буднично. И если разобраться и вникнуть в идеи и замысел новой эмблемы, в благоразумных умах она не вызовет недоумения.
Петух и на гербе Казани?
Учитывая возраст фанатского движения «Рубина», которое лишь недавно отпраздновало свое 15-летие, можно предположить и о возрасте основного контингента этих ребят. Они говорят и аргументируют свой протест тем, что руководство не чтит традиции. Тем самым ребята «с Рубином в сердце» дают понять только то, что не особо знакомы с клубной историей и вряд ли видели эмблемы ранее 1996 года. Например, образца 1970-ого, выполненной в форме круга и стрелки – стремящейся ракеты. И если приглянуться к новому образу лого казанцев, эти очертания узнает любой прожжённый болельщик со стажем, заставший команду времен исторической для клуба фигуры - Николая Сентябрёва. Новая эмблема в этом очертании и форме лишь отсылает к истории, а не преподносит что-то новое. Тот же круг, тот же разрыв круга, но не в виде стрелки – в новой клубной эпохе крылья Зиланта прерывают этот цикл.
Не являясь специалистом в геральдике, но все-таки зная, как выглядит герб города Казани, иной раз удивляешься острякам с их сравнениями про «петуха», который щеголяет в рубиновом круге, да еще и в неких панталонах. Изображение на гербе столицы Татарстана ОДИН В ОДИН соответствует образу, разработанному итальянцами. До перышка, до расположения «куриных лап», до формы языка, короны и свинченного хвоста Зиланта (единственное отличие - направление хвоста). И всякий, кто в очередной раз будет сыпать куриными эпитетами в адрес новой эмблемы тем самым подвергает критике герб даже не города - казанской губернии, который был утвержден еще Александром II более 150 лет назад. «Уберите петуха» - не будут писать там, где есть хоть капля уважения по крайне мере к городу, в котором проживают и его истории.
Все остальные претензии и брошенные камушки – полнейшая вкусовщина. Чтобы сделать такую эмблему, дабы удовлетворить потребности и желания абсолютно каждого болельщика, ты скорее получишь тот самый «ералаш» из басни Михалкова, а не вразумительный и независимый бренд, который теперь имеет клуб.
Пускай он не всем полюбился, пусть у каждого найдутся колкие фразы и даже критичные кричалки в адрес инициаторов жизненно необходимого для клуба ребрендинга, нужно понимать и принимать все детали и нужды этого решения. Оно обоснованно и не пришло просто потому что кому-то в руководстве нравится перед очередным сезоном наблюдать упоминание «Рубин» и «ребрендинг» в одном предложении. И, конечно, его нужно принять. Ведь исходя из логики – если ты не принимаешь то, что направленно на улучшение работы и состояния твоего любимого клуба, то соответственно желаешь ему обратного. А потому вряд ли можно назвать «оппозиционера» болельщиком, раз он желает команде той кризисной точки, к которой привело бы бездействие.
Ну накосячили же!!! Признайтесь!!! Зачем что-то придумывать, отматываться, изворачиваться?! Все футбольное сообщество смеется над этим ребрендингом!
Статья заказная, проплаченная, или безграмотность ?)
В остальном все рассуждения о красоте и эстетике логотипа - это все вкусовщина (я это, к слову, говорил еще до Климовой, но назвал это плюрализмом в том тексте). Даже тут в ленте с узким кругом людей уже возникла разность мнений, чего говорить об оффлайне. Кому то нравится кофе, кто то пьет чай - но к чему обливать друг друга кипятком?
Мнение поменялось лишь о том, целесообразно ли было проводить ребрендинг - да. Стали известны кое-какие детали, которые я и описал и которые делают эту позицию руководства (как я посчитал) вполне себе логичной и в чем-то верной. Случись обратное - ору и крику было бы больше, почти не сомневаюсь - говорили бы, мол "почему бездействовали - гнать".
Есть такой тип людей, которые любое обратное мнение начинают преподносить, как купленное и продажное. У них не то что черное и белое без промежуточных цветов - тупо темень. Я в апреле писал текст о том, почему нужен Рубин после нападок в унисон 3-ех непоследних журналистов страны. Их тоже обвиняли мол ребята бомбят по заказу выше, а я тогда был назван какой-то не ангажированной стороной противовеса (хотя мое отношение к Рубину никогда не менялось) - если люди так резко и внезапно меняют трактовки, называя по сути одну и ту же защитную позицию в адрес клуба купленной, то что говорить о мнениях. Они меняются с той же регулярностью.
Но автору спасибо за статью. Многое разъяснил. Хотелось бы, чтобы все, кому хоть каким боком интересен Рубин, прочитали это. Может страсти и поутихнут. А то реально это уже напрягает.
Что-то злой рок какой-то вокруг Рубина всё время: как будто мало нам всяких околофутбольных напастей.
Автор может сколько угодно оправдывать это г...но, но создавать в 2013 году ЭТО - полнейший позор.
За "Рубин" не болею, есличо.