Посмотрели фильм Netflix об ультрас «Наполи». Много штампов и слабое погружение в тему, но снято очень красиво
И да, пообщались с режиссером.
Фильм Франческо Леттьери ждала вся итальянская футбольная тусовка. Цепляла тема – мир ультрас. Последний классный фильм с подобной тематикой – «Ультра» режиссера Рикки Тоньяцци – вышел еще в 1991 году. С тех пор в Италии ничего подобного по качеству не появлялось.
Бодрые тизеры и трейлер, участие Netflix: все это только подтверждало догадки – наверное, нас ждет мясо из мира околофутбола. А тут еще и самобытный Неаполь в центре истории!
В итоге же «Ультрас» – это красивая картинка, отличные виды города, крутой саундтрек от Либерато (рэпер, которому Леттьери снимает клипы), но максимально слабое погружение в тему.
В самом Неаполе фильм приняли неоднозначно. К примеру, известный спортивный журналист Карло Альвино назвал его абсурдным, а сам процесс просмотра приравнял к насилию над собой. Местные ультрас и вовсе развесили по городу баннеры с протестами. Если бы кинотеатры не закрыли из-за пандемии (изначально планировалась серия предварительных показов), точно произошла бы какая-то заварушка.
Режиссер «Ультрас» болеет за «Наполи». Раньше он снимал клипы, а теперь дебютировал в кино
Для Леттьери это первая работа в большом кино. 35-летний режиссер до этого снимал короткометражки и музыкальные клипы. В основном – для альтернативы и рэп-тусовки. Помимо неаполитанца Liberato, среди клиентов Calcutta, Emis Killa, Thegiornalisti, Noyz Narcos, Carl Brave x Franco 126 и даже певица Nada, музыку которой часто слушал герой Джуда Лоу в сериале «Молодой Папа».
«Ультрас» как раз родился из истории для видеоклипа. В основе – кусочек жизни возрастного фаната по прозвищу Могиканин, которому полиция запретила посещать спортивные мероприятия, и теперь он не может ходить на стадион любимого клуба «Латина». Клип в итоге не сняли, а идея через пару лет трансформировалась в художественный фильм. Только речь теперь уже о неаполитанских фанатах.
Sports.ru пообщался с Леттьери и выяснил, почему он обратился к теме ультрас. Дело в том, что Франческо не первый раз ее использует – в половине клипов Либерато так или иначе фигурирует «Наполи» и околофутбол.
В интернете даже есть фото режиссера на фоне граффити группировки Fedayn. «Всегда был фанатом «Наполи» и посещал матчи на «Сан-Паоло». Я не ультрас, но всегда был очарован их миром. Силой кричалок, визуальной части, логотипов, флагов, заявлений, – объясняет Леттьери. – Думаю, у ультрас-сцены сильный повествовательный и кинематографический потенциалом. В своих клипах я уже затрагивал эту тему, но только с точки зрения эстетики. В фильме сосредоточился на сюжетном аспекте».
Главного героя сыграл бывший преступник. Кастинг длился 6 месяцев
Фильм рассказывает о вымышленной группе ультрас под названием «Апачи». Нам показывают три поколения фанатов – молодое (им меньше 20 лет), активное (в районе 30) и ветеранов, мужикам под 50, они не ходят на стадион и отмечаются в полиции, потому что их забанили. У каждого поколения есть центральная фигура.
Над подбором актеров работали больше 6 месяцев: некоторые типажи и характеры отыскали среди непрофессиональных актеров. Но по персонажам есть небольшие вопросы: молодой ультрас Анджело немного скучноват, а капо Габбьяно (представитель активной части «Апачи») больше напоминает карикатурного мексиканского главаря банды.
Зато главный герой – Сандро Могиканин – получился отменным. Тут аплодисменты бывшему члену каморры, а теперь профессиональному актеру Аньелло Арене. Да-да, мужик был частью известной криминальной организации, а в 1991 получил пожизненный срок за уличную перестрелку. Но ему повезло – в тюрьме был театральный кружок, в котором Аньелло занимался актерским искусством.
Экс-каморрист Аньелло Арена
Прямо сейчас Арена пребывает в полусвободном режиме: основную часть времени проводит в тюрьме, но для социальной реинтеграции его выпускают на съемки или фестивали. У Аньелло даже есть премия Ди Донателло (одна из главных итальянских кинематографических премий) за лучшую мужскую роль в фильме «Реальность» Маттео Гарроне.
Хорошо смотрятся и остальные олдовые ультрас, хоть и напоминают порой байкеров из «Ангелов ада». Молодняк, за исключением толстяка Фьорелли, на фоне дедушек немного подводит.
Неаполь и картинка. Здесь все хорошо
Без вопросов: снято отлично! Леттьери – местный, неаполитанец, поэтому прекрасно знает главный город Юга и все достопримечательности.
История начинается возле старой церкви Девы Марии у моря 1621 года постройки (после победы над коронавирусом обязательно побывайте), и возле той же старой церкви все заканчивается. Вид – шикарнейший. И такой выбор неслучаен: Неаполь помешан на религии и футболе. Каким бы старым ни был стадион или церковь – туда всегда будут ходить паломники.
Съемки в основном проходили в районах Поццуоли, Байя и Баколи – не самый очевидный выбор, но в этом и фишка фильма. Режиссер объяснил, что старался избегать банальных видов Неаполя из туристических буклетов. Конечно, зацепили и район Фуоригротта, где находится стадио «Сан-Паоло».
Ческо набил руку на создании видеоклипов, так что характерная динамичная картинка есть и в фильме. Смотрится все бодро и стильно. Порой в «Ультрас» можно увидеть что-то от Соррентино (виды и пейзажи) и культового сериала «Гоморра» (образы и та же «съемка затылка персонажа»).
Режиссер подчеркивает – старался снимать максимально натуралистично, поэтому диалоги частично импровизированные.
«Ультрас» – не про футбол. «Наполи» не разрешил использовать свой бренд
Поскольку ультрас болеют спиной к полю – футбола в фильме нет. Он мелькает только по ТВ или звучит по радио. Но характерные неаполитанские фишки соблюдены: город эмоционально реагирует на голы и победы, в полицейском участке обязательный просмотр футбола, а под салюты на фоне Везувия ведется такой диалог:
– До чемпионства одна игра, ребята. Что будет, если мы победим?
– Неаполь рухнет.
– Да весь мир рухнет!
Время на экране тоже идет по законам кальчо: вместо дней или дат у нас исключительно туры чемпионата Италии.
Интересно, что в фильме нет бренда «Наполи» – ни лого клуба, ни названия, ни других имиджевых знаков. Совпадает только дата 1926 (основание клуба) на нашивках и основные цвета – адзурри.
«Наполи» не давал разрешение на использование логотипа, хотя моя идея заключалась не в использовании игроков или матчей. Я сосредоточил внимание на том, что происходит позади поля. «Ультрас» – не футбольный фильм, но он про веру в команду», – рассказал Леттьери Sports.ru.
Поэтому художественное полотно и все события фильма вымышленные. Но и без всяких намеков понятно – речь о главном клубе города и его фанатах.
А еще режиссер объяснил, почему именно Неаполь: «Мы выбрали его не только потому, что это мой дом. В Неаполе все любят один клуб, а клуб является достоянием города. В Милане, Турине или Риме все по-другому – болельщики поделены на несколько лагерей».
Еще перед стартом съемок все фанатские группировки знали о готовящемся фильме. Поскольку организованные движи не очень любят светиться, создателям поставили условие: избегать использования оригинальной символики, названий, слоганов. Именно поэтому на экране всем заправляет вымышленная группировка «Апачи». Но нейминг спрятали не очень тщательно.
Чуть ли не вся движуха неаполитанских ультрас. Самые отбитые – Teste Matte, там практически один криминал
Например, баннеры и логотип апачей очень напоминают смесь символики ультрас Fedayn и Ultras Napoli (да, есть отдельная фирма с таким названием). А песня-кричалка про поездку в Мозамбик и граффити Vecchi Apache (старые Апачи) – отсылка к неаполитанской группировке Vecchi Lions («Старые львы»). Кстати, раскол в группе «Апачи» на молодняк и стариков тоже очень схож с расколом в группе львов.
В фильме, конечно, звучат и общие хоры, которые поет весь «Сан-Паоло»: Un giorno all’improvviso («Однажды, внезапно») и Saro con te («Я буду с тобой»)
Есть большие вопросы к сценарию и погружению в тему. Но режиссер говорит, что общался с ультрас
Публика ожидала увидеть футбольный аналог нашумевшей «Гоморры». Сейчас любое кино, снятое в Неаполе или про Неаполь, сравнивают с работой Стефано Соллимы. В чем успех сериала про криминальный мир Юга? В крутом сценарии, который писал легендарный Роберто Савиано. Человек сам внедрился в каморру, пожил их жизнью, изучил коррупционные схемы, механизмы доставки наркотиков, взаимодействие кланов, быт и все мелкие детали. А затем написал об этом книгу, перевернувшую жизнь целого города. Если не жизнь всей страны. Организованная преступность до сих пор готова выплатить вознаграждение за голову Савиано, поэтому Роберто живет под круглосуточной охраной карабинеров.
Леттьери рассказал нам, что изучал тему и контактировал с ультрас: «У меня много друзей, вовлеченных в фирмы. Я брал у них интервью, а также советовался с некоторыми бывшими участниками движения, которые предлагали мне помощь в создании достоверных историй и реалистичных персонажей».
Хотя сценарист Пеппе Фиоре ранее признавался, что сам далек от мира футбола: «Мы просто вдохновились образом грустного 50-летнего фаната, который получил запрет на посещение спортивных событий и не может попасть на стадион».
После просмотра складывается ощущение, что в фильме нет чего-то нового про ультрас-сцену: стандартный набор штампов или уже использованные истории.
Радикальный футбольный фанат, который повзрослел и думает соскочить, но в последний момент его не отпускает прежняя жизнь – это мы видели у Ника Лава в «Фабрике футбола» с Дэнни Дайером. Только в «Фабрике» лондонские хулиганы выстраивали стратегию нападения и пытались перехитрить соперника. Плюс, там каждый персонаж живет в своем отдельном социальном круге – за этим интересно наблюдать.
У Леттьери же все ультрас какие-то наивные неудачники, которые могут только драться и рисовать баннеры. Даже 50-летний главный герой порой ведет себя как школьник. Особенно, когда оказывается в бытовых условиях.
Вообще непонятно, чем занимаются герои «Ультрас» вне футбола. Это при том, что на настоящей ультрас-сцене куча врачей, менеджеров, инженеров, работяг или безработных – публика там всегда социально разношерстная. И, конечно, не такая наивная.
Хорошо хоть удалось избежать штампа «неаполитанские ультрас – пособники каморры». Любимая тема журналистов. Понятно, такие персонажи в движах есть, ведь продажа наркотиков – самый быстрый способ заработать. Но это уже личная жизнь каждого члена группы. В целом же, организованный фанатизм и организованная преступность пересекаются не так часто, как об этом любят говорить на ТВ. Хотя до установки камер видеонаблюдения на «Сан-Паоло» легко можно было что-то прикупить или просто употребить.
Неаполитанские ультрас Курвы А
Нужно помнить, что итальянские ультрас ковались в «cвинцовых семидесятых». Этот период еще называют гражданской войной с низкой интенсивностью, где столкнулись ультралевые и ультраправые. Политика, идеология, деньги и власть – вот основное топливо той войнушки. Именно поэтому ультра-движение в широком понимании – не наивные старики и молодежь, желающая подраться, а вполне себе бизнес-структура и силовой инструмент. Поэтому и такое влияние на футбол и президентов клубов.
Когда есть бизнес-интересы, влияние, а организациям не один десяток лет – нельзя все сводить к банальному мордобою и рисованию баннеров.
За весь фильм мы увидели только одну сцену с неординарным планом действий от группировки: Анджело с похмелья видит на пляже фуры с мясом – так появляется способ добраться в Рим к ненавистным врагам. Но даже тут есть дежавю: примерно такая же история была в «Хулиганах зеленой улицы», когда Элайджа Вуд усадил своих товарищей в фургоны киношников, чтобы застать врагов врасплох.
Сцену со свадьбой в начале мы тоже уже видели. Ролик неаполитанской свадьбы уважаемого ультрас пару лет назад был популярен в интернете.
Перелезть через стену, когда товарищи спускают тебе розу клуба? Тут тоже ничего нового. Когда «Наполи» установил камеры на «Сан-Паоло», первым делом засняли подобный эпизод.
Удивительно, но даже истории у персонажей – это, кажется, пересказ вирусных видео из сети. Например, главный герой вспоминает, как попал на праздник к ультрас «Аталанты»:
– Они каждый год устраивают фестиваль: салюты, алкоголь, толпы людей, даже танк откуда-то пригнали!
– Танк?
– Говорю же, они безумные!
Речь о Festa della Dea, который устраивают болельщики Бергамо каждый год. Летом 2013 откуда-то пригнали танк – видео и фото порвали все спортивные СМИ, став вирусными.
В общем, в «Ультрас» нет необычных и оригинальных идей, но встречаются совпадения с более-менее известными историями, которые произошли не так давно.
Настоящие группировки мелькают только в документальной заставке в начале фильма. После кадров с Марадоной и первым скудетто, хроника показывает ультранасилие неаполитанских тифози на стадионах. Причем – тенденция – даже тут выбрали самые вирусные ролики. Вроде выезда в Рим к «Лацио», выезда в Рим к «Роме» (пушка!) или дичайшего захвата стадиона в Авеллино.
20 сентября, 2003 года. Безумие в Авеллино: неаполитанцы захватили чужой стадион и прогнали полицию. Жесткая реакция на смерть Серджио Эрколано – одного из ультрас «Наполи»
Кажется, в «Ультрас» есть отсылка к смерти фаната «Наполи». Мама погибшего раскритиковала фильм, режиссер все отрицает
Еще одна ключевая тема фильма – ненависть к римским болельщикам и жажда мести за гибель молодого тифози Сасы (брата одного из героев).
В основе этой сюжетной линии прослеживается реальная история – смерть болельщика «адзурри» Чиро Эспозито. 3 мая 2014 года парень отправился на финал Кубка в Рим, где должны были зарубиться «Наполи» и «Фиорентина». На одной из улиц группа неаполитанских болельщиков попала в засаду, а самого Чиро застрелил ультраправый фанат «Ромы» Даниэле Де Сантис.
Вверху граффити с погибшим Чиро Эспозито: «Скампия не хочет вендетты – только справедливости!». Внизу кадр из фильма, где на мурале изображен Саса
Когда новость о стрельбе долетела до ультрас «Наполи», Рим и правда чуть не сожгли. Во всяком случае, боевые действия шли до глубокой ночи, а сам финал чуть не сорвали. Ни карабинеры, ни организаторы никак не могли успокоить требующую возмездия трибуну. В итоге на переговоры с капо Дженнаро Де Томмазо пришлось идти Мареку Гамшику. Матч в итоге состоялся, «Наполи» взял Кубок Италии, но домой неаполитанцы возвращались с осознанием, что скоро может грянуть кровавая бойня – мести хотели все.
Чтобы вы понимали серьезность ситуации: на похороны Чиро пришли даже лидеры ультрас «Лацио». Пришли просить за римлян и за болельщиков «Ромы», чтобы избежать дальнейших жертв. Чиро был простым болельщиком – это не фанатские разборки, поэтому ситуация накалилась. Ходили слухи, что кровь римлянам грозилась пустить даже каморра.
Трэш на финале Кубка Италии 2014 и переговоры капо Дженни с Гамшиком
В итоге ужас удалось погасить. Во многом благодаря матери погибшего, которая призывала в память о Чиро прекратить убийства. Эспозито превратился в символ ненасилия, но в фильме «Ультрас» брат все-таки поехал мстить римлянам.
После просмотра мать реально погибшего болельщика, Антонелла Лирди, очень резко выступила против фильма: «Ссылки на историю моего сына настолько явные, что я не могу молчать. Фильм – удар в сердце и оскорбление не только моей семьи, но и, прежде всего, памяти Чиро.
Мой сын никогда не принадлежал к миру, который показан в фильме. С момента его смерти вся наша семья усердно работала, чтобы распространять информацию о ненасилии. После похорон ультрас могли развязать кровавую месть, но нам удалось успокоить ситуацию. У меня был прямой контакт с ними в то время, и они всегда уважали меня, следуя моим указаниям».
Дружба, которая переросла в войну. Почему поссорились болельщики «Наполи» и «Ромы»
В городе до сих пор чтят память погибшего. Если шаблоны и клише в Неаполе еще могут простить, то история Чиро – очень скользкая тема. На режиссера ожидаемо посыпались обвинения. Пугал еще и тот факт, что у погибшего действительно есть брат-болельщик.
Леттьери пришлось защищаться в соцсетях: «Вынужден ответить на некоторые критические замечания и обвинения. Во-первых, в «Ультрас» нет деградирующего Неаполя. Есть море, туристы и красивые аллеи. В фильме нет наркоторговцев, оружия или ограблений. Да, там есть насилие, но также присутствует и любовь. Давайте перестанем думать, что люди выносят окончательное суждение городу и культуре всего лишь на основании фильма. В течении многих лет Неаполь был представлен «Гаморрой» и, посмотрите, сколько после этого туристов со всего мира.
Также нахожу бессмысленными обвинения, что в фильме упоминается Чиро Эспозито. Моя рука дрожит, когда я пишу его имя – людей, которых с нами нет, лучше не беспокоить. Но мне приходится защищаться. Персонаж Саса, который появляется в фильме только на фресках, представляет собой мученика из мира ультрас. В Неаполе у нас есть Чиро и Серджио, у «Лацио» – Габриэле (Габриэле Сандри, погиб от пули полицейского). Смерть каждого болельщика – это трагедия. Ультрас Саса представляет собой всех погибших, не кого-то конкретно».
Рецензии на «Ультрас»
От автора: «Пусть простит меня Франческо Леттьери, но «Ультрас» – примитивный набор штампов и клише. Каких-то оригинальных историй там нет. Не знаю, о чем советовался режиссер со своими друзьями из мира фанатов, но складывается ощущение – создатели погуглили пару статей, запустили пару роликов на ютубе, а потом слили все это в кучу.
Настоящие, не киношные ультрас, не особо любят светиться на публике. Тем более, выставлять свои дела напоказ. Может быть Ческо просто пересказали те вещи, которые и так на виду. С другой стороны – снято действительно качественно (картинка). Если вы не кальчо-задрот, не особо интересуетесь темой околофутбола или не видели до этого фильмов с подобной тематикой, точно зайдет».
Алессандро Косентино, лидер Fedayn: «Должен сказать очень много плохих слов тем, кто сопровождал Леттьери и оказывал помощь в производстве фильма. Мне прислали несколько роликов, но даже не стал их смотреть.
Если хотите понять, кто мы на самом деле – посмотрите «Estranei alla massa» (документальный фильм о группировке Fedayn, 2001 год). Мы не какие-то неудачники с утра до ночи».
Богдан Баев, автор Sports.ru: «Ультрас» – слишком претенциозное название для фильма. В этом главная проблема. Зритель, а особенно болельщик с опытом, строит иллюзии и формирует ожидания. Этого категорически не стоит делать. Леттьери не хотел создать документалку, все происходящее в фильме (отчасти так оно и есть) – просто художественный вымысел, не нужно воспринимать слишком серьезно.
Получилось крутое кино для массового зрителя. Фактурные актеры, шикарная режиссерская работа, стильная музыка, приятные виды. Фильм ругают за недостаток глубины, но мне и не хотелось ее. Картина смотрелась легко, дополнительные подробности только добавили бы лишней тяжести.
Сюжетная линия в порядке, до последнего держит в напряжении. Акцент на переживаниях героев, эмоционально сильный фильм (кто-то вызывает сочувствие, кто-то страх, кому-то симпатизируешь). Мне кажется, тематика ультрас здесь далеко на заднем плане, вместо ультрас главный герой мог бы быть, например, полицейским. Либо же заниматься другим рисковым делом и хотеть вырваться из этого круга.
«Ультрас» – хороший драматичный фильм, он не о футбольных фанатах, а скорее о человеческой судьбе. Да, фильму не стать культовым. Вряд ли о нем вспомнят через год. Но меня заинтересовал Леттьери, интересно, как будет развиваться его режиссерская карьера».
Денис Зет, основатель телеграм-канала «Супертифо» – там пишут про ультрас: «Очередной избитый сюжет, где показаны все темные (а темные ли?) стороны культуры ультрас. Изначально, как только фильм был анонсирован, стало ясно: раз про «Наполи» – значит про Неаполь, раз про Неаполь – значит и про каморру. Оказалось, тему каморры все-таки удалось обойти, но это, пожалуй, единственное приятное удивление от фильма.
Затасканные темы, алкоголь, наркотики, предательство, любовь, драки. Где-то мы уже это видели, не правда ли? В британской версии («Хулиганы Зеленой улицы»), в российской («Околофутбола»). И это только навскидку. Рекомендовать фильм не очень хочется, но посмотреть можно только из-за атмосферы Неаполя».
Больше текстов и материалов о «Наполи» – в самом крутом телеграм-канале неаполитанцев. Подпишись!
- Ты пришел и говоришь: Дон Де Лаурентис, мне нужно снять фильм об ультрас Наполи. Но ты просишь без уважения, ты не предлагаешь сотрудничество, ты даже не позвал меня его продюсировать.
Тем не менее, я рад, что этот фильм вышел, персонажи стариков вышли очень колоритными, фильм смотрелся.
А за Леттьери хочется следить дальше. Учитывая, что это был его дебют в качестве режиссёра именно фильмов, а не клипов, есть надежды на то, что он вырастет.
Чиро шел в процессии, в Тор ди Кинто, внезапно выстрелы: http://www.rainews.it/dl/rainews/articoli/3-maggio-2014-veniva-ferito-Ciro-Esposito-prima-della-finale-di-Coppa-Italia-Napoli-Fiorentina-58099be2-1595-4dce-9d3a-73d9a1396c2a.html