I’ll never be your beast of burden
Воспоминание первое. Десятое июня, иду по Невскому. Жарко, асфальт под ногами плавится, вокруг толпы туристов, и плотный влажный воздух жужжит, переполненный иностранными словами. Всё, вроде бы, как всегда. Кроме одного. Прямо передо мной, вертя во все стороны головам, шествует молодая семья: мужчина и женщина ведут за руки двух мальчишек лет 7-8. В свободной руке у мужчины видеокамера, а в руках у детей маленькие российские флаги, которыми они неистово машут. На старшем футболка сборной России, на младшем зенитовская, обе с именем Андрея Аршавина и обе новые. Я уже не в первый раз за день вижу подобную картину. Вчера сборная России совершила настоящий подвиг. И он заключался даже не в том, что наши футболисты сенсационно обыграли сборную Голландии и обеспечили себе медали чемпионата Европы, нет, подвиг был в том, что они сплотили миллионы россиян, заставили их хотя бы на два с половиной часа гордиться своей страной, безо всяких экивоков. А сотни тысяч мальчишек, подобных этим двоим, этой ночью, возможно, испытали это чувство впервые, во всей его захватывающей дух полноте.
Воспоминание второе. Два месяца спустя. Мы в Пулково, стоим на посадку на парижский рейс. Внезапно в зале начинается заметное оживление, я поворачиваю голову и вижу Андрея Аршавина со всей его семьёй. Рефлекторно хватаюсь за телефон звонить знакомому спортивному журналисту. Однако, замечаю, что они идут на регистрацию ни на лондонский рейс, ни на рейс в Барселону, они занимают место в ту же парижскую очередь, что и мы. Убираю телефон. Аршавин раздаёт автографы и фотографируется со всеми желающими. Он выглядит усталым и замученным, но старательно улыбается и никому не отказывает. А потом уезжает. Юлия с детьми летят во Францию одни. Летят на матч за суперкубок Европы. Трансферные дела тут ни при чём.
Воспоминание третье. Ещё пара часов и начнётся февраль. В Санкт-Петербурге нет ничего хуже февраля, город в это время напоминает арктическую пустыню, ледяную и жестокую. Все, у кого есть хоть капля разума, мечтают сбежать из февральского Петербурга. Звонит отец и рассказывает, что у Аршавина она точно есть: он наконец-таки уезжает. В Европу, в Лондон, в Арсенал! В течение часа получаю ещё несколько звонков с поздравлениями: Аршавин из одного моего любимого клуба перебрался в другой. Самая захватывающая трансферная сага в истории России счастливо завершилась.
Воспоминание четвёртое. Аршавин несётся по бровке Энфилда и показывает в камеру четыре оттопыренных пальца, каждый из которых символизирует по одному его голу в ворота Ливерпуля. Я скачу по квартире, а телефон и мэйл ломятся от сообщений.
Воспоминание пятое. Невысокий мужичок с дурацкой стрижкой и заиндевевшими от алкоголя глазами пытается на чистом русском матерном объяснить охраннику ночного клуба в центре Лондона, что его надо всенепременно пустить внутрь. Этот мужичок ужасно похож на Андрея Аршавина, а видим мы всё это непотребство в сверхпопулярном ролике на ютубе. «Опустился, чипсоед!», радостно констатирует в комментариях почтенная публика низшую точку падения самого талантливого российского футболиста своего поколения.
Вот уже прошло больше недели с того момента, как Андрей Аршавин перестал быть проблемой Арсенала и его болельщиков. Самое дорогое на тот момент приобретение в истории клуба в конечном итоге стало и одним из худших. Один из самых высокооплачиваемых игроков в течение двух сезонов просто-напросто не играл в футбол. Для англичан исход Аршавина из команды, возможно, стал достаточно рядовым событием: попробовали, но не выгорело, ну и ладно. Но для российских поклонников футбола «лондонское фиаско Аршавина» это не то, отчего так просто можно отмахнуться.
Андрей дебютировал в Арсенале 21 февраля 2009 года. Через три недели он забил первый гол. Через два месяца оформил невероятный покер на Энфилде. А в начале мая вывел команду на поле с капитанской повязкой. В августе Андрей дебютировал и в Лиге чемпионов, в игре с Селтиком ему понадобилось всего две минуты с момента выхода на поле, чтобы забить гол.
We’ve got Arshavin,
So fuck Adebayor
Заряжали трибуны в том сезоне не раз и не два. Казалось, что 23 номер был рождён, чтобы играть в этом Арсенале: цепкий, хорошо работающий корпусом, прекрасно видящий поле, способный на резкие ускорения, обладающий неистощимой фантазией на всякие хитрые финты и передачи, уверенный в себе, уже успевший вкусить больших побед. Венгер рассыпался в похвалах Аршавину, и даже страшные британские журналисты относились к игроку сборной России более чем благосклонно. В том году мало кто мог себе представить, что совсем скоро эта волшебная сказка превратится в настоящий фильм ужасов.
Давайте прибегнем к помощи сухих статистических данных: с февраля 2009 по февраль 2011 Аршавин сыграл 94 официальных матча, из них в 79 он выходил на поле с первых минут. За это время он забил 27 мячей и отдал 35 голевых передач. В среднем на одно голевое действие у него уходило 120 минут игрового времени. Так как же так вышло, что этот же самый футболист с февраля 2011 по май 2013 выходил на поле в стартовом составе всего 17 раз?
И как так получилось, что мы все восприняли это как должное? На него ополчилась британская пресса, на него пошли войной одноклубники, и даже на Родине шутки про чипсы лэйс за считанные месяцы стали народу ближе и роднее, чем бронзовое лето 2008 года.
Говорят, Арсен неправильно использовал Аршавина. Что его бы, с его талантом и «футбольным интеллектом», да в центр бы, подносить раскалённый прут к запалу. Но Венгер хотел сделать из Андрея маленького чубастого пони, который бы таскал бы по левому флангу тяжёлый рояль за своими звёздными одноклубниками. Говорят, что у Аршавина был серьёзный конфликт с Ван Перси. Что игрок, привыкший быть серым кардиналом раздевалки, не выдержал столкновения с кардиналом красным, за правым плечом которого всё громче и громче звучали голоса дьяволов. Говорят, что Андрея окружали какие-то непонятные люди. Что Деннис Лахтер продал душу Аршавина и увёл его во тьму странных, неправильных и зачастую подлых решений. Говорят…
Да много чего говорят. Но кому какое дело до того, что говорят другие, когда самые главные слова в истории футболиста Аршавина всё равно сказал сам футболист Аршавин. После того, другого, несчастливого Евро, в фойе какого-то святоматкина отеля. В жизни всё циклично, всё похоже на неутомимый и равнодушный бег реки, которая крутит столь же неутомимое и равнодушное мельничное колесо. И даже немного забавно, показательно, какими короткими получились эти циклы, эти временные петли от успеха до позора в карьере Андрея. Вот он забивает 4 мяча в ворота Рейны и сектора с болельщиками канониров накрывает волна экстаза, а вот он выходит на замену в матче с МЮ и трибуны Эмирейтс оглушительно свистят в его сторону, а Ван Перси всем своим видом показывает тренеру недовольство этой заменой. Вот в июне одного чётного года он "триумфатор Евро", а вот в июне другого он уже «сборной России маленький член». Если есть время разбрасывать камни, то есть время и собирать их. А от камня, брошенного в воду, ещё долго будут расходиться круги.
Неважно, чего было больше в той его варшавской реплике, усталости, обиды или злости. Она была сказана, произнесена вслух, задокументирована на видео и увековечена в выпусках новостей. Слово вылетело, и даже если бы Андрей был из тех людей, которые могут прилюдно признавать свои ошибки, в чём-то раскаиваться, или же пытаться оправдаться, исправить это уже было нельзя. Аршавин закусил удила и окончательно превратил своё падение в крутое пике. Окончательно потерял место в составе клуба и выпал из обоймы сборной. Дал повод для слухов и сплетен о своей личной жизни. Подарил своей инертностью жизнь новостям в духе «Аршавин продолжит карьеру в Азербайджане», или даже «Аршавин завершит спортивную карьеру в 32 года» (а самое главное убедил нас в том, что это действительно может стать правдой). Ну а апофеозом стало то самое видео с пьяным Аршавиным и охранником ночного клуба.
Весь последний год Венгер регулярно говорил, что у него нет никаких претензий к тому, как Аршавин тренируется и вообще. И это многих продолжало вводить в заблуждение на счёт того, почему Андрею не дают никаких шансов в команде. А вот что на это сказал Шандор Варга, известный футбольный агент: «Думаю, дело не в работе Аршавина на тренировках, а в том, что происходило вне поля. Скорее всего, футбол перестал в его жизни занимать первое место. Что наверняка сказалось на его режиме. Отдых, восстановление, подготовка к занятиям стали не такими, какие должны быть у футболиста «Арсенала». Потому предполагаю, что на самих тренировках Андрей очень старался. Но приходил на них он в состоянии, которое не позволяло показывать максимум». Есть, как говорится, и такое мнение.
«Это ваши проблемы», сказал Аршавин, и театральным жестом сдёрнул с себя маску. Из великого мага и волшебника, способного из ничего, из воздуха соткать настоящие футбольные чудеса, Андрей в мгновение ока превратился в злого колдуна и затворника, удаляющегося с гордым видом сидеть на своей скамейке из слоновой кости. Да, может Венгер с сотоварищами и подтачивали волю и уверенность Аршавина в своих силах, подталкивая его к тёмной стороне, но, в конечном итоге, во всём с ним случившемся, двадцать третий виноват исключительно сам. К его великорусскому упрямству, новорусскому апломбу и взлелеянными сумрачными девяностыми скрытности и недоверчивости, ему был дарован огромных размеров талант. Ему были по плечу великие свершения. Так во многом именно вдохновенная, зрелая игра Аршавина на Евро-08 вновь открыл для российских игроков дверь в Европу (да, там многие игроки блеснули, но именно Аршавин в глазах европейской общественности был символом этой заново открытой страны российских профессиональных футболистов). И именно он же своей европейской кампанией эту дверь, как кажется, плотно закрыл снова. Не справился с давлением, не проявил гибкость, не сделал ряд важных решений (не попросился на трансфер, например), ни разу, одним словом, не переступил через своё эго. Выбрал путь наименьшего сопротивления.
Он в Англии, по большому счёту, сыграл ярче, чем Жирков, Павлюченко, Билялетдинов и Погребняк. Но он же ярче их всех в конечном итоге и облажался. С фанфарами, фейерверками и конфетти. С повышенным вниманием прессы и издевательствами фанатов. Андрей вообще всё и всегда делал ярче всех.
Аршавина в Арсенале больше нет. А Арсенала уже давно нет в Аршавине. Его купили за большие деньги, и большие же деньги ему всю дорогу исправно платили. А отдали за просто так, с дежурными любезностями и заметным облегчением. Для кого-то канонирский период в карьере Аршавина останется в памяти как один грандиозный провал, а сам Андрей будет вредителем, бюджетным балластом, человеком, неудача с которым заложила некоторые комплексы в трансферную политику Венгера. А для кого-то он будет жертвой обстоятельств, недооценённым, недопонятым человеком, который мог бы принести гораздо более существенную пользу клубу, одним из доказательств того постепенного соскальзывания в мидкард английского футбола, к которому якобы ведёт команду политика нынешнего менеджмента. И, поразительным образом, все будут понемногу правы. Как ни крути, но в случае с Аршавиным, нам, российским болельщикам футбола вообще, и Арсенала в частности, есть чем гордиться, и есть о чём сожалеть. Но если как болельщики российского футбола мы всё ещё можем испытывать неприятие к Аршавину, то как болельщики Арсенала мы с чистой совестью можем сказать Андрею спасибо хотя бы за те два сезона. За Энфилд, за Барселону, за красивый футбол.
Сейчас Андрей пытается начать всё заново в своём родном клубе. Судя по последним телодвижениям, он переосмыслил некоторые моменты, и снова хочет играть в футбол, хочет ещё что-то доказывать в этом виде спорта (хотя бы как минимум то, что футболист Аршавин ещё существует). А главное, по первым играм видно, что играть в футбол он всё ещё умеет. Жаль, что это происходит уже в совсем другом мире. Но с другой стороны это может и означать, что последнее воспоминание об Аршавине всё-таки будем со знаком плюс.
Аршавин никогда не собирался становиться ни для Венгера, ни для болельщиков, ни для кого-либо ещё той самой ломовой лошадью. Особенно в 28 лет, после национальных чемпионств, еврокубков и «того самого» евро. Он всегда видел себя игроком совсем другой породы. Он прошёл много миль по футбольным полям, и сейчас ноги тридцати двух летнего полузащитника, надо думать, чудовищно болят.
All I want is you to make love to me...
обидно так-то
если бы он продолжил играть с таким желанием и дальше, концовка его истории не была такой грустной
мне должно быть стыдно"
+++
(шучу и вырываю из контекста)