Восхождение в Зенит. Часть II. Бышовец
Анатолий Федорович Бышовец
Сезоны: 1997-1998 (уволен по ходу сезона)
Достижение: промежуточное первое место в чемпионате
После отставки Павла Федоровича Садырина в ноябре 1996 года Зенит возглавил Бышовец. История назначения Анатолия Федоровича весьма туманна. То ли его кандидатура Бышовца появилась уже после увольнения Садырина, то ли Мутко общался с Анатолием Федоровичем за спиной действующего тренера. Конечно, официальная версия говорит о том, что по окончании сезона 1996 года рассматривались пять кандидатов на пост тренера, (сам Садырин, Бышовец, Юрий Морозов, Штанге и, почему-то Тумаев), но учитывая историю с попыткой отстранения Садырина с поста главного тренера сборной в 1994 году, официальную версию можно подвергнуть сомнению.
Как бы там ни было, Садырин был уволен, а 22 ноября было официально объявлено о назначении Бышовца главным тренером Зенита.
Болельщики были резко против такого поворота событий. Павел Федорович был любимцем в городе, и новость об отставке была принята в штыки. Не сильно обрадовало и то, что место Садырина займет его главный враг. Однако Мутко был непреклонен и в межсезонье Зенит вступил с новым тренером и без нескольких ключевых игроков, ушедших в ЦСКА вслед за Садыриным.
Бышовец начал с наведения новых порядков в команде. Кроме экскурсов в историю и мировую литературу во время тренировочного процесса, изменились и отношения между тренерским составом и игроками.
— При Морозове и Садырине у нас стукачей не было. А вот Бышовец специально подбирал молодых игроков и прямо им говорил: хотите играть — докладывайте обо всем, что происходит в команде. Когда он пришел в «Зенит», сказал Вале Егунову, что тот должен рассказывать все, что Дмитриев говорит о Бышовце. Егунов тут же пришел ко мне. Я ответил: «Говори ему, что Дмитриев все время называет Анатолия Федоровича великим специалистом».
(Сергей Дмитриев)
Бытовые условия, затребованные тренером, тоже отличались от запросов его предшественника. В платежной ведомости Зенита появилась трехкомнатная квартира с окнами на Летний сад, японский телевизор с экраном диагональю 72 см, зато репетитора итальянского языка Анатолий Федорович оплачивал, видимо, сам.
На сборах в Италии садимся на завтраке — он, Давыдов, Бурчалкин, врачи, я. Подходят официанты — и Бышовец им по-итальянски что-то говорит. Потом другие подходят — он опять. А я прислушался и понял, что он три раза одну и ту же фразу с разными интонациями повторил. Все головами качают: «О, Бышовец дает, по-итальянски!» — а мне смешно. Говорю ему: «Анатолий Федорович, вы не могли бы дать мне свой разговорничек, потому что мне нужно пойти купить замораживающие вещества для тренировки». Он вскинулся: «Какой разговорник?» — «Да тот, которым вы перед завтраком пользовались». Он очень обиделся.
(директора школы «Зенит» Шейнин)
Однако понты не купишь, а в футболе главное результат. А он при Бышовце был.
Вместо ушедших игроков Бышовец привлекает в команду Герасимца, Поповича, Горшкова, вытаскивает из китайской арены Панова и возвращает в команду 42-летнего ветерана Давыдова. С этой командой новый тренер начинает чемпионат с 2 побед над Факелом и Аланией и нулевой ничьей с московским Динамо.
Стиль Зенита нельзя было назвать атакующим, но таковы были реалии. Добывать очки с таким составом можно было лишь с помощью четкой игры в обороне, стараясь «укусить» соперника на контратаках. Даже в домашних матчах Бышовец не стеснялся играть с шестью номинальными защитниками и оставляя в запасе нападающих Панова и Поповича. Такая тактика позволяла оставаться на плаву. После 7 очков в первых трех турах Зенит потерпел два минимальных поражения от Ротора и Жемчужины, затем набрал еще четыре очка в матчах с Шинником и Торпедо. Так, играя неброско, но эффективно, Зенит держался в середине турнирной таблицы.
Самым запоминающимся матчем того сезона, стала игра дома с московским Торпедо. Зенит 1997 повторил подвиг Зенита 1984, который проигрывая тбилисскому Динамо 0:2 ухитрился победить. Сюжет повторился и 23 августа 1997 года.
ЗЕНИТ - ТОРПЕДО-ЛУЖНИКИ - 3:2 (0:2)
Голы: Гашкин, 22 - 0:1. Янкаускас (Призетко), 35 - 0:2. Герасимец, 70 - 1:2. Кульков (Герасимец - штрафной), 81 - 2:2. Попович (Герасимец), 90 - 3:2.
Незабитый пенальти: Карлос, 42 (штанга).
"Зенит" (Санкт-Петербург): Березовский, Белоцерковец (Дымарчук, 46), Лепехин, Кульков, А. Давыдов, Вернидуб, Дмитриев (Попович, 46), Горшков, Лебедь (Панов, 79), Бобров, Герасимец.
Запасные: Угаров, Стумбрис, Приходько, Зазулин.
"Торпедо-Лужники" (Москва): Воробьев, Орловский, Хохлов, Аломерович (Камольцев, 84), Кошелюк, Бушманов, Призетко, Самарони, Гашкин (Боциев, 79), Янкаускас, Карлос (Круковец, 65).
Запасные: Харин, Смертин, Бурченков, Арефьев.
Наказания: А. Давыдов, 27. Бобров, 47. Аломерович, 48. Герасимец, 66. Камольцев, 86. Самарони, 86 (предупреждения).
Угловые: 8 - 2.
Удары (в створ ворот): 11 (7, 1 - штанга) - 16 (10, 2 - штанга).
Судьи: Лапин (Уфа). Стипиди (Краснодар), Коровкин (Ярославль).
23 августа. Санкт-Петербург. Стадион "Петровский". 12 500 зрителей (вмещает 23 000). 22 градуса.
Однако такой градус положительных эмоций был редкостью для Питера в тот сезон. В итоге команда финишировала восьмой, сделав небольшой шажок вверх по сравнению с предыдущим сезоном.
Зато следующий сезон мог стать для Зенита если не золотым, то уж серебряным точно.
В межсезонье команду пополнили Куртиян, Кульков и Бабий. Бышовец не ждал больших успехов от предстоящего чемпионата, будучи уверен, что с таким составом нельзя претендовать на высокие места. Цель была не опуститься ниже занятого в прошлом сезоне 8 места.
Однако Зенит в первом туре побеждает дома непобедимый тогда Спартак, а во втором, уже в гостях, обыгрывает ЦСКА.
Все специалисты ждут от команды неминуемого спада, но он все не наступает. Четко действуя в обороне, демонстрируя самоотдачу и игровую дисциплину, Зенит, набирает 15 очков после 8 туров и делит первое место с Аланией. Спартак отстает на 1 потерянное.
За тур до конца первого круга в Санкт-Петербурге проходит самый скандальный матч сезона. К Зениту приезжает Балтика и судья Хусаинов.
ЗЕНИТ - БАЛТИКА - 2:2 (2:0)
Голы: Максимюк (Горшков), 21 - 1:0. Навоченко, 40 (в свои ворота) - 2:0.Р.Аджинджал (Баранов - угловой), 64 - 2:1. Даев, 90 (2:2).
"Зенит" (Санкт-Петербург): Березовский - 5,5. Давыдов - 5,5. Кондратов - 6,0. Кульков - 5,5 (Лепехин, 75 - б/о). Игонин - 5,5. Вернидуб - 6,5. Бабий - 5,5. Горшков - 7,0. Овсепян - 5,5. Максимюк - 7,0 (Зазулин, 87 - б/о). Панов - 5,5 (Герасимец, 58 - 6,5).
Запасные: Осипов, Приходько, Дмитриев, Попович.
"Балтика" (Калининград): Помазун - 6,0. Силин - 5,5 (Овсянников, 71 - б/о). Касторный - 4,5 (Марцун, 46 - 6,0). Яблонский - 5,5. Даев - 6,0. Б.Аджинджал - 5,5. Навоченко - 5,5. Р.Аджинджал - 7,0. Степин - 5,5. Баранов - 6,0. Федьков - 5,0 (Буйткус, 62 - 5,5).
Запасные: Низовцев, Горбачев, Саная.
Наказания: не было.
Угловые: 6 - 5.
Удары (в створ ворот): 11 (5) - 11 (4).
Судья: Хусаинов. Шипко, Миронов (все - Москва).
24 июня. Санкт-Петербург. Стадион "Петровский". 16 000 зрителей (вмещает 22 000). 15 градусов.
По ходу матча хозяева вели 2:0, но упустили победу. Второй мяч в воротах Романа Березовского побывал на восьмой добавленной минуте. Судейская бригада покидала поле под градом бутылок и проклятий несущихся с трибун. Это был яркий пример «московского» судейства, которое несколько лет спустя заставит уже совсем другого тренера произнести «Зенит никогда не будет чемпионом».
Был ли трезв во время того матча Хусаинов неизвестно, но если и не был, то к 16 туру, будем надеяться протрезвел. А в 16 туре состоялся, как тогда казалось, центральный матч чемпионата, матч двух претендентов на золото, Спартак – Зенит.
Зенит ожидаемо занял откровенно оборонительную позицию. Бышовец не выставил на игру ни одного форварда и полностью отдал инициативу Спартаку. Несмотря на это, Спартак за первый тайм не нанес ни одного удара в створ ворот Березовского и даже мог пару раз пропустить с контрвыпадов питерцев. После перерыва игра у красно-белых пошла повеселее, но гости сохранили желанный результат и увезли из Москвы нулевую ничью.
Зенит на 1 очко впереди Спартка, Спартак имеет 1 игру в запасе. 14 игр впереди и Петербург замер в предвкушении неожиданного участия в чемпионской гонке.
Гонки не случилось.
Еще перед игрой со Спартаком, 15 июля, Бышовец заверил игроков, что все слухи о его приглашении в сборную досужие разговоры.
18 июля Анатолий Федорович заявляет:
«Наша беседа (с Колосковым) продолжалась 45 минут. Она была жесткой, и я сказал все, что считал нужным. Напомнил Колоскову, каким было его отношение к Игнатьеву еще три месяца назад и каким оно стало теперь. Сказал, что не хочу стать очередной жертвой системы. Несмотря на то, что считаю его предложение формальным и запоздалым, взял время на раздумья».
22 июля, накануне отъезда Бышовца на заседание РФС, Зенит проигрывает дома ЦСКА 0:1.
«Сыграло роль, что очень много разговоров вокруг главного тренера. Все же это слышат, все это видят. И у Анатолия Федоровича определенные мысли. Бесконечные встречи, звонки — все это отвлекает от работы».
(Виталий Мутко)
23 июля РФС объявляет о назначении Бышовца на должность главного тренера сборной России.
Бышовец собирается до конца сезона совмещать работу в клубе и сборной и заявляет, что не видит в этом каких-либо проблем.
А в августе наступает коллапс. 7 матчей без побед. Команда скатывается в привычную уже середину таблицы и не помышляет не только о золоте, но и вообще о медалях. Команду принимает Анатолий Давыдов, а история Анатолия Бышовца в Зените заканчивается.
Послесловие
Зенит-98 под руководством нового тренера набрал в 5 последних матчах турнира 10 очков и занял итоговое 5 место, самое высокое, на тот момент, в чемпионатах России.
Бышовец пробыл тренером сборной России 4 месяца и целых 26 дней. Светоч российского футбола поставил рекорд, потерпев на тренерском мостике 5 поражений подряд.
После увольнения из сборной, в конце 1998 года, Анатолий Федорович больше практиковал как тренер-консультант. Из значимых достижений можно отметить два серебра завоеванных с Шахтером на Украине и победу в кубке России с московским Локомотивом. Приехав через несколько лет в Петербург в качестве главного тренера Томи, на послематчевой пресс-конференции Бышовец процитировал Гете: «Из дома вышел и попал сразу в дерьмо». Ему виднее.
=============================================================
Помню рокировка красивая была - "Три Федорыча свалили Козьмича" - Бышовец пришел на место Садырина, Садырин в ЦСКА сменил Тарханова, а Тарханов в Торпедо Иванова.