Пострадавшая гордость
Индепендьенте - это 108 лет блистательной истории. Индепендьенте появился не в Авежанеде, а в Капиталь Федераль, в самом что ни на есть центре Буэнос-Айреса - в двух кварталах от площади Мая. Появился в результате конфликта: молодые игроки клуба Майпу, как и их более старшие товарищи, платили ежемесячные взносы, но, в отличие от них, практически никогда не играли, даже в товарищеских матчах. Со временем им это надоело, о чём прознал другой клуб, решивший их пригласить. Но на собрании в кафе один из самых старших парней, Росендо Деджиорджи (по разным сведениям, ему было 22 или 24 года), сделал неожиданное предложение: не будем переходить в другой клуб, ни возвращаться в Майпу. Будем сами по себе, независимыми. Так родилось это название - Индепендьенте ("Независимый").
Знали бы они, во что это выльется! Впрочем, узнали. Ещё к окончанию любительской эпохи Индепендьенте стал одним из ведущих клубов Аргентины, за который выступали сильнейшие игроки - например, Мануэль Сеоане и Раймундо Орси. Тот самый Орси, что затем перешёл в Ювентус и был одной из ключевых фигур сборной Италии-чемпиона мира-34. Кроме того, в 28-м году клуб заложил первый на континенте стадион из цемента - старую-добрую Ля Добле Висеру ("Двойной Козырёк" - крыша имелась над двумя главными трибунами). Индепендьенте всегда был клубом-образцом.
Индепендьенте - это Арсенио Эрико. Великий парагваец с 293 голами до сих пор является лучшим бомбардиром в истории чемпионатов Аргентины. Ди Стефано, который начинал, когда Эрико уже заканчивал, считает его одним из величайших игроков в истории. Все, кто видели Эрико, отмечают, что он умел на поле всё: обыгрывать, точно бить, при этом особенно отмечают его необычайную пластику. А главное - сумасшедшую прыгучесть: множество голов Эрико забил головой.
Эрико не был один. Вместе с ним играли такие выдающиеся игроки, как, например, Висенте де ла Мата и Антонио Састре. Последний многими, кто его видел, считается самым разносторонне сильным игроком в истории аргентинского футбола. Будучи номинально нападающим, Састре играл по всему полю, был хорош во всех компонентах, в том числе в отборе, но всё же в первую очередь он был выдающимся ассистентом - много своих голов Эрико забил именно с его передач.
Индепендьенте - это знаменитая пятёрка нападающих, Лакасия - Секконато - Крус - Мичели - Грижо. В Индепендьенте целиком она просуществовала пять лет, четыре из них в полном составе они играли и в основе сборной. Европейцам, наверно, наиболее известен Эрнесто Грижо, затем поехавший блистать в Милан со шведами. В 1953-м Индепендьенте с этой пятёркой поехал в турне по Европе и наглядно продемонстрировал превосходство аргентинского футбола. Пиком, ярчайшей страницей стала победа в Мадриде на Чамартине над Реалом - 6:0, без вариантов. Над Реалом с Ди Стефано и другими звёздами. Реалом, который, с созданием Кубка Чемпионов через несколько лет, доминировал в Европе и выиграл первые пять розыгрышей.
Индепендьенте - это Оргужо Насьональ, Национальная Гордость. Выиграв первые два Кубка Либертадорес ещё в 60-х (64, 65), он выдал невероятную серию из четырёх побед подряд в 70-х (72-75) - это рекорд Кубка Либертадорес. С тех пор и пошло прозвище "Национальная Гордость", а также, разумеется, "Rey de Copas" - "Король Кубков". В 84-м клуб взял Кубок в седьмой раз - это тоже рекорд Либертадорес.
Индепендьенте - это Пато Пасториса, один из величайших людей в истории аргентинского футбола. Пато умел на поле всё, был хорош как в обороне, так и в атаке. Начиная опорником, затем он сместился в центр поля, а заканчивал и вовсе как плеймейкер, энганче.
Возможно, ещё более великим Пасториса был как тренер. В связи с этим, в первую очередь вспоминается 78-й год. Военное правительство подготовило празднование чемпионства кордобским Ташересом (в чём был очень заинтересован генерал Лусиано Бенхамин, губернатор Кордобы), а судья делал свою грязную работу на поле: ставил несуществующий пенальти, засчитывал гол, забитый с помощью руки, удалил трёх игроков Индепендьенте... Команда хотела покинуть поле в знак протеста, но Пато остановил их и сказал: "Идите на поле, будьте мужчинами. Играйте и выиграйте". И они пошли играть. И выиграли - вернее, сравняли счёт (Бочини в две стенки с партнёрами прошёл пол поля и блестяще перебросил вратаря), но это была победа, так как ничья означала чемпионство Индепендьенте. Ввосьмером, вопреки всем обстоятельствам.
"Он за вами следит" - мотивационный баннер болельщиков Индепендьенте
Индепендьенте - это знаменитый "paladar negro", вкус к хорошему футболу, стремление выигрывать, доминируя на поле.
Индепендьенте - это Рикардо Энрике Бочини, пришедший на смену как раз Хосе Омару Пасторисе и отыгравший всю свою карьеру в клубе, с которым выиграл всё по несколько раз. Лишь невезение со сборной лишило его соответствующего мирового признания, хотя это фигура уровня Марадоны, для которого, кстати, он был идолом. Вне всякого сомнения, одна из двух-трёх лучших десяток в истории великого аргентинского футбола.
Индепендьенте - это ещё множество великих игроков, тренеров, побед. Рассказать про всё - не хватит никакого пространства. Достаточного того, что это один из величайших клубов мира. Национальная Гордость Аргентины.
В субботу гордость пострадала - Индепендьенте, впервые в своей истории, отправился во второй дивизион. Как же так могло случиться, что такой великий клуб упал в Б Насьональ? Основных виновных несколько.
Андрес Дукатензейлер. Первый вороватый президент. Оставил клуб с долгами в 10 млн. долларов. Сумма небольшая, но непонятно, откуда она вообще взялась.
Хулито Компарада
Тут, как в таких случаях говорят в Аргентине, "не забудем, не простим". Индепендьентевский Агилар. После шестилетнего правления, оставил клуб с долгами уже в 80 млн. долларов. Оправданием могла бы служить капитальная реконструкция стадиона, но он сам на днях признался, что на неё было потрачено всего 35 млн. долларов (правда, работы и закончены не были до конца).
При этом на его правление пришёлся ряд крупных продаж игроков - Агуэро, Устари и некоторые другие, в сумме больше 65 млн. долларов. Согласно публиковавшимся отчётам, бюджет Индепендьенте, рассчитывавшийся без учёта продаж игроков, регулярно сходился с текущими расходами - на зарплату игрокам и персоналу, обслуживание инфраструктуры и пр. Обе цифры стабильно крутились около 32 млн. долларов.
Воровство налицо, но все делают вид, будто всё нормально, будто расследовать нечего. Конечно, без высоких связей такое невозможно. А высокие связи где? Правильно, в АФА, у Грондоны - причём, на уровне правительства и даже руководства страны. Компарада может сколько угодно рассказывать, что он там якобы нередко отстаивал интересы Индепендьенте в Футбольной Ассоциации, в том числе шёл против Самого, но в это не верится ни разу (как и во все остальные сказки, что он рассказывает в эти дни). А вот то, что все его делишки без благословления Крёстного Отца не могли бы иметь места, это как раз точно.
Сесар Луис Менотти
Да-да, не удивляйтесь. Флако уже давно оторвался от футбольной реальности и до сих пор "продаёт" чемпионство Уракана в 73-м, "лирический футбол" и чемпионство в мире в 78-м, хотя ему с тех пор много раз доверяли ведущие аргентинские клубы.
Справедливости ради, в конце 90-х он довольно успешно тренировал Индепендьенте, показывавший привлекательный футбол и даже бывший близко к трофеям, но всё сорвал сам Менотти, в решающий момент порвавшийся за деньгами в Сампдорию. Впрочем, речь не о том.
По доброй памяти того тренерского цикла, Компарада пригласил его в Индепендьенте в качестве менеджера. То есть, советника президента по самым важным вопросам - футбольным. И тут вы уже решайте сами, какая версия вам ближе.
Одну я уже назвал - это отрыв мэтра от реальности. Может, именно поэтому он приглашал игроков не уровня клуба за деньги, как раз для игроков уровня клуба?
Вторая - это он научил Компараду, как отпиливать трансферные деньги в свой карман. И они вместе занимались этим "бизнесом".
Это ещё помимо очевидных глупостей, как отставка Америко Гашего в 2010-м, когда он набрал 68 очков за сезон. Менотти обвинил его в том, что из-за него команда упустила чемпионство, и, конечно, ещё сел на своего конька - мол, Индепендьенте показывает плохой футбол, это не наш путь. "Даниэль Гарнеро (энганче из 90-х, сменивший Бочини) будет нашим Гвардиолой", - уверенно вещал Эль Флако.
В новом сезоне Гарнеро набрал 3 очка из 21 возможного и был быстро отправлен в отставку, но путь в пропасть начался. Стоит ли говорить, что время показало, что на Гашего надо было молиться, так как команда была не способна ни на чемпионство, ни на столь дорогой Менотти хороший футбол.
К слову, стоило смениться президенту (Компарада на Кантеро), как Менотти тут же вылез с напоминанием о долге по зарплате. Никакого стыда. Ничего не сделал, провалил всю работу, получая большие деньги, и ещё продолжает что-то требовать. А если он ещё и воровал вместе с Компарадой, то это с него самого надо спросить пару миллиончиков.
Хавьер Кантеро
Не будем снимать ответственности и с нового руководства. Быть честным - это хорошо, но Кантеро местами дошёл до придурошности. Начав бороться с баррас бравас, а также с Футбольной Ассоциацией, он нажил себе немало врагов в судейском комитете и даже среди президентов других клубов (почему некоторые из них и не скрывают радости от его падения).
Но главный враг, конечно, на верхушке. Это тот враг, который с друзьями из правительства не хочет бороться с явлением баррас бравас. Который любит совать свой нос в Индепендьенте, а тут остался без этой возможности. Который не любит, когда в открытую идут на его ведомство. Который, казалось бы, так высоко, что ему должно быть плевать на такую мелкую сошку, как президент клуба, но именно поэтому он не может допустить такое неуважение с его стороны - чтобы не потерять в глазах своих дружков из мирового футбольного правительства, надо обязательно ставить на место.
В общем-то, Кантеро занялся правильными вещами, но в совершенно не подходящий момент. Для начала, чтобы не получить такие последствия, какие он получил, надо было заняться решением первостепенных вопросов клуба - финансовых и спортивных. А вот здесь-то он и оказался, если не стесняться в выражениях, профаном. Пригласил на хорошие деньги много игроков с именем, больше половины которых были уже отыгранными травматиками-пенсионерами.
Сделал ставку на Кристиана Диаса - в прошлом хорошего крайнего защитника, в настоящем - даже неплохого тренера для молодёжных команд, но для главной команды это решение по своей придурошности сравнимо разве что с фокусом Менотти с Гарнеро. После нескольких стартовых успешных результатов, Диас проиграл чуть ли не все матчи, а также провалил предсезонку - просто потому, что никогда раньше ей не занимался (в молодёжных командах она существует только в упрощённом виде).
С проблемой плохой физической готовности так и не сумел справиться Гашего, а окончательно добил команду Бриндиси, после парочки успешных результатов с включением двух-трёх юниоров начавший ставить пол состава "зелёных" парней, у которых желания, конечно, хоть отбавляй, но класса явно не хватает, чтобы обыгрывать опытных, сильных профессионалов Примеры.
Конечно, в самом по себе вылете, по сути, ничего страшного - лишь потеря этой мистики команды, всегда игравшей в Примере. Ведь, как вы видите, вылет стал следствием многих лет плохого управления, и Индепендьенте всё это время всё равно находился очень далёко от того, где ему дóлжно быть.
Надо вернуться. Сильнее, чем раньше. Ключ - грамотное управление. У Кантеро ещё есть время исправить ошибки и доказать, что он может стать великим президентом. А может, это будет кто-то другой. Ведь бывали раньше такие президенты, как Антонио Либерти в Ривере или Педро Исо в Индепендьенте.
И никакого прощения Компараде! И ныне, и присно, и во веки веков! Аминь!
Жутко, что в такой футбольной нации как Аргентина, слабыми звеньями становятся один за другим Ривер, Индепендьенте... вот-вот их курсом последует и Архентинос. Хорошо что хоть Росарио Сентраль вернулся.
...я понимаю, что в элите должны играть сильнейшие. Но, извините, магия имени также играет существенную роль при выборе телетрансляции для просмотра. Мне не так уж интересно наблюдать за такими серыми в историческом плане клубами, как Сан-Мартин, Колон, Унион и пр. А вот Индепендьенте не оставит равнодушным и в B Nacional.
Возвращайтесь, парни, в элиту. И достойных президентов "Независимым"!
Еще интересную вещь сказал: у Фариаса была личка 850 тысяч долларов в год. Если правда, то это жесть конечно полная.
Про Фариаса - правда. Но тут надо понимать, что он ехал из Португалию в Крузейро (соответственно, везде приличные деньги), а брали его в аренду, так что приходилось платить эту зарплату. Другой вопрос, стоило ли? Сейчас легко сказать, что нет, а вот перед началом сезона большинство хотело, чтобы он остался.