Моуриинский театр
Блог «Короли и капуста» прощается с Жозе Моуринью и призывает болельщиков «Мадрида» не бросаться в крайности, ведь кроме скандалов работа португальского тренера принесла «бланкос» немало пользы.
Об уходе Жозе Моуринью из «Мадрида» уже было много сказано и написано, плохого и хорошего. И очень много было сказано теми, кто следит за выступлениями «бланкос» регулярно. Болельщики клуба четко разделились на два лагеря: одни целиком на стороне португальца и сочувствуют ему, другие же напротив, всем сердцем желают его скорейшего ухода, улюлюкая и размахивая белыми платочками вслед. Но на то они и болельщики «Мадрида», чтобы кидаться в крайности. Нечто подобное, только в обратной последовательности, можно было наблюдать 6 лет назад. Тогда они сначала желали скорейшего увольнения Фабио Капелло, а потом через пару месяцев всем скопом подписывали петицию в адрес Рамона Кальдерона с просьбой оставить итальянца на посту главного тренера. И я все это прекрасно помню, сам был среди них.
У болельщиков вообще короткая память, им свойственно запоминать в основном только то, что случилось уже в самом конце. Видимо, прав был Штирлиц из легендарного фильма, говоря о том, что запоминается последнее. Однако, работа Моуринью в «Мадриде» не ограничивалась конфликтами с игроками и непонятными тренерскими решениями во время матчей, это стоит признать мыслящим людям. Как и стоит признать то, что Особенный добился на «Сантьяго Бернабеу» результатов, за которые его стоит уважать.
Когда в мае 2010 года Флорентино Перес подписал контракт с Жозе Моуринью, многие подумали о том, что вот он, тот самый тренер, который нужен этому клубу. И все выглядело действительно так: эксцентричный, знающий себе цену португалец у руля немного пафосной команды, изобилующей звездными футболистами. Казалось, что они созданы друг для друга и для борьбы с ненавистной «Барселоной».
И ведь поначалу дела шли не так уж гладко. Моуринью даже пришлось заверить всех, что он всего лишь тренер, а не Гарри Поттер, и не может наладить игру взмахом волшебной палочки. Унизительная манита в класико, упущенное чемпионство, но зато Кубок Короля и полуфинал Лиги чемпионов. Сразу два «проклятия» были сняты в первый же сезон работы португальца, уже неплохо. Дальше – больше, и все об этом знают. И что самое интересное, Моуринью грамотно распоряжался не только тактическими схемами или кадровыми перестановками, но и умело отражал атаки журналистов.
Футбольная пресса в Испании – это тема для отдельного разговора. «Мадрид» и так всегда находится под пристальным вниманием журналистов, которые разбирают каждое движение футболистов в «сливочной» форме. А «Мадрид», руководимый Моуринью, – это же благодатная почва, на которую можно посадить целый огород скандалов! Только бы газеты продавались в киосках, да сайты посещало как можно больше людей. Но Жозе делал все грамотно: в самый ответственный момент он брал огонь на себя, отводя угрозу от игроков, дабы крикливая пресса не помешала настрою команды перед ответственными матчами. Не забывал Моуринью и о «перфомансах» на тренерской скамейке, дабы журналисты больше обсуждали его поездку верхом на Кальехоне, чем провальную игру Марсело, например. Театр одного актера, скажете вы. Не без этого, ответит Моуринью и зачитает по бумажке «13 грехов Клоса Гомеса» перед плотоядной толпой на пресс-конференции. Он играл, пока ему было интересно, на футбольном поле и за его пределами.
Трудно точно определить, в какой момент наступила та «точка невозврата», когда уже стало ясно, что Моуринью исчерпал себя в «Мадриде». Непонятная до конца ситуация с Касильясом и какими-то «заговорами» только подлила масла в разгорающийся огонь. А роль ветра, раздувающего пламя, выполнила все та же пресса. И здесь хочется спросить у Флорентино Переса, почему же он не сумел обуздать журналистов? Не секрет, что Marca и AS – откровенно промадридские издания, но, как ни странно, именно они громче всех кричали о скандалах вокруг команды Моуринью. А Перес молча на все это смотрел, не принимая никакого участия. То ли Флорентино теряет хватку, то ли он попросту разочаровался в своем выборе тренера и оставил Жозе на растерзание общественности. Ведь каким бы Моуринью ни был «Особенным», он все равно остается человеком, а людям свойственно рано или поздно уставать.
Одно дело, когда ты борешься с принципиальными соперниками, той же «Барсой», и совсем другое, если тебе приходится сражаться с прессой, а потом и лидерами своего клуба, не получая никакой поддержки. И Моуринью понесло. Упрямое не использование Касильяса в воротах, скандал на ровном месте с Пепе, когда клуб так нуждался в надежном центре обороны. Непонятное использование Эссьена на правом фланге обороны, где тот выглядел явно лишним. Да и многое другое, что вызывало только недоумение и отразилось в итоге на результатах команды во всех турнирах. Моуринью увольнял сам себя, он устал и хотел в Лондон, ведь там его любят и ждут, и футболисты готовы смотреть ему в рот и выполнять все установки. По крайней мере, сейчас.
Понятно, что Перес не мог пойти против Касильяса, ведь тот сделал для «Мадрида» явно больше, чем Моуринью, и он к тому же воспитанник клуба, «член семьи», если хотите. Но Флорентино даже не попытался найти какой-то компромисс для тренера и капитана команды, и, как в фильме «Горец», здесь в конце должен был остаться только один. И, конечно, это не Моуринью. Его уход в любом случае когда-нибудь должен был произойти, но грустно, что Жозе покидает «Мадрид» именно при таких обстоятельствах.
А вот в Лондоне его действительно любят. Так уж получилось, что первый полуфинальный матч Лиги чемпионов против «Боруссии» я наблюдал в одном из пабов британской столицы. Как и прочие питейные заведения этого славного города, он изобиловал самой разношерстной публикой, но почти все они, как один, одобрительно кивали головой, завидев футболку, которая была на мне надета. Один из эксклюзивных экземпляров, который я приобрел у славных ребят из нашей российской пеньи «Fondo Ruso», с незамысловатой надписью, понятной почти каждому, и портретом Моуринью.
И я с трудом могу вспомнить, видел ли я в глазах людей большее сочувствие, чем после того, как закончился тот провальный матч, некоторые даже подходили и старались как-то приободрить. Это тем более удивляет, если учесть, что в Англии далеко не всех интересует игра зарубежных клубов.
Потом я стал свидетелем того, как на стадионе «Олд Траффорд» болельщики «Челси» поют песни о Моуринью, причем чуть ли не с таким же желанием, как фанаты «Ливерпуля» поют гимн своего клуба. Это тоже удивительно, если вспомнить, сколько лет назад Жозе покинул стан «синих». Но еще до этого, все в том же Лондоне, в музее мадам Тюссо я обнаружил восковое свидетельство того, что на данный момент этот город неразрывно связан с именем Моуринью. Не Фергюсон, не Клафф, не Рой Ходжсон, а именно португалец единственным представляет тренерский цех мирового футбола в знаменитом музее. Я снова удивился, но не упустил возможности сфотографироваться с пока еще тренером мадридского «Реала» и повесил на него клубный шарф.
Можно по-разному относиться к этому человеку, но болельщикам «бланкос» точно есть, за что его уважать. Запоминаться должно не последнее, а хорошее. Нужно только порадоваться за Особенного, и за то, как его ждут в Лондоне. А пока его контракт с клубом не закончился, вплоть до финального свистка в матче против «Осасуны», он остается нашим. Таким же, как и Касильяс.
Другие интересные темы в блоге «Короли и капуста»:
Поездка на «Сантьяго Бернабеу», FAQ
Рубрика «Мадридские хроники» в блоге «Короли и капуста»
Репортаж со стадиона «Сантьяго Бернабеу» в блоге «Короли и капуста»
удачи у абрама