Сергей Матвейчик: «Очень хотелось бы побывать в шахтах »
Защитник «Шахтёра» лишь в это межсезонье переехал с берегов Сожа поближе к солигорским терриконам и с ходу стал игроком основного состава. При его непосредственном участии «горняки» расположились на первой строке турнирной таблицы, и корреспондент offside.by не мог пренебречь возможностью посетить славный «шахтёрский» город, дабы использовать в своих целях хорошее настроение Сергея Матвейчика. Уроженец Жлобина вспомнил годы пребывания в «Гомеле» и молодёжной сборной, оценил уровень белорусского первенства, посетовал на низкую результативность, немножко помечтал о легионерской карьере, а также поведал о своём необычном хобби.
«ЗАКРЫТЫЙ ФУТБОЛ СМОТРЕТЬ НЕИНТЕРЕСНО»
– Вы – воспитанник «Гомеля». Какие можете отметить положительные и отрицательные моменты вашего пребывания в этом клубе?
– Отрицательные вряд ли. Есть, конечно, какие-то такие моменты, но, в общем, могу отметить только положительные. Например, когда начал играть в Высшей лиге. Я дебютировал не при Юревиче, а еще при Гольмаке. Были проблемы с деньгами, футболисты стали уходить, и Юревич стал постоянно выпускать меня на поле. Лига Европы, тот же «Ливерпуль»… Это было, казалось бы, совсем недавно, и очень сильно отложилось в памяти.
– «Энфилд Роуд» произвел серьезное впечатление?
– Большее впечатление лично на меня произвел домашний матч в Гомеле. Потому что это что-то свое, родное. Приятно, что удалось привезти «Ливерпуль». Там мы ходили, наблюдали за всем, а здесь была необычна сама атмосфера. Я приблизительно представлял, какой антураж в Европе, но не мог себе представить, что такое может быть в Гомеле. Весь город жил футболом. Куда не зайдешь – в магазин, в кафе – все что-то спрашивают, чего-то желают. Если бы у нас так было перед каждым матчем в Беларуси, то, я думаю, футбол был бы совсем другого уровня.
– А вообще в Гомеле Вас болельщики часто на улицах узнавали?
– В Гомеле в кафе частенько подходили. Не сказать, что каждый день узнавали, но, скажем так, с неплохой периодичностью.
– Есть ли какие-то эпизоды в вашем гомельском прошлом, которые хочется забыть?
– Таких, о которых я задумывался, размышлял много, не было. Взять тот же вылет в Первую лигу. Не сказать, что это хорошо, но я его нормально пережил и не считаю каким-то отрицательным моментом. Это тоже нужно было попробовать
– Вы прямо предвосхитили мой следующий вопрос. Тогда не возникло желания сменить обстановку?
– В тот момент сначала хотелось покинуть «Гомель», но хорошо, что быстро все наладилось. Пришел новый тренер, новый директор… Сам Кубарев сразу вышел на связь, поговорили конкретно, и я принял решение остаться. Так, может, если бы было что-то другое, неконкретное, то тогда искал бы какие-то иные варианты.
– Вам доводилось выводить команду на поле с капитанской повязкой. Какие открытия сделали в себе как в личности при выполнении этих обязанностей?
– Я не так уж долго был капитаном команды и, честно говоря, не заметил каких-то серьезных изменений в себе в связи с тем, что мне дали капитанскую повязку. Не было каких-то новых открытий, каких-то принципиальных отличий. Конечно, приятно, что мне доверяли, но, наверное, в тот момент я не созрел для такой должности. Просто был еще очень молод, и было рановато становиться капитаном.
– Получается, что особой ответственности не испытывали?
– Нет. На поле я делал то же, что и обычно. В основном в качестве капитана говорил с руководством от лица команды, обсуждал различные рабочие моменты, что-то узнавал, а потом всё разъяснял ребятам. То есть осуществлял связь между командой и руководством.
– Вы уже достаточно давно выступаете в чемпионате Беларуси. Как считаете, его уровень как-то меняется?
– В организации, несомненно, чемпионат очень сильно прибавил. Причем в лучшую сторону. А вот, что касается результативности, качества футбола, не думаю. Вспомните, какие исполнители были у нас в том же «Гомеле» лет 6-7 назад, когда я только начинал! Василюк, Стрипейкис, Денисюк… Настоящие мастера, у них было чему поучиться. Сейчас же, как мне кажется, уровень исполнительского мастерства пониже. Футбол стал более закрытым, команды забивают меньше, потому и смотреть его, наверное, не так интересно.
– Вы говорите об изменениях в организационном плане. Вы имели в виду изменения в организации клубной работы или же в проведении чемпионата?
– Конечно, в организации клубных дел. За последние годы уровень организации очень вырос, и это проявляется буквально во всём. У «Шахтёра» есть своя база, сейчас делают новые поля. Проживание, питание, тренировки – всё на высоком уровне. Никакие бытовые мелочи не отвлекают, и потому можно спокойно сосредоточиться только на футболе. В «Гомеле» тоже заметно улучшились условия. Я поддерживаю связь с ребятами из этой команды, и все говорят, что стало получше.
«ВОЗНИКАЕТ ТАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО КЛУБОВ, КРОМЕ БАТЭ, НЕ СУЩЕСТВУЕТ»
– Плавно мы с Вами подобрались к теме «Шахтёра», в котором вы сейчас играете. Кроме Солигорска у вас имелись какие-либо варианты?
– Может какие-то варианты и были, но я о них ничего не знаю. Мой агент сообщил, что есть интерес со стороны «Шахтёра», клуб обратился ко мне с конкретным предложением. Я был, в принципе, не против сменить обстановку. Это не значит, что я сразу же согласился и подписал контракт. Сначала я встретился с руководством «Гомеля», мы обсудили условия сотрудничества, но не сошлись по некоторым пунктам. Тогда принял окончательное решение перейти в стан солигорчан. По поводу контракта договорились достаточно быстро, и вот я здесь.
– С какими чувствами покидали родной клуб?
– Было немножко боязно. Точнее, не по себе. Все-таки столько лет провел в «Гомеле», нигде до этого не играл, и все было как-то непривычно.
– Вообще, считаете свой переход в «Шахтёр» шагом вперёд?
– Да. Я уже говорил, что здесь отличные условия для тренировок и для футбола, клуб ставит перед собой самые высокие задачи. Потому переход в «Шахтёр» считаю шагом вперед.
– Перед началом сезона сложно было предположить, что «Шахтёр» всерьез нацелится на чемпионство и сможет оказать серьезное сопротивление БАТЭ. Признайтесь, Вы сами не удивлены таким результатом?
– Я не удивлён, а удивление других очень просто объясняется. И оно не только и не столько связано с «Шахтёром». Скорее все удивлены тем, что БАТЭ позади нас, а не то, что мы на первом месте. У многих болельщиков срабатывает стереотип: «Как так? БАТЭ и не на первом месте». Все уже привыкли видеть борисовчан на вершине турнирной таблицы, и неважно кто выше – «Шахтёр», «Динамо» или «Гомель». Именно поэтому нынешнее положение дел, естественно, вызывает у многих людей недоумение. Порой, возникает такое впечатление, что у нас других клубов, кроме БАТЭ не существует. Понятно, что БАТЭ по праву заслужил такое отношение к себе. Все-таки неоднократный чемпион страны последних лет, постоянно играет в еврокубках. Мы же будем стараться удержать свои позиции.
– А в чём сила нынешнего «Шахтёр»?
– Я только с этого сезона в команде и мне сложно ответить на этот вопрос. Я же не знаю положения всех вещей. Нельзя говорить о том, что «Шахтёр» сейчас сильнее, чем когда бы то ни было. Может, он в прошлом году был даже сильнее, чем в настоящий момент? Почему нет?
– Несомненно, большую роль играет главный тренер. А чем Владимир Журавель отличается от предыдущих наставников, с которыми Вам довелось работать?
– Вообще, мне со всеми тренерами было работать достаточно просто. Начинал при Юревиче и Гольмаке, потом играл под началом Юсипца. С Кубаревым поработали здорово, много чего полезного у него можно было почерпнуть. Когда я приехал в «Шахтёр», то каких-то больших изменений в тренировочном процессе, в объеме нагрузок по сравнению с аналогичным процессом в «Гомеле» не заметил. Почти все упражнения были знакомыми и понятными. Иваныч, наверное, более спокойный, сдержанный. Где-то может что-то простить. А у Юревича и Кубарева в основе всего была строгая дисциплина, и на поле, и в жизни.
– Значит, Владимир Иванович больше тренер-либерал, нежели тренер-диктатор?
– Да, я думаю, можно назвать его либералом.
«ПРИХОДЯТ ЛЮДИ НА ТРЕНИРОВКИ, А ТЫ ДАЖЕ НЕ ЗНАЕШЬ, КАК ИХ ЗОВУТ»
– В Солигорске вы с Николаем Кашевским сразу же закрепились в стартовом составе. Насколько присутствие партнера помогло Вам адаптироваться в новой команде?
– Конечно, то, что рядом был Коля, очень помогло. Первоначально с ним больше общались. Еще с Пашей Ситко. Мы с ним еще вместе за гомельский университет играли, потому были знакомы.
– Вообще, быстро влились в «шахтёрский» коллектив?
– Особых проблем не заметил. Вроде все прошло нормально. Это первая команда, в которой я выступаю помимо «Гомеля», я никогда никуда не переходил, и мне не с чем сравнивать. Хотя по «Гомелю» помню, что бывали такие игроки, которые за 3-4 месяца не могли никак привыкнуть. Приходят люди на тренировки, а ты даже толком не знаешь, как их зовут.
– А какие мероприятия по тимбилдингу проводятся в вашем клубе? Есть ли какие-то отличия от «Гомеля»?
– Здесь как раз-таки никаких отличий. Как и в «Гомеле» - играем в карты :)
– В покер?
– Бывает, что и в покер. Еще в «Джокер» играем. Не буду объяснять правила, в общем, есть такая игра. Знаю, многие спортсмены – и футболисты и хоккеисты – в нее играют.
– Любите состязательность?
– Практически все спортсмены любят соревноваться. Опять же азарт. К тому же, за картишками можно скоротать время в ожидании тренировки на сборах, и это очень хороший способ лучше познакомиться, узнать о людях что-то новое.
– Кстати, у Вас не возникало желания спуститься в соляные шахты?
– Очень хотелось бы там побывать. Ребята в прошлом сезоне спускались – на базе фотографии висят. Я об этом ребят расспрашивал.
– Может, есть смысл обратиться к кому-то с просьбой?
– Предлагаете пойти к работодателю? Так они скажут: «Увольняйся, и иди работать на шахты» :)
– А кто в вашей команде самый веселый?
– У нас все в команде нескучные. Самый веселый, пожалуй, Эдуардас Курскис. У него очень своеобразный юмор, и он может интересно пошутить.
«ПОЛОВИНУ БОЛЕЛЬЩИКОВ ЗНАЮ В ЛИЦО»
– Одной из главных причин Вашего перехода в «Шахтёр» вы называли участие в еврокубках, старт в которых предстоит уже совсем скоро. Наверняка наслышаны о неком проклятии первого раунда…
– Я думаю, что все у нас будет нормально. В этом случае тоже существует стереотип. Все уже априори ждут, что «Шахтёр» оступится и не пройдёт дальше. Да, в прошлом не получалось преодолеть первый раунд, где-то не везло, но клуб постоянно играл в еврокубках, какой-никакой коэффициент заработал, и вот в этом году мы уже сеяные во втором квалификационном раунде.
– Как далеко рассчитываете пройти?
– Хотелось бы как можно дальше. В прошлом году «Ливерпуль» был в третьем квалификационном раунде? Значит в этом году хотя бы в плей-офф… Это минимум.
– В чемпионате Беларуси Вы забили всего 3 мяча. Несмотря на то, что Вы защитник, не напрягает такая низкая результативность?
– У нас в принципе не самый результативный чемпионат, но, конечно, хотелось бы забивать больше. Я же все свои голы как забил? Получил мяч и просто пробил. Когда начинаю что-то выдумывать, мудрить, задумываться отдавать ли передачу, то ничего толкового из этого не выходит. Наверное, надо играть проще – пробежал, получил мяч, ударил. Думаю, и болельщики будут только «за». Я сам не люблю сидеть на трибунах и смотреть неинтересный, скучный футбол. А если будет больше голов, то, может, и стадионы будут заполняться. В этом плане, круто было на «Энфилд Роуд». Сидят 30 тысяч человек…Свистят, орут, и понимаешь, что они болеют за соперника, но все равно играть приятно. А у нас на трибуны тысяча болельщиков придет, один крикнул что-то плохое, и все слышно. Это, естественно, удовольствия не прибавляет.
– «Шахтёр» по белорусским меркам очень стабильный клуб, постоянно ведет борьбу за медали. Интересно ваше мнение, в чем причина довольно низкой посещаемости «Строителя»?
– Может, если бы сделали хороший стадион, свой стадион, то тогда было бы больше зрителей. Хотя я в этом сомневаюсь. Раньше люди ходили даже когда просто были деревянные лавочки. Это, наверное, зависит от нашего менталитета, от страны. У нас в принципе везде люди не ходят на футбол, нельзя сказать, что только в Солигорске маленькая посещаемость. Просто Солигорск сейчас на ведущих ролях и у нас такая посещаемость, а другие клубы не так успешно играют и там столько же болельщиков приходит. Есть какая-то масса, группа людей, которая постоянно ходит на футбол. Эти люди всегда есть на стадионе вне зависимости от результата. Им не важно, на каком месте команда, на вершине турнирной таблицы или же внизу. Я вот был на последнем матче в Гомеле – там как ходило 4-5 тысяч, так они и ходят. За 8-10 лет проживания в Гомеле я уже половину болельщиков знаю в лицо, и знаю, кто ходит, а кто нет. Конечно, когда гранды приезжают, то там идут уже все, да и то половина смотреть не на нас, а на соперника.
– А что бы вы сделали, чтобы предложили сделать для привлечения болельщиков на трибуны?
– Я? Начал бы забивать 50 голов за сезон :)
– Это хорошая идея.
– А если серьезно, то не знаю. Это не мне решать.
«МНЕ НЕ ТРЕБУЕТСЯ ЗАОБЛАЧНЫХ УСЛОВИЙ»
– Как Вы освоились в Солигорске в бытовом плане?
– Нормально. Приехала жена, сняли квартиру, живём.
– Каких-то проблем не возникло?
– Да я к этому нормально отношусь. Я человек непритязательный, мне не требуется каких-то заоблачных условий, которые я хочу видеть. Сами нашли квартиру, сняли. Квартир, конечно, немного было в Солигорске, но вполне достаточно.
– Солигорск – город небольшой. Не скучаете?
– Ой, я сам родом из Жлобина, потому привычен к таким городам. Немножко скучновато бывает, но в выходные мы ездим в Гомель. Если выходной день только один, то можем с женой съездить в Минск, погулять в парке.
– Малую родину часто навещаете?
– В основном, конечно, проездом, учитывая, что я живу уже в Гомеле. К родителям постоянно заезжаем, потому что и я, и моя жена из Жлобина. Когда мимо проезжаем, стараемся навещать их, каких-то родственников, решаем некоторые свои дела. Вообще, если едем в Гомель, то выезжаем обычно на пару часов раньше и всегда стараемся посещать родной город.
«ДЛЯ ЗАРУБЕЖНЫХ КЛУБОВ 500 ТЫСЯЧ ЕВРО – ЭТО КОПЕЙКИ»
– Нельзя не коснуться темы молодежной сборной, за которую Вы провели 17 матчей. Есть ли матч, которым гордитесь в составе сборной?
– Есть матчи, которые запомнились, но я тогда не играл в основном составе. Например, вышел на замену в матче с итальянцами, когда Олег Веретило забил в дополнительное время. Он очень сильно отложился в памяти. Ну и, наверное, «бронзовый» матч, когда мы обыграли чехов. Тогда я был в основе, но не сумел доиграть матч. Вообще было много запоминающихся матчей. Поездили-посмотрели разные страны, везде какие-то свои особенности, отношение болельщиков. В той же Шотландии интересно было поиграть.
– По оценке достаточно известного источника transfermarkt.de ваша трансферная – стоимость составляет 500 тысяч евро. Как думаете, стоите столько?
– Я думаю, для белорусских реалий стоимость очень завышена. Если Полякова продали в БАТЭ за 600 тысяч долларов, а он был гораздо моложе меня, перспективнее, то эта сумма очень большая для Беларуси.
– Но вдруг какой-то зарубежный клуб заинтересуется?
– Для зарубежных клубов это копейки. Но уехать тяжело.
– Вообще, есть ли у Вас желание попробовать свои силы за рубежом?
– Конечно, желание огромное, но не хотелось бы ехать просто так.
– А в каком чемпионате хотели бы поиграть?
– Всё это мечты-мечты… Хотелось бы попробовать себя в другом чемпионате. В той же России, Украине сильные чемпионаты. Хотелось бы почувствовать, что это такое. А чтобы про Европу заикаться… Пока это тяжело. Если там выдающиеся белорусские футболисты не все закрепились, то, что говорить о том, что из Солигорска можно взять и спокойно уехать. Как пример, Антон Путило – очень хороший футболист, и то не смог заиграть в Германии. Лично для меня поиграть в России либо Украине было бы огромным плюсом, потому что это совсем другой уровень. Вот Стас Драгун говорил, что там совсем все по-другому.
«Я НЕ ВЕСЕЛЬЧАК, Я – БАЛАБОЛ»
– Знаю, вы коллекционируете кепки. Как много экземпляров насчитывает Ваша коллекция?
– Что-то как-то затихло все в последнее время. Вроде где-то ездили в прошлом году, были и на Фарерах, и в Македонии, а я ни одного магазина не видел, чтобы пополнить свою коллекцию. Есть кепка из Ливерпуля, с Олимпиады ребята привезли, вот и все.
– Есть ли у Вас какие-то наиболее памятные или необычные экземпляры?
– Из Америки есть достаточно интересная… Люди были на бейсбольном матче и подарили мне ее в качестве сувенира. Мне она нравится. Не сказать, что у меня прямо уж огромная коллекция, скорее, есть какой-то интерес, но сейчас все потихонечку развивается.
– А как интерес возник?
– Да все просто. Я любил носить кепки, и постепенно их много насобиралось. Кто-то подарил, кто-то привез – так и было положено начало.
– Кого считаете самым неудобным оппонентом, который вам когда-либо противостоял?
– Мне с Пашей Ситко тяжеловато играть. Так получалось, что когда я играл против него, всегда он забивал из-под меня. За «Витебск» он играл – забивал из-под меня, за «Шахтёр» тоже… Всегда непросто приходилось против него.
– Вы защитник и Вас можно назвать жестким, может быть, неуступчивым игроком. А какой человек Сергей Матвейчик в жизни?
– Я вряд ли уступаю в жизни. Я во всем такой. Буду долго отстаивать точку зрения, прежде, чем соглашусь с другим человеком.
– Весельчаком себя можете назвать?
– Ну, однозначно не скучный человек. Вряд ли весельчак, скорее, как шутят, я – балабол :)
– Что считаете своими сильными и слабыми сторонами в футболе?
– Если говорить о слабых сторонах, то не такой уж я техничный футболист. Но это уже давно упущенный момент, еще в детской школе. А, если о сильных – даже не знаю. Может быть работоспособность, да и то не факт. Спросите лучше у тренеров других команд.
Фото: Кирилл Павлович, fcgomel.by, fcshakhter.by
Пы.сы.Пы.сы. Заходим на сайт offside.by по гиперссылке, знакомимся с материалами, повышаем посещаемость и заочно получаем тысячу поклонов от автора и редакции;)