8 мин.

Очень тихий пост - «Искусство останавливать мгновенье»

 Вот ищешь одно, попутно натыкаешься на другое и понимаешь, что нужно обязательно рассказать ещё  и об этом, и о том и... в общем так оно сейчас и получилось - чисто случайно...

фото

Мы тут уже как-то беседовали об искусстве фотографии и об особой магии черно-белого фото. Вернуться к этой теме меня заставил  наш  Юрий Рост - оказывается он был лично знаком с легендарным Анри Картье-Брессоном - тем самым, что побывал в нашей стране после смерти Сталина и сделал фоторепортаж, который поразил весь мир.

                                                          Анри Картье-Брессон

                         

фото

Брессон - величайший фотограф XX века; создатель классической школы фоторепортажа, эталон художественной фотографии, автор огромного количества удивительных репортажных, жанровых, пейзажных и портретных снимков, основатель знаменитейшего агентства «Magnum», а кроме того - творец теории решающего момента («l'instant decisif»).

«В прошлом, настоящем и будущем ничего не было и не будет без своего решающего момента»  Кардинал Ретц

"Фотография сама по себе меня не интересует. Я просто хочу захватить кусочек реальности. Я не хочу ничего доказывать, ничего подчеркивать. Вещи и люди говорят сами за себя. Я не занимаюсь "кухней". Работа в лаборатории или в студии у меня вызывает тошноту. Ненавижу манипулировать - ни во время съемки, ни после, в темной комнате. Хороший глаз всегда заметит такие манипуляции... Единственный момент творчества - это одна двадцать пятая доля секунды, когда щелкает затвор, в камере мелькает свет и движение останавливается" - писал Брессон.

  Анри Картье-Брессон, переживший в свое время увлечение левыми идеями, дважды в своей жизни побывал в СССР. Впервые - через год после смерти Сталина, в 1954 г. И еще раз - в 1972-м. 

Снимая в тоталитарных государствах, будь то Советский Союз или Китай, многие фотографы поддались тому, что можно назвать "социальным конструктивизмом". Легко увлечься ритмом и линиями в изображении, когда люди сами выстраиваются в когорты и маршируют в ногу с одинаковыми транспарантами.

         

фото

"Не надо забывать, что фотограф, делающий репортаж, для окружающих чужой, и всегда найдутся люди, готовые осудить то, чем вы занимаетесь. Необходимо тренировать чутье и хладнокровие, присущее волку на охоте что бы приблизиться и снять интересующий вас объект, пусть даже это будет безобидный натюрморт. Фотограф должен работать мягко, незаметно, но иметь при этом острый глаз. Не надо толкаться, привлекать к себе внимание, не баламутьте воду там, где собираетесь ловить рыбу" Анри Брессон.

Именно так он и снимал...            

                                                             "В Третьяковке"

                           

фото

 (А посмотрите на этого военного - не просто так он на фоне "Трех богатырей")         

                                                               Сокольники  

                           

фото

   "Самое трудное для меня - портрет, - говорил Анри. - Надо стараться фокусировать объектив между кожей портретируемого и его рубашкой".

                                                             Перед витриной

                           

фото

 Картье-Брессону всегда интересны люди. Будь то строительство КамАЗа или прогулка с детской коляской по Гоголевскому бульвару, любое событие для него - лишь "возможность показать человека. На снимках мастера нет бессмысленной толпы со знаменами, как в любой советской газете тех лет. На фотографиях Картье-Брессона - групповой портрет разных людей, но каждый из которых - неповторимая личность. И все не похожи друг на друга: Мастер напомнил нам о том, о чем сами мы иногда забываем.

                                                               На футболе

                         

фото

 Осталось добавить, что тогда, в 1954 году, Анри Картье-Брессон стал первым западным фотографом, которому после смерти Сталина было позволено посетить Советский Союз. Неудивительно, что те снимки были интересны всему миру. 

Фотографии, сделанные во время этого визита, вошли в альбом под названием «Москвичи».   

                                                                    Юрий Рост

                                              

фото

Юрий Рост сделал свою первую фотографию в семь лет — в послевоенный 1946 год снял друзей-мальчишек в киевском дворе трофейным «Цейс-Иконом» на целлулоидную пленку. И в этой фотографии уже было все: и взгляд, и рисунок, и настроение.

Его снимки известны всем, многие их помнят подсознательно. Снимок Галины Улановой, снятой в профиль под люстрой Большого театра, стал знаковым — этот прием был повторен не один раз не одним фотографом.

 

                                           

фото

Росту удалось снять и девяностолетнего Анри Картье-Брессона, который в принципе сниматься не любил и в конце жизни фотографов не допускал. Роста к нему привел Иоселиани, и Картье-Брессон общался, смотрел фотографии, хвалил, подсказывал, советовал, дарил книги и позировал. Они, оба большие фотографы, поняли один другого.

                                  

фото

Из интервью с Юрием Ростом:

                                   

фото

                                                                                                                    

                                                                   Фаина Раневская

...Раневская сидела в кресле спиной к большому окну в полном макияже, в прическе, принаряженная в темный жакет. На ногах у нее были «валеночки» из цигейки мехом внутрь. Тут же крутился Мальчик, пушистый барбос с голубыми подслеповатыми глазами и облезлым от старости кожаным хвостом.

— Ну что вы, деточка, — сказала Раневская просто. — Вы совершенный Мольер. Садитесь!

Марина встряхнула кудрями и села не на продавленный диван, а у ног, чтобы в кадре оказался и пес.

— Вы снимайте нас вот так, по колени.

Было видно, что она приготовилась к сеансу: вызвала из театра гримершу, сделала прическу. Строго оделась, но именно валеночки, которые были надеты для удобства, а не для съемки, привлекли меня обаятельным несоответствием ее образу. К тому же хоть Мальчик из кадра и вышел, но Марина осталась на полу тоже в сапожках, но уже мехом наружу.

                                      

фото

Но главным для меня был портрет той самой, узнаваемой, несмотря на возраст, Раневской. И он был сделан на фоне стены, которую украшали фотографии с подписями и посвящениями ее друзей и почитателей ее таланта: Улановой, Качалова, Пастернака, Ахматовой, Шостаковича…  

                                          

фото

Кроме дружеского расположения я был одарен и конфликтом. В театре на репетиции Раневская была в костюме, но без грима. Спросив разрешения у Юрского, но не поставив в известность Фаину Георгиевну, издалека телевиком я снял несколько вороватых кадров.

— Кто это там щелкает? — заикаясь, закричала она, остановив репетицию.

Пришлось выйти на свет.

— Господи, Юра! Я же без грима! От вас не ожидала. Какие чудесные отношения у нас сложились. Я даже имела на вас серьезные виды.

                                       

                                            Два года ждала.  Собака, как государство                                 

               

фото

Осенью 74-го года, некий человек покинул на взлетном поле Внуковского аэропорта товарища (овчарку) - не пропустили собаку в самолет...и он улетел. А она осталась ждать. Два года зимой и летом, и в дождь подходила она к трапу прилетавших самолетов «Ил-18», на котором убыл ее подданный, и встречала его. Она соблюдала нравственный закон, хотя человек его нарушил. Не важно. Это был ее закон. Эта овчарка стала мировой знаменитостью...

Ей-богу, между государством и собакой есть общее: охранять дом, защищать хозяина и не воровать со стола.

                                                                      Юрий Норштейн  

Фильмы  Норштейна «Ежик в тумане» и «Сказка сказок» — признаны лучшими анимациями всех времен и народов - да он и сам, как из сказки.

                             

                                  

фото

                                                                     Музыка тоже тихая 

                                 

  Всем хорошего дня :)                                                                                               

фото