3 мин.

Rutgerus Johannes Martinius van Nistelrooij

Я хорошо помню тот день. 2001ый год. Пригород Лондона, городок Poole в сорок пять тысяч жителей. Солнечные лужайки, чавкающие британские голоса. Укрывшись от жаркого июльского солнца, я зашел в местный книжный магазинчик. И как часто бывает - вышел оттуда вовсе не с книгой, а с футбольным журналом "United.Forever Reds" или что-то вроде этого. Там не было журналов, посвященных Челси или Арсеналу, удивительно, но факт. Близ Лондона, самым популярным и ярким изданием на прилавке является журнал не о столичных клубах, а о команде из Манчестера!

Как и любому другому подростку, которому небезразличны символы и странности, мне это показалось добрым знаком, издание о любимой команде - тут волей неволей забудешь, зачем вообще заходил. Футбол ведь часто затмевает весь остальной кайф, заполоняет мысли. А там, на красочных страницах - трансферное окно - интрига, усиление, межсезонье, и улыбчивый, зубастый, но приятный парень на обложке, с такой европейской, уверенной физиономией.

В Манчестер Юнайтед после ухода Коула и Йорка долгое время не было не то что связки, а даже одного основного нападающего топ-уровня, способного самостоятельно решать эпизод, были пожилой Шерингем и "человек-замена" Сольскйяер. Конечно, нужно было усиление, искали ядовитый наконечник для неотвратимого копья, и тут появился Ван Нистелроой.

Да, нескромно и много забивал в Нидерландах, но сомнение, пока не заиграл, присутствовало. Интеллигентный на вид человек, с доброжелательной голландской наружностью. Кто бы мог подумать, что этот парень станет ужасающей силой, ломавшей психологически видавших виды защитников Премьер- лиги. Еще до матча.

А он ей стал, той самой силищей. Он, словно чудак, воспринимавший все в серьез среди балагана, забивал, и забивал снова, он вообще забивал всё и всем. Неординарно, на любой вкус. Порой казалось, что ему уже скучно забивать вот так и потому он забил как-то иначе. Пока на поле был Рууд - расслабиться было некогда. Да, у него были замечательные подносчики снарядов, но так цепляться за мячи, так хладнокровно пронзать, так стремительно уноситься, так ласково и в то же время жестоко мог исполнять только "Ван Гол".

Да, он был киллером, убийцей в тридцать два зуба, даже с острого угла не оставлявший никаких шансов. Да, он был, что называется, моментальным, словно фехтовальщик, королем штрафной площади. Но за всей этой голевой механикой и бесперебойностью я видел прежде всего изящество мастера, ласковое обращение с мячом. В британской музыке для меня был Фредди Меркьюри, а в футболе Рууд.

Самая яркая полоса - в МЮ, потом были Реал, Гамбург, Малага, травмы.Но Международная федерация футбольной истории и статистики (IFFHS) опубликовала рейтинг лучших бомбардиров в период с 2001 по 2010 годы. Первую строчку рейтинга занял именно ван Нистелроой.

В сборной он тоже забивал достаточно, но никогда не был там первой скрипкой, так бывает. Там были те, кто тянул одеяло на себя и без него. У Руда ван Нистелроя нет Золотого мяча и выдающихся глобальных командных достижений, победы на чемпионате мира, Европы или в лиге чемпионов, но это не значит, что он был хуже, чем те, кто побеждал. Просто в командах, где играл Рууд, были слабые позиции. К ван Нистелроою вопросов не было никогда.

Апофеозом и самым душещипательным поединком, в котором с гибельным восторгом блистал Рууд, да и весь МЮ, стал ответный четвертьфинал ЛЧ сезона 2003/2004 с мадридским Реалом.

 

Хоть в двухматчевой войне он и проиграл на радость Ахиллеса-Зубастика, но словно троянский Гектор не знал себе равных в той конкретной битве. Истинный голеадор, ты навсегда останешься в наших сердцах таким.