Плюнуть в вечность
Это не рецензия, и, если угодно, то даже не на фильм, потому что фильм «Легенда 17» я не смотрел. Того, что я об этом фильме успел узнать из впечатлений товарищей, заметок коллег и незнакомых мне критиков как раз хватило для того, чтобы решить: идти не стоит. Самое обыкновенное решение, мы все его постоянно принимаем – например, в момент, когда не включаем телевизор, или нажимаем кнопку с другим каналом, так что ничего одиозного тут нет.
Я считаю этот фильм дерьмом не потому, что он сделан в слишком легком или слишком тяжелом жанре, не потому что он чрезмерно или недостаточно патриотичен и не потому, что он хорошо или плохо снят. Этот фильм стоило бы смыть потому, что он совершенно не правдив.
Отлично понимаю, что это художественное кино, а не видеопособие по хоккейной или любой другой истории. Но всему есть предел, а самое главное – во всем должен быть смысл. Тот самый, художественный. Помню, когда я учился в школе, наша учительница по литературе, замечательная Маргарита Георгиевна Волкова, светлая ей память, рассказывала нам на первом уроке по «Капитанской Дочке», что в шестидесятые некие голливудские люди очень интересовались возможностью экранизации, но в процессе переговоров выяснилось, что у них в сценарии Емельян Пугачев доходит до Москвы и в финале фильма у него свадьба с Екатериной. Я уж не знаю, как там было на самом деле, но ведь ничего невозможного в этом нет. И фильм получился, возможно, дико увлекательным, а уж сколько патриотизма можно было бы в эту историю накачать! Но как-то всем нам более или менее понятно, что так делать нельзя. И уж совершенно точно – если б такая картина была сделана на средства, выделенные на кино о Пугачеве... Хм. Где там Пугачев-то?
Вот и в этом фильме нет ни Харламова, ни Суперсерии. Совсем.
Понимаете, когда в фильме советским хоккеистам за год (что-то так) до серии показывают фотографию канадской команды, а она собиралась фактически по пляжам за три месяца до матчей; когда в те же сроки кого-то из наших пытаются соблазнить контрактом в НХЛ, а откуда вообще взяться такой теме, если не знали они наших игроков и уж подавно не ценили настолько высоко; когда... Ну, вы понимаете, о чем я. Это вот что, это мелочи? Ну, может, и мелочи. Тогда на фига они вообще нужны? Но вопрос-то в другом; в Суперсерии и подготовке к ней было столько реальных обстоятельств, которые делали ее незабываемой и совершенно ни на что непохожей, настоящих событий, то... Ребята, на что вы их променяли в своем сценарии?..
Я смотрел американский фильм об их главном хоккейном событии, «Чудо» (Miracle) 2004го года, о победе американцев над сборной СССР на Играх в Лейк-Плэсиде. Отличное кино, и оно реально про то, как это было. Для обострения предлагаемых обстоятельств почему-то Карибский Кризис не подтянули в восьмидесятые. А ведь легло бы в тему! И это фильм реально вот о тех людях и о той команде, которая так, а не иначе сложилась из 26 студентов в грозную силу, которая одолела Большую Красную Машину.
А здесь почему-то надо сделать именно Харламова героем Суперсерии, которым он, надо сказать, не был, в отличие, скажем, от Якушева. Это не делает Харламова меньшей фигурой никоим образом – но вот простой вопрос: зачем? Что, разве не было другого события, в котором Харламов бы блистал? Почему нужно лишний раз ломать Харламову ногу, в 1971 году у него до сих пор никаких аварий не было, а была в 75-м. Но зачем нужно было это делать? Что, в 1971-м у Харламова какая-то неподходящая жизнь, что ли, была? Соленым огурцом на даче сидел, жене крыжовник помогал шпилькой на варенье чистить?
Ребята, вот уж у кого-кого, а у Харламова... Самое удивительное как раз в том, что его жизнь была более чем кинематографична. Это был очень живой человек, невероятного обаяния, веселый. И драм в этой жизни более чем хватало. Собственно, я думаю, что отсюда, скорее всего, и взялась мысль об экранизации этой истории, а точнее – целой серии невероятных историй, из которых харламовская жизнь и состояла. Которых в фильме нет и в помине.
Если мы гордимся этой частью нашей истории, если те люди видятся нам достойными гордости – почему каждый раз эти люди должны становиться вариацией на тему Павки Корчагина?
Любому человеку, который захочет в чем-то разобраться по фильму «Легенда 17», предстоит сойти с ума. Вот простой пример, самый яркий. Это когда Тарасов увел команду со льда. Насколько я знаю, в фильме это выглядит так: сборная СССР играет товарищеский матч со «Спартаком», на трибуне Брежнев, который болеет за «Спартак», судьи почему-то подсуживают «Спартаку» и в какой-то момент Тарасов больше не может этого терпеть и уводит команду в раздевалку, вследствие чего его снимают со сборной.
Друзья мои, Брежнев болел за ЦСКА, но это ерунда! Представить себе, чтобы в товарищеском матче советские судьи подсуживали – смешно. Зачем? На кой? Представить себе, чтобы в Москве советские судьи подсуживали против сборной СССР – это вынос мозга. Они что, кретины, что ли? Представить себе, чтобы тренер, прошедший два десятка турниров на высшем уровне, психанул и рискнул карьерой НА ТОВАРИЩЕСКОЙ ИГРЕ – слушайте, да он просто неврастеник! Да как же он тогда на мостике сборной на чемпионате мира-то выстаивал? Вы понимаете, что это уже за гранью чего-либо разумного?.. Я уж не говорю о том, что Анатолий Тарасов никогда, ни единым словом или жестом борцом с режимом, простите, не был...
Наконец, сняли Тарасова (кстати – второго тренера сборной) вместе с Чернышовым в совершенно другой ситуации.
А знаете, что было на самом деле, когда Тарасов увел команду? Раньше правило такое было: после десяти минут третьего периода команды менялись воротами. Ну, чтобы поровну времени провести, защищая те и другие. Вот был напряженный матч ЦСКА – «Спартак», матч чемпионата СССР, и одновременно с сиреной на смену ворот шайба влетела в ворота, и судьи ее не засчитали, а Тарасов считал, что она влетела в ворота до сирены. Увел команду, его лишили званий, через полгода вернули. Всё.
Как же все это произошло? Почему вместо рассказа о таком действительно выдающемся событии, повлиявшего на мировую, без стеснения говорю, историю, как Суперсерия, почему вместо рассказа о таком живом человеке, каким был Харламов, мы получаем вот эту мешанину из всего на свете, получаем даже не винегрет, потому что в винегрет хотя бы клубничное варенье не кладут, а тут оно вперемешку с солеными огурцами и свеклой?..
Этому есть только одно объяснение.
Получили заказ, набрали бригаду шабашников, которые слепили сценарий вполне себе увлекательный и даже, как мы теперь видим, кассовый. Они и не думали что-нибудь узнать о реальном Харламове. Они взяли несколько наиболее ярких событий в истории советского хоккея, расставили их, как им удобно и как им остросюжетно, и на этом, собственно, все. Вот так же сейчас «Централ Партнершип» попробовал за заказ на фильм про Яшина ухватиться. Там сразу возник трогательный эпизод, когда после провального для Льва Иваныча чемпионата мира 62-го года его дочек чуть из школы не выгнали, как-то так там было написано. И не проблема, что старшая дочка к тому моменту была еще в дошкольном возрасте, а младшая пребывала в материнской утробе. Ничего! Родились бы раньше как миленькие, а то ещё можно круче придумать – что беременную Валентину Тимофеевну с работы выгнали, и она там типа чуть ребенка не теряет, но в конце концов все хорошо, потому что на самом деле она была Курочка Ряба легендарная... Не было такого? Друзья мои, так ведь это же кино, это искусство...
Это просто халтура. Ладно это было бы кому-нибудь нужно, но ведь, повторяю, и хороший фильм об этих событиях можно было сделать и с гордостью за страну, и с настоящими российскими героическими персонажами...
Но нет, это не просто халтура. Это подлог. То была жизнь, а не разлюли-малина, и люди, а не картонные фигуры. А теперь кино уже сделано, и другого не будет. Вот ведь что важно: другого – НЕ БУДЕТ! Плевок в вечность.
P.S. Кстати, если хотите почитать о суперсерии, рекомендую вам книгу Кена Драйдена «Хоккей на высшем уровне». Очень простая, без всякого пафоса книга участника событий, которая действительно позваоляет посмотреть на суперсерию изнутри и разобраться, что это была за история.
Фото: legenda17.ru
Нашел и все противоречия - что один эпизод случился годом раньше, другой годом позже. И удивился, потому что при просмотре кажется, что вообще такого быть не могло. А было, оказывается, просто несколько в разных временных отрезках.
И в конце фильма я испытывал то, что и должен был испытывать - гордость за великое прошлое великой страны и людей, которые в ней жили. В моем случае фильм блестяще справился со всеми задачами. И лично я с большим удовольствием рекомендовал кино посмотреть всем, кто вообще интересуется кино.
Фильм смотрел, если это еще имеет значение при обсуждении кино.
Ребят, трудно объяснить, но, по-моему, Василий Вячеславович сегодня - прав.
Бог мой, какое событие.) Вспоминается совсем другое. Как "Форум" монреальский стоял и аплодисментами провожал нашу команду. Вот где была овация, которая имела и душу, и смысл. А вы суррогатами питаетесь, о великих людях читаете в википедии, а аплодируете в кинотеатрах.
Прав Василий снова. Это уже на рекорд тянет, уже около месяца ни одной провокационной статьи, а все достойные идут. Затаился, что ли?
=====================================
Правильно, Василий Вячеславович!
Только так!
Этот фильм не идёт ни в какое сравнение с шедеврами типа "Утомленных солнцем-2", "Края", "В круге первом", "Сволочей", "Царя", "9 роты" или недавних "4 дня в мае".
Потому что там ПРАВДА!
А уж до признанных всем миром шедевров исторического кино вроде недавних "5 дней в августе" с Гарсией или "Путь домой" с Фаррелом ему и вовсе как до луны.
Да и у нас каждый год выпускаются прекрасные исторически фильмы об эпохе совка вроде "Жила была одна баба" или "Служу Советскому Союзу!" с Авериным и Гришаевой, которые наглядно покажут молодёжи и детям весь ужас той страны, откроют им глаза на ПРАВДУ, которую не рассажут им деды и не напишут в учебниках.
А такие дешёвые поделки вроде "Легенды" своими сборами и вниманием публики только оскорбляют истинных творцов от искусства и тонких кинокритиков с "Эха Москвы", которых так много среди друзей и товарищей Василия.
И "Легенду" эту надо не только запретить к прокату, но и смыть в унитаз все её копии, да еще желательно вместе с другими подобными "разлюли-малиной" вроде "Гагарина", "Мы из будущего" или "Брестской крепости". А желательно добавить еще разную совковую халтуру вроде "Чапаева", "В бой идут одни старики", "Освобождение", "Семнадцать мгновений весны", "Судьба человека" и т.д., одним своим существованием оскорбляющую ПРАВДУ для Василия и его друзей/товарищей.
Ведь так, Василий?)
неинтересно.
давно разочаровался в российском кинематографе.
тот самый случай, когда необязательно пробывать говно на вкус, вряд ли понравиться.