3 мин.

Игра, которую мы выбираем

Альбер Камю, получивший нарицательное имя при жизни “Совесть Запада”, признавался: «Самое лучшее, что я постиг из области нравственности, пришло ко мне из футбола». Несколько лет назад, уйдя из “Алмаза” после очередной ссоры, именно эти слова стали символом создания новой команды, которой суждено было через 2 года, выдержав испытание общественным недоверием и откровенным порицанием, стать одной из самых интригующих, играющих команд во всем чемпионате.

Играется, как живется, мы одинаковы в игре и в жизни. Футболист, ведомый за полем агрессией ко всему, что чуждо его сложившейся философии, никогда не преобразится в игре. Следуя этому утверждению, впитывая дух солидарности и коллективной ответственности, год за годом мы приближались к тому идеалу, что в размытых очертаниях имелся в голове каждого из ныне действующих членов команды. Сквозь нелогичные отчисления сильных игроков, мешавших всепоглощающему прогрессу, сквозь общий злорадный хохот, сопровождавший каждое поражение или игру в усеченных составах, согреваемые верой редких, но искренних доброжелателей, мы делом и опытом меняли сознание людей и заставляли их взглянуть по-новому на нас. Главные наши победы одерживались не на футбольных полях, а являлись отголосками того заглушающего ненависть успеха, из-за которого многие наши критики с легкостью пушинки добровольно оборачивались преданными союзниками.

Хорхе Вальдано, один из последних романтиков футбола, выжженный прагматиком Моуриньо из “Реала”, писал, что игра способна возбуждать как высокие, так и низменные чувства, может быть насыщена коварными ловушками и благородными устремлениями. Точно так же результата можно достичь красивой игрой или разрушительными действиями, грязными провокациями и мелкими фолами. Найти истину в футболе невозможно. Он допускает слишком большое число справедливых суждений, чтобы самому претендовать на свою правоту. С самого первого матча обновлённого “Квазара” руководством к действию, девизом в тумане мрачных обывателей стала фраза, однажды и навсегда вызвавшая моё восхищение: “Я молюсь своим богам и не восстаю на чужих”. Победы наши являлись следствием кропотливой, местами бюрократической работы и сила наша, увеличивавшаяся с каждым матчем, несла в основе своей любовь к сотне таких же противников: разноцветных, странных, влекущих и необычных. Так влюбленный юноша, обожествляя свою возлюбленную, любит всех остальных женщин, среди многообразия которых он нашел свою единственную. Правда, было бы глупо, если бы любовь к собственной матери имела бы смысл лишь в случае ненависти ко всем остальным матерям? Не затрагивая глубоко тему всегда неблагодарной, в условиях лфл, селекции, замечу лишь, что “Квазар” дал многим талантливым ребятам, обделенным на время вниманием со стороны нелюбительских команд, возможность вырваться в большой футбол. Харизма и сложный путь успеха, который сопровождает таких ребят, как Миша Каретников, Кирилл Суслов или Дима Канунников, полностью совпадает с историей возникновения команды и ее нынешним положением, что магнитом притягивает их друг к другу на благо общего дела. Лишенные из-за финансовых проблем возможности организовать постоянные тренировки с целью увеличения мастерства, мы могли им дать то, чего не хотели дать остальные: веру в их исключительный талант, благодаря которому все остальные проблемы переставали казаться чем-то неразрешимым, а самое страшное неверие – неверие в собственные силы, никогда не затмевало их сердца. 

Сейчас, когда футбольный спектакль стал частью истории и начинается период осмысления и анализа пережитого, можно с легкой улыбкой убедиться, что “Квазар” одержал безоговорочную победу в первенстве первого дивизиона, забив больше всех, пропустив меньше всех и став самой корректной командой чемпионата. Впрочем, для команды, привыкшей свои победы считать нормой, блаженство исчезает с молниеносной быстротой, уступая место думам о следующем сопернике. И, что бы остальные ни говорили о деньгах и их роли в достижении конечного результата, есть нечто такое, чего не купишь ни за какие деньги: “история команды, идущей простым путем, ведомой фантастическим влечением играть и получать удовольствие от игры”.