Петушиные бои. О ребрендинге Рубина
Наверное, Дмитрий Торбинский и не предполагал, что уезжая из Москвы чуть ли не под кричалки болельщиков «Локо» с посылом выгнать из клуба Ольгу Юрьевну, он приедет в Казань под те же самые возгласы, но в адрес уже другой дамы, теперь уже не менее известной. Южная трибуна Центрального сразу после свистка судьи в матче с «Ягодиной» подхватит «Увольняйте бабу из клуба!» и не только у Димы проснется чувство дежавю.
Мария Климова выйдет к 4-ому сектору западной трибуны и стоя у выхода десяток другой минут будет смотреть на игру, изредка поглядывая в сторону фан-сектора. Скроется с трибуны она уже перед концом первой половины и не застанет аналогичного содержания кричалок в тайме втором.
В «Рубине» разворачивается клинч фанатов и руководства и как бы Василий Уткин не язвил на тему существования ультрас у казанцев, они не единственные, кому не пришлись по душе последствия очередного ребрендинга. Рядовые болельщики и просто сторонние наблюдатели тоже не признают так называемого петуха на мятой бумаге. Баннеры с перечеркнутой новой эмблемой будут видны не только на секторе фанатов. Противники сходятся на том, что эмблема слишком отстранилась от прошлых черт и не должна превращаться в сугубо герб города. Она для них чужая.
Несмотря на то, что клубная позиция вполне понятна – были заплачены большие деньги и проведена серьезная работа (растяжки, новые рекламные баннеры, нанесение на атрибутику, полная смена сайта), в ходе которой фундаментально были изучены все детали о клубе и городе, которые соединили воедино, - со стороны руководства ощущалось что-то в духе «хорошая мина при плохой игре». Это походит на то, когда ты покупаешь в магазине какую-то шмотку именитого бренда, которую можно было бы купить в условном дисконт-бутике в разы дешевле, но ты всячески будешь оправдывать вложение, ведь серьезно облегчил свой кошелек и покроешь себя «ну это вам не Китай какой, а оригинал». Interbrand – создатели похода Зиланта «с востока на запад», делали бренд «Ювентуса», «Шахтера», Олимпиады в Сочи, так и бренд Burberry не обошелся без их вмешательства. 1 миллион долларов, по слухам, вкупе с авторитетом и опытом агентства внушал уверенности в том, что итальянцы придумают и выдадут очередной брендовый шедевр. Но по лицам Климовой, Громова и Сорокина в ходе презентации, выражающих полное отсутствие какого бы то ни было энтузиазма, было ясно, что и они сами, возможно, ждали немного иного. Деньги заплачены, работа сделана – в «Рубине» не сказали ни слова сожаления о провальной покупке Эдуардо за баснословные деньги, и вряд ли стоило бы ожидать иной позиции касательно бренда. Ударили по руками и запустили в производство. Хотя вспоминая о том, что логотип был представлен на неделю позже, чем сама форма - может в руководителей и одолевали сомнения.
Не буду повторяться о том, почему мне не нравится новый логотип, который второй раз на неделе режет глаз. Это не так важно. Важнее в этой истории конфликта между болельщицким сообществом и руководством клуба из-за лого то, увидеть как широко эта тема стала обсуждаться и сколько РАЗНЫХ мнений и оценок она получила.
По сути эмблема – это то, за что игроки и борются в не последнюю очередь. За что футболист отдает здоровье, что целует, выражая свою любовь к команде и на самом деле для игрока эмблема даже чуть важнее, чем для болельщиков или руководства. В первую очередь для прожженных, конечно. Таких, как Шаронов, к примеру. Капитан в ходе презентации озвучил, что хотел бы видеть своих детей через много лет в форме с этой эмблемой – и вот это уже важно. С трудом бы поверил, что такая независимая клубная фигура, как Рома Шаронов будет на публику бросаться подобного рода речами, приписывая и своих чад. Эмблема явно ему по душе. А Карадениз, дважды за пять дней отличившийся, расплывается в улыбке так же, как и с эмблемами старого образца. Профессионалам и вовсе не важно, что у них на груди – главное отдавать себя игре без остатка. К большинству игроков это тоже относится.
С новой эмблемой «Рубин» выиграл уже второй матч подряд и спровоцировал шутки про фарт итога второго за два года ребрендинга. Но Курбану Бекиевичу, кажется, все эти перетиры чужды и малоинтересны, хоть он и прослыл чуть ли не самым суеверным тренером в стране. И вчера многие могли заметить, что на его пиджаке так и красуется эмблема образца 96-ого года, которая была еще при его приходе в «Рубин», с которой он в последствии взял два чемпионата и два суперкубка, кубок страны, с которой обыгрывал «Барсу» и возил дома «Интер». И вряд ли всему виной условная швея, не способная исполнить новый заказ.
В итоге мы получаем ситуацию, в которой каждый сохраняет свою отличную от других позицию – болельщики хотели ребрендинга, но не столь кардинального, игрокам видимо пришлось все по душе или вовсе они не предают этому большого значения (кто-то ведь уже успел поиграть под тремя эмблемами за довольно короткий срок – не привыкать), а главный тренер в стороне от них всех с трепетом бережет и помнит об истории, которую сам и ковал, не горя желанием второй ребрендинг подряд нашивать новое лого. И ведь есть еще позиции отличные от этих.
В «Рубине» и вокруг него царит плюрализм разного рода отношений к глобальным переменам бренда. От резко негативных и радикальных, до обратных и защитных – знаю наверняка (ибо слышал и видел), что многие теперь будут на зло ультрас ходить в атрибутике с новым логотипом «да пошли они, ишь че удумали – разборки». «Оппозиция» против такого отношения и ультиматумов «фанатья» больше, даже чем против самой обновленной эмблемы.
Все, что сейчас происходит можно назвать и расколом, с тем же успехом обозначить это, как какой-то маркетинговый провал. Но что точно, так второй ребрендинг поимел больший успех в плане пост эффекта. Новый логотип теперь знают, после поднятого шума его увидели даже те, кто футболом интересовался вскользь (надо же понять, из-за чего весь шум), а обсуждений о нем теперь больше, чем о трансферной кампании «Рубина», например и том или ином победном матче команды – абсолютно все ушло на второй план. На устах у всех лишь разговоры о логотипе, споры, дискуссы, перетиры, реакции, какие-то внутренние дебаты за и против - он получил такой отголосок положительный и отрицательный, который вообще вряд ли ожидался инициаторами. Можно не принимать эмблему, но не принять тот факт, что клуб зажегся по-новому и разбудил сонное фанатское рубиново царство, а так же повышенное внимание со стороны, добрую долю пиара – уже это отвергать невозможно. А что, если не это - составляющая успеха любого ребрендинга?
А тогда только ленивый не высказался по новой эмблеме.
когда руководство повернется к болельщикам лицом и народ будет ходить на футбол как на праздник,а не по привычке,тогда пофигу будет что на эмблеме.вон,у Санкт Паули череп и кости на флаге,а форма вообще цвета говна,а болельщики и команда едины и живут только благодаря друг другу,а не вопреки как у нас
Вот недавно в одном из хоккейных блогов писали про самые худшие майки клубов НХЛ. Вот там были и ужасные варианты эмблем. Новая эмблема Рубина ещё не такая плохая. Но в НХЛ мнение фанов имеет существенный вес и за зрителя (покупателя) борются.
У нас же мнение зрителя значение не имеет. Даже если вся атрибутика с петухом останется на складах финансирование Рубина не пошатнется ни на евро-цент. Про наши полупустые трибуны (хотя на игре с Зенитом их было меньше, чем обычно) и все так говорят в этих ваших интернетах. Понабрав менеджеров из развалившихся клубов Рубин какбэ делает шаг вперед?..
Что сделает клуб? Как варианты: предложит вторую эмблему, вернет как было или, как принято, пошлёт фанатов подальше. Третий вариант самый очевидный, ибо мнение покупателя, пока от него не зависит благосостояние продавца, не имеет никакого эффекта.
Если все фанаты уйдут со стадиона, если будут стоять спиной к полю, если будут кидать шашки, петарды, гранаты... для ФК Рубин Казань не станет не горячо не холодно.
Заходи на нее отсюда: http://www.rubin-kazan.ru/rubin/index.php
Адрес гостевой изменился.
пока нам не пойдут на встречу - мы не пойдем на стадион
вот тебе другой пример. у Зенита всегда полный Петровский, так они даже имеют наглость влиять на трансферную политику
у ЦСКА - полупустой стадик, как и у Рубина. и всем плевать на мнение горстки болельщиков
вы сперва докажите, что вас много, что с вами надо считаться
СМИ (а татарстанские сми, в особенности), как им и положено, заняли позицию дерьмовбрасывателя и ждать от них объективности было бы наивно. Так что, спасибо вам, Владислав. Хоть каплю здравомыслия в этот бардак, но внесли.
Хочется еще немного по лого сказать. Зилант взят с лого Казани с небольшими изменениями (крылья). Все остальное просто несколько стилизовано с сохранением формы. Шрифт простой и читаемый, мелковатый, возможно, но качественный (гротеск - он всегда в моде).. Про композицию промолчу, но и она смотрится недурно с фоном и без. Рубиновый фон... (татары, не обижайтесь, я не зло это сейчас скажу..) но ведь есть же такая отличительная особенность у ваших женщин... украшения и всякие блестящие штуковины любят.. да, все любят, но татарочки как-то по-особенному (национальные костюмы тому подтверждение, если хотите) ;) И нате вам - логотип блестящий и "богатый"... Думаю, тут даже национальный колорит проканает;) Так что придется новый логотип, со временем, но придется ко двору и будет узнаваем во всем мире, благодаря команде.
Если бы с сайтом не накосячили, все вообще прошло бы в меру гладко. Но сайт - отдельная песня и отдельный косяк.