13 мин.

Колонизация Неаполя

Что же, еще неизвестно, чем выльется приход Рафы Бенитеса для «Наполи», но ясно уже сейчас – поблажек испанцу делать никто не будет. В свете этого, хочется вспомнить, кто же еще из иностранцев пытался покорить Неаполь в качестве алленаторе. Да-да, Бенитес далеко не первый, да и что-то мне подсказывает, что не последний в этих нелёгких попытках…

Начиная с истоков: от братьев Креутцер до Отто Фишера

s

Итак, 1 августа 1926 года был основан Associazione Calcio Napoli. В соответствии с новым федеральным постановлением, «Наполи» стал акционерным обществом, то есть полноценной юридической единицей, которая от того времени имела право принимать участие в официальных соревнованиях. Во главе новоиспеченного клуба стоял в прошлом футболист, а на момент сотворения клуба, успешный бизнесмен, неаполитанец с еврейскими корнями – Джоджо Аскарелли. Долго не думая, Джоджо решил доверить управление командой иностранцам, ведь куда тогдашним итальянцам к футбольному интеллекту любого заезжего. Итак, исторически первым, а точнее первыми тренерами «Наполи» стали братья Креутцер, уроженцы Австрии. То, что мы подразумеваем под понятием «тренер», тогда еще не было сформированным, потому фактически Саша и Антонио были так называемыми играющими тренерами. Особых результатов они не достигли, да и куда там до высот, если команда только сформировалась из аматоров. Как результат – полный провал. За сезон (а это было 18 игр) команда осилилась лишь на одну(!) ничью, а остальные игры проиграли с разницей -54 гола!

Что было делать Аскарелли? Естественно, глобальная перестройка. Абсолютно новый состав команды, с абсолютно новыми тренерами. В течение сезона второго «Наполи» сменило три алленаторе, двое из которых были уроженцами Венгрии. Сезон в качестве тренера начал Рольф Стейнджер. Ну, как сказать, команда то играла не хуже прошедшего сезона (куда уж), но это не устраивало владельца, который хотел построить реального конкурента северным грандам! В итоге, венгра сменил его соотечественник – Антон Мольнар. Команда при Мольнаре заиграла более уверенно, даже одержала несколько побед. Но, как оказалось позже, это был лишь слабый импульс, который скоро угас, и команда вернулась на прежний уровень. Антона попросили с поста. Что интересно, первый итальянец у руля «Наполи», Джованни Терриле, смог выдать достойную концовку чемпионата (9 место с 11 при 15 набранных очках), что гарантировало ему место на посту и на начало следующего сезона.

Отто Фишер – человек, который должен был реабилитировать «Наполи» в глазах общественности. Наконец-то, в третий сезон существования команда с юга Италии представляла собой не аутсайдера, а крепкого середняка, не боящегося никаких авторитетов. Как итог - 9 место, но уже из 16 участников, 29 пунктов и разница мячей всего -3! Команда забила практически столько, сколько и «Брешиа», которая заняла 3 место! Но провальная концовка из серии поражений, и австрийцу указывают на дверь. На смену Отто пришёл, ни кто иной, как Антонио Креутцер. Не знаю, что способствовало такому результату – то ли совершенно новый набор игроков, то ли новые навыки Антонио, то ли доверие руководства, но «Наполи» выдал потрясающий сезон 1929/30, заняв 5 место. Это был фурор, команда и жители города ликовали и с надеждой смотрели на сезон грядущий.

Так кончилась страничка в истории неаполитанской команды, когда у руля клуба стояли выходцы из Восточной Европы. Удачная или нет – это уж как посмотреть, но на то он и первый блин – комом.

Помощь родоначальника: Уильям Гербатт

s

С самого начала 30-х годов 20 века, «Наполи» шокировало. На пост главного тренера был приглашен Уильям Гербатт. Стоит разъяснить. Это – профессиональный британский футболист, который в 29 лет был назначен на пост главного тренера «Дженоа» не имея тренерского опыта и который привёл команду к трём чемпионствам! Да-да! Эти золотые медали так и остались последними завоёванными медалями для «грифонов». После ухода из «Дженоа», Уильям решил взять только что сформированный клуб и стал первым в истории тренером столичной «Ромы»! Проведя там два года, британец принимает тяжелый вызов, и со столицы перебирается на юг. Уже после «Наполи», Уильям покорял Пиренеи, притом довольно успешно, завоевав чемпионство с «Атлетиком» из Бильбао. Что от него требовали в Неаполе? Ну, как минимум повторение прошлогоднего результата Креутцера. И, зная о достижениях британца с «грифонами», все южане мечтали о чемпионстве, хоть вслух этого и не произносили.

Период шефства Гербатта принято величать подъемом, взлетом, становлением и прочими синонимами этих эпитетов неаполитанской команды. Это была замечательная эпоха в истории «Наполи», хоть и без чемпионства, но с завидной стабильностью. Гербатт не просто повторил результат австрийца, он улучшил его. Правда, не сразу. Потребовалось время наиграть состав, сформировать костяк команды. На это ушло два сезона. Но британцу удалось создать такой дуэт нападающих, которых не было, да и не будет на протяжении многих лет в Италии. Связка Воджака и Саллюстро играла по правилу: «Мы забьем, сколько хотим, а не сколько вы нам позволите». Это первые два футбольных идола для неаполитанцев. Сезон 1932/1933 – команда занимает 4 место, уступив третью строчку «Болонье» только по разнице забитых/пропущенных мячей. Это обозлило команду, и уже в следующем году неаполитанцы без лишних вопросов получили бронзовые медали, пропустив вперед «Интер» и «Ювентус», а позади оставив всё ту же «Болонью». Да, это не чемпионство, но третье место – путь в Европу! Но чем выше заберёшься, тем громче падать. Разорваться на два фронта южанам было тяжело. Нехватка нужного опыта, преклонный возраст лидеров команды, это еще хорошо, что команда удержалась в Серии А, не понизившись в классе.

Эпоха руководства клубом Уильямом Гербаттом стала очень важной частью развития не только «Наполи», но и всей южной части Италии. Ведь за долгие годы южная команда достойно противостояла врагам из севера. Ну а относительно «адзурри», то британец достиг результата, который не смогут повторить еще долгие годы, аж до 60-х…

Начало перестройки: Кароли Ксапкай

Такие люди не всегда прославляются. Чтобы реабилитироваться в глазах болельщиков им просто не хватает времени. Но они важны для команд, ведь именно такие люди как Кароли Ксапкай решаются идти на полную перестройку команды. А что ему еще оставалось делать? Лидеры либо уходили в другие более именитые клубы, либо повесили бутсы на гвоздь, правительство не выделяло нужных средств для их замены, но, в то же время, не стало менее требовательным. Полное омоложение состава за счет собственных игроков и тех, кого все-таки возможно было купить. Как оказалось, венгру удалось собрать очень сплоченный коллектив. Звёзд с неба они не хватали, но и пободаться с грандами могли. Минимальные поражение от лидеров – «Болоньи» и «Ромы», победы над «Интером» и «Ювентусом». Главной проблемой этой команды была ее нестабильность. После вышеупомянутых результатов, могла идти череда разгромных поражений от аутсайдеров. Итогом стало 9 место и отставка Ксапкай с поста главного тренера «Наполи».

Горький опыт: Еуген Пайер

Возвращение к варианту с иностранными специалистами у руля клуба как то появилось само собой, после двух неудачных лет руководства Анджело Маттеа. Да, продолжалась всё та же злосчастная перестройка, но даже мельчайших намеков на улучшение результатов просто таки не было. Владельцы «Наполи» решили далеко не ходить, и заманили из «Ренцо Барбера» венгра Еугена Пайера. Если оценивать весь сезон целиком, то можно сказать, что команда улучшила свои результаты, по окончанию сезона заняв 7 место. История умалчивает этот факт, но по каким-то причинам, стороны решили не продолжать сотрудничество. Еуген вернулся в родное «Палермо», а «Наполи» пригласили Паоло Иодиче в качестве пожарного варианта довести команду до конца сезона.

Южноамериканский привкус: Рафаэле Сансоне, Аттила Салюстро и Бруно Песаола

s

Были в истории «адзурри» и времена, когда клубом управляли «наполовину» иностранцы, то есть персоны с двойным гражданством. Так получилось, что их было трое, и все они выходцы с Южной Америки: Парагвая, Уругвая и Аргентины соответственно. Первым на аванс сцену вышел уругваец Рафаэле Сансоне. Его назначение вообще заставляет, как минимум, улыбнутся. Команда только повысилась в классе, логично было бы найти какого то опытного алленаторе. Но Винченцо Саварезе, только придя в клуб, принимает радикальное решение – только перешедшего из «Болоньи», успевшего отыграть целый тайм за «адзурри», Сансоне – назначить главным тренером. Назвать занятое 5 место по окончанию сезона успехом – тяжело, ведь в розыгрыше того чемпионата брало всего то 8 команд-участниц. Что поделаешь, на дворе стоял 45-й год. Так случилось и годом позже, когда коллектив из Неаполя занял восьмую строчку, правда, уже из 20 претендентов на чемпионство. Но вот старт третьего по счёту сезона для уругвайца был просто провальным. 9 матчевая безвыигрышная серия – Рафаэле пакует чемоданы и отправляется покорять Италию, но с другими командами.

В самом начале 60-х годов, постоять у руля клубу довелось уже упомянутому выше итальянскому парагвайцу Аттиле Салюстро. Правда, никто на него особых надежд не возлагал, ибо пришел первый кумир Неаполя в очень тяжелые времена, да еще и посреди сезона. Как не пытался мотивировать Аттила своих подопечных, но спасти родной клуб от понижения в классе ему так и не удалось. Предпоследняя строчка в турнирной таблице и сезон 1961/62 «Наполи» придется доказывать свою состоятельность в Серии В. Салюстро покинул команду по окончанию сезона, так и не получив предложения возглавлять команду на постоянной основе. Но для жителей Неаполя, даже несмотря на это, он навсегда остался кумиром, ведь всю свою футбольную карьеру он провёл за неаполитанцев (259 матчей) и не взял ни гроша за это! Правда, однажды ему подарили спортивную машину, в знак заслуги перед клубом и городом, но это уже совсем другая история.

s

Ну и последним из этой плеяды тренеров стал уроженец Аргентины – Бруно Песаола. В Италии его чаще всего ассоциируют именно с «Наполи», так как он и бегал в футболке «адзурри», и тренировал их четырежды! Каждый был особенный по своему, но рассказать стоит о всех. Итак, «Наполи» - первый тренерский опыт для аргентинца. Доверили команду ему, когда она ошивалась в середине таблицы Серии В. Руководство не устраивал такой ход событий, и они решили пригласить «своего» Бруно, который пробегал в синей джерси клуба аж 240 матчей. То, что вытворил Сансоне – чудо, иначе и не назовёшь. Ибо за отведённое ему время, он смог поднять команду на второе место, добыв повышения в классе, и выиграть Кубок Италии! Да-да, команда из Серии В в финале обыграла СПАЛ со счётом 2:1! Но вот эйфория от таких свершений продлилась не долго. Задержаться в вышке команде не удалось, и Бруно ушёл…

…но ушёл ненадолго. Всего один сезон он тренировал «Савойю», и принял предложение вернуться от нового владельца неаполитанцев – Роберто Фиоре. Фиоре пообещал Бруно долгосрочное соглашение и рассказал о масштабных планах по завоеванию Италии. Бруно поверил в рассказы владельца, и принял второлиговую команду. Результат? Сезон 1964/65 – 2 место и повышение в классе. Многие опасались повторения недавнего результата, но не тут-то было! «Наполи» выдаёт три лучших сезона в своей истории, занимая поочерёдно 3, 4 и 2 места! Так аргентинец навсегда вписал себя в историю южного гранда, хотя и серебряными чернилами, но кого это тогда волновало! Правда, Фиоре долго во главе клуба не продержался, уйдя в 1967, через год за ним ушел и Бруно, установив рекорд, который превзойдут еще совсем не скоро.

Были еще два пришествия аргентинца на юг Италии. Пришлись они на сезоны 1976/77 и 1982/1983. Проведя целый сезон, он не смог вывести команду на прежний уровень. Тем более, Бруно получил предложение от «Болоньи», от «которого он не смог бы отказаться». И уже на закате своей тренерской деятельности, Песаоле пришлось побывать в клубе в качестве «пожарника». Джакомини натворил таких дел, что не каждому удалось бы с гордостью выйти с той ситуации. Тем не менее, Песаола сумел сохранить прописку в Серии А для южан, за что весь город был ему признателен. Так кончились приключения аргентинского итальянца в Неаполе. Но хотелось бы сказать об одном занимательном факте: Бруно провел всего одну игру на уровне национальных сборных. И так сложилось, что провёл он её в футболке итальянцев против родных аргентинцев.

Бразильский революционер: Луис Венисио

s

В 1973 году новым алленаторе «Наполи» стает лучший бомбардир «Виченцы» за всю её историю выступлений в Серии А Луис Винисиус де Менезеш, или просто Луис Венисио. Боятся экспериментов – это не для бразильца, который хотел, чтоб его команда играла в футбол, а не просто старалась не пропустить, исповедуя катеначчо. Так «Наполи» стали практиковать зонную, а не персональную, защиту. И с таким футболом команда достигла определённого успеха, ведь три сезона к ряду при руководстве бразильца команда не опускалась ниже пятого места, однажды примеряв даже серебряные медали, отстав всего на 2 пункта от триумфатора – «Ювентуса». Это было не единственное пришествие бразильца в Неаполь, ведь у руля клуба он становился еще и в конце 70-х годов. Но как говорится, дважды в одну реку не войдешь. Пришел он посреди сезона, улучшить результаты кардинально не смог, да и старт сезона следующего также выдался неудачным. Так что, бразилец вынужден был покинуть Неаполь снова. На этом и закончился этап в истории «Наполи» попыток играть в голландский тотальный футбол, команда снова вернулась к привычному катеначчо.

«Белый Пеле» и «Мистер Полмиллиарда»: Анджело Сормани

Очень интересный футбольный персонаж побывал у руля «адзурри». Сормани выступал бок о бок с Пеле, но вынужден был сменить позицию, так как Король футбола имел идентичную позицию. Не хватая звёз в «Сантосе», поехал покорять Европу, точнее Апеннины. «Мантова» продала бразильца в столичную «Рому» за рекордные для того времени 500 млрд. лир и трансфер еще трёх игроков. Ну а относительно тренерской карьеры, то началась она из молодёжной команды «Наполи», где он провёл почти 10 лет. И примерно посреди этого промежутка времени, бразильцу улыбнулась удача потренировать и основной состав. С команды ушёл его соотечественник Винисио, и руководство поручило довести команду до конца сезона тренеру молодёжки. Отведено ему было пол года, но как оказалось, Серия А – это не молодёжное первенство, так что хлопнуть дверью особо не удалось, и бразилец дальше продолжил воспитывать молодое поколение для «адзурри».

Начало конца: Вуядин Бошков

Приход югославского специалиста в первую очередь связывали с новыми свершениями. «Наполи» уже был чемпионом Серии А, когда команда Марадоны не знала себе равных. Поэтому приход Вуядина Бошкова всех только обрадовал. Чемпион Испании с «Реалом», чемпион Италии с «Сампдорией», да что там, финалист Лиги Чемпионов! Да-да, уступила генуэзская команда только пресловутой «Барселоне». На пост новый алленаторе вступил среди сезона. Эти полгода ему были отведены для знакомства с командой и построения списка тех «кому на выход». Но «на выход» как раз шли те, кого югослав хотел оставить. Наполи всё больше погружался в долги и тучи над «Сан Паоло» с каждым днём сгущались всё сильнее. Это было начало, начало пресловутого конца… И не югослав виноват в тогдашних результатах, виновато правительство. А Бошков так и ушёл с «Наполи», не оправдав таких возложенных на него надежд неаполитанцев.

Il Mister: Зденек Земан

s

После провала своей тренерской деятельности в Турции, Зееману предлагают вариант с возвращением в Италию, хоть и во второлиговую команду, но Зденек принимает этот вызов, и берёт руководство над «Наполи». Как это часто бывает, приход нового тренера заставил некоторых игроков бегать быстрее, бить точнее, и «адзурри» по окончанию сезона заняли 2 место и вернулись в Серию А. К сожалению многих, это был всего лишь один луч надежды, который разбился о твердую стену реальности, в которой финансовое положение диктовало свои условия. Руководство практически ничего не выделило на усиление состава в летнее межсезонье, и Земану пришлось довольствоваться тем, что было. Ну, если для Серии В те игроки были допустимыми, то для Серии А вообще не годились. Как итог – лишь одна победа в первых восьми турах, и чехословак покидает Неаполь, так ничего с ним и не добившись…

Итак, Рафаэль Бенитес – первый представитель Пиренейского полуострова у руля «Наполи». Говорить о его пребывании в Неаполе – слишком рано, наверное. Но ему следует быть готовым, Вальтер Маццари установил очень высокую планку, с которой испанцу придётся считаться. Бенитес – знаковая личность в истории многих клубом, будем надеяться, что таким он станет и для Неаполя!