7 мин.

Капитан. Очевидность! Зачем «Зенит» вернул Тимощука

Новость о возвращении Анатолия Тимощука в «Зенит» вовсе не взрывала информационное пространство. Этого ждали многие. Уж слишком хорошо все было в раздевалке «Зенита» в годы его капитанства. И слишком плохо после.

На самом деле у Тимощука было не так уж много вариантов продолжения карьеры после «Баварии». Ему уже 34, и в таком возрасте рассчитывать на длительные контракты или приглашение в «Барселону»  нельзя. Времени у Тимощука мало, так что новая страна и новый клуб наверняка были скорее негативной характеристикой будущего работодателя. «Шахтер» по понятным только ему причинам отпадал. Анатолия ведь даже не позвали на празднование 75-летия клуба, притом что золотая эра Донецка начиналась как раз при нем.

Лучано Спаллетти интересовался Тимощуком и возможностью его вернуть давно. Тренеру, очевидно, нужен человек, который сумеет остановить «холодную войну» между россиянами и иностранцами в команде. Человек, которого никто не перебьет в раздевалке и которого будут уважать все. Тимощук приходит в «Зенит» не в статусе многообещающего таланта, как Витсель, или самого дорогого игрока в истории  российского футбола, как Халк. Он возвращается домой. Победителем. Всех турниров, в которых участвовала его команда. Возвращается человеком, который ни разу не устроил скандала, не попадая в состав. Возвращается тем самым капитаном, которого у «Зенита» нет уже давно. Историю с переходом повязки через 4-х игроков в одном из недавних матчей стоило бы придумать, если бы ее не было на самом деле. У «Зенита» был Капитан Очевидность. А после его ухода не было ни капитана, ни очевидности.

На мой взгляд, самый достойный поступок Тимощука в «Зените»–рывок в раздевалку «Лужников». Его клуб готовился праздновать победу в Суперкубке, а Владислав Радимов был удален и сидел в раздевалке. По окончании матча Тимощук и его друг Погребняк сбегали в раздевалку и буквально под руки привели Радимова на церемонию. Не каждый капитан поступает так, но только тот, кто поступает так, достоин быть капитаном. Честно говоря, в тот момент мой близкий друг удивил даже меня, хотя я думал, что уже ничто в его поведении не заставит меня испытать это чувство.

***

Пребывание Тимощука в «Баварии», как правило, оценивается только с какой-то одной стороны виртуальной монеты. Либо говорят «он там сидел в запасе», либо о его «профессионализме, который проявлялся с первого до последнего дня» (это, кстати, признает и не пылающий к Тимощуку теплыми чувствами спортивный директор Маттиас Заммер). На самом деле тут нет одной, доминирующей, правды. Она и там и тут. При этом статус запасного игрока очень сильно обременял Анатолия. Весь последний год ему постоянно приходилось слышать, что пора закончить со сборной, раз у него нет игровой практики. Но – точно так же правда и то, как его уважали в «Баварии». Я не раз бывал в расположении команды и видел, как к Тимо, а иначе его никто там не называл,  относились лидеры, особенно местные игроки. Бастиан Швайнштайгер, например, всю вечеринку после победного финала Лиги чемпионов  провел, повязав на голову шарф сборной Украины. Согласитесь, наверное, современный символ «Баварии», сыгравший за нее 437 игр, – не поступил бы так просто ради забавы или после проигранного спора?

Кстати, предположить, что 132 матча за 4 года (по 34 за сезон) в «Баварии» мог бы сыграть человек, не соответствовавший ее уровню, – тоже невозможно. Но теперь пессимисты начали новую песню – с какой же мотивацией Тимощук возвращается в Санкт-Петербург, достоин ли он сейчас места в «Зените»?

Вообще практика возвращения возрастного игрока в прежний клуб – не нова. Даже в России – достаточно посмотреть на примеры Андрея Тихонова или Бахвы Тедеева. Об Украине и говорить не стоит – самый красноречивый пример – Андрей Шевченко, завершивший свою карьеру в «Динамо». Однако Тимощук возвращается все же не в родную страну и не в клуб, в котором начинал. О «Шахтере» уже было сказано (хотя после продажи Фернандиньо в «Манчестер Сити» возвращение игрока, не подпадающего под лимит, – читалось), в «Волыни» же никаких спортивных стимулов нет и быть не может. Не думаю, что комментарии самого Тимощука (очень часто выступающего именно в амплуа «Капитан Очевидность») тут нам что-то прояснят. Он возвращается в большой клуб, участвующий в Лиге чемпионов, и немало рискует, если окажется не готов выступать на этом уровне. Все же он – не Михаэль Шумахер, после возвращения которого в «Формулу-1» слышались только волнительные придыхания, но никак не критика. Задачи «Зенита» и есть лучший стимул. Задачи, которые он сейчас не решил. И надеется решить теперь. Я не сомневаюсь ни одной секунды в том, что с Тимощуком «Зенит» будет сильнее хотя бы потому, что прекратятся склоки. А за остальное отвечает тренер, в том числе и за использование в составе (а не в раздевалке или на тренировке) футболиста Тимощука.

Вполне возможный вариант для «Зенита» (учитывая фактическое наличие в клубе Денисова, Витселя и Широкова) – использование Тимощука на позиции центрального защитника. В прошлом году в финале Лиги чемпионов он сыграл на этой позиции 120 минут, и оценки выше, чем у него, в «Баварии» получили только двое – Лам и автор гола Томас Мюллер. Не раз играл Тимощук на этой позиции и в нынешнем сезоне, и именно на ней провел последний матч за сборную против Черногории (4:0 в пользу Украины на выезде). Косвенно на это указывает и расставание «Зенита» с португальцем Бруну Алвешем. Что может дать Тимощук «Зениту» в новой роли? Прежде всего аккуратный футбол с отсутствием всякой бесшабашности. Не безошибочный, игроков без ошибок не бывает в природе, а именно аккуратный и собранный (с чем у «Зенита» в центре обороны, мягко говоря, проблемы налицо).

***

Самый главный эффект от возвращения украинца в «Зенит», на мой взгляд, широкой публике виден не будет. В последнее время игроки «Зенита» повадились решать все возникающие вопросы через голову клубного руководства, Игорь Денисов вообще требовал встречи с председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером. Роман Широков публично усмехался над словами Лучано Спаллетти о посещении дня рождения Александра Кержакова, и авторитет клубного руководства, в том числе и тренерского штаба, снизился почти до нулевой отметки. Не исключено, что для этого назначается тренером и Сергей Семак – чтобы уравновесить баланс сил разных групп коллектива. Даже если коллектив кого-то потеряет (ходят слухи о возможных уходах Халка, Широкова и Денисова) – оставшиеся получат лидера раздевалки, который не постесняется представить интересы команды в беседе с руководителями, как это не раз было при Дике Адвокате.

Вместе с тем «Зенит» идет на серьезный риск (особенно если возвращенцем станет и покидающий «Арсенал» Аршавин). Получится, что уже несколько лет команда использует одну и ту же обойму игроков, не находя новых лидеров. Любая турнирная неудача вызовет гораздо более обильную критику, чем это было сейчас, пока «Зенит» был убаюкан победами в турнирах последних лет. Не думаю, что подобные решения о приходе ветеранов принимались без учета мнения Спаллетти, и, должно быть, стоит надеяться на богатый итальянский опыт работы с возрастными футболистами. Дзанетти, Мальдини, Тотти – все они доиграли до очень серьезного возраста, без потери качества, прежде всего потому, что тренеры находили возможность использовать их сильные стороны, «пряча» слабые. Ну и наконец, воспитание новых лидеров идет интенсивнее, когда есть живой пример поколения победителей.

Так что от переезда Анатолия Тимощука из Германии в Россию выиграет не только он и не только «Зенит», а весь наш чемпионат. 

Алексей Андронов

Фотографии: Сергей Дроняев/ActionImages

Зачем нужен «Зениту» Анатолий Тимощук? Какова была вероятность перехода Сергея Рыжикова в «Спартак»? Что думают главные футбольные оппозиционеры? Кто должен был попадать в список 33-х лучших, но не вошел в него? Что будет с английской молодежной сборной после провального Евро? Для кого «Реал» готовит своих воспитанников? С каким настроением Станислав Черчесов принял «Терек»? Об этом и многом другом – в новом номере еженедельника «Футбол».

Дружите с еженедельником «Футбол» в соцсетях:

  

Подписка на еженедельник открыта: