10 мин.

«Мы не хотим в премьер-лигу». Правила жизни английских ультрас

Иван Калашников пообщался с фанатами «Кристал Пэласа», которые возрождают в Англии культуру хардкор-боления.

В понедельник на «Уэмбли» определится 20-й участник следующего сезона премьер-лиги. Им может стать «Кристал Пэлас» – клуб с задворок Лондона, за который болеет группа сердитых молодых людей, считающих себя главными ультрас Англии. Активные болельщики «Пэласа» зовут себя Holmesdale Fanatics, ненавидят современный футбол и с большим подозрением относятся к журналистам – для того, чтобы поговорить с ними на условиях анонимности, мне пришлось отправить разным людям пару десятков писем и скан паспорта со своей, цитирую, «подозрительной» фамилией.

На входе в паб охранник с сомнением смотрит на мой билет на центральную, не фанатскую трибуну, презрительно кривится в сторону кед и клетчатой рубашки, но все-таки пропускает внутрь – к счастью, я вовремя вспоминаю пароль, третью строчку из самой популярной кричалки Holmesdale Fanatics. Внутри в основном молодежь, вот-вот готовая распрощаться со школой, но со мной говорит усердно накачанный мужчина лет 30 по прозвищу Череп (Skull) – как выяснится позже, легко сохраняющий стройность речи даже после пятой пинты.

– Как у вас тут все серьезно.

– Разумеется, иначе бы нас не было. Holmesdale Fanatics – не просто болельщики. Мы предпочитаем называть себя ультрас – людьми, которые возвращают футболу его истинные ценности. Конечно, активные болельщики у «Кристал Пэласа» были всегда, но наша группа была создана в 2005 году, и с тех пор стала только сильнее.

– Что такое истинные ценности?

– Футбол – игра рабочего класса, простых людей, которые ценят простые радости. Встретиться с друзьями, выпить пива, посмотреть игру, поддержать свою команду. Ничего особенного – но английский футбол сейчас в таком состоянии, что получить настоящее удовольствие от похода на стадион довольно сложно. Простых болельщиков отсекают от футбола за счет высоких цен на билеты и абсурдных правил безопасности. Футбол давно стал бизнесом, а болельщики – потребителями. Мы не хотим быть потребителями. Мы хотим болеть футболом.

– Как именно происходит это отсечение?

– Создание премьер-лиги (Череп называет АПЛ словом Premiershit, «говнолига» – прим. Sports.ru) и огромная сделка с телекомпанией Sky Sports привела к тому, что телевидение теперь диктует клубам свои условия. Например, некоторые матчи начинаются в субботу в 12.45 – куда это вообще годится? Вот вы пошли в пятницу вечером в паб или клуб, утром еле продрали глаза, а вам надо быть, скажем, в Ноттингеме или, не дай бог, в Лидсе – то есть в четырех-пяти часах пути отсюда.

Про цены на билеты вы и сами все знаете. Даже болельщики «Ман Сити» отказывались в этом году ездить за своей командой из-за диких цен, а у нас пару лет назад был такой случай: билеты на выездной матч с «Ипсвичем» стоили 35 фунтов, при этом фанаты «Ипсвича» могли попасть на игру всего за 10 фунтов. Мы посовещались и сказали – простите, но мы бойкотируем матч. Кто хочет ехать, пусть едет, но единственный способ что-то поменять – это действие. Мы отказались платить, клубу в следующий раз пришлось задуматься и снизить цены.

Ну а самое главное – это бредовые правила поведения на трибуне, вся эта техника безопасности. Да, отчет Тэйлора позволил провести модернизацию нашего футбола, но атмосфера на английских стадионах умерла. Прыгать нельзя, стоять нельзя, на баннеры нужно получать какие-то разрешения, а файеров они вообще боятся как огня, ха-ха. Футбольные чиновники и владельцы клубов хотят видеть полные стадионы, но зачем затыкать болельщикам рот и превращать их в молчащее и жующее стадо?

– Что вы предлагаете?

– Во-первых, стоячие места. Как вообще можно поддерживать команду сидя? Это же не театр какой-нибудь! Что нам, вставать при опасных моментах? А петь сидя вы когда-нибудь пробовали? Вон в Германии сделали стоячие сектора для ультрас – и все там в порядке. А у нас не оставили ни следа от мощнейшей культуры боления.

Во-вторых, нельзя молчать. Надо петь взаправду, а не вставлять разные имена в одни и те же кричалки. У многих больших клубов даже нет своей фирменной песни! Мы вот уже долгое время поем «Glad All Over», это очень мощный чант, но и новое не забываем придумывать: вот, например, сочинили новую песню на мотив «Mrs. Robinson» Саймона и Гарфанкеля. Она сложная, красивая и угарная – ну, это же в сто раз лучше, чем кричать «Мы любим тебя, «Тоттенхэм» или подобные банальности.

Ну и баннеры, кореография – все это мы тоже делаем.

– Сколько человек в этом участвует?

– Наше ядро на стадионе – несколько сотен, 200-300 человек. Пара человек все время отбивает ритм на барабанах, заводящие следят за тем, чтобы сектор не молчал, а как только мы запеваем, то присоединяется и весь остальной стадион. В кореографии участвует вся фанатская трибуна за воротами, то есть 8 000 человек. Разумеется, мы не раздаем людям идиотские флажки, как это делает «Челси», чтобы они ими тупо махали. Наше шоу запоминается надолго, фактически становится событием наравне с результатом матча. Например, перформанс на прошлогоднем полуфинале Кубка лиги с «Кардиффом» точно вошел в историю английского боления.

– Да, я был на том матче. Впечатляюще.

– Ну вот, даже неискушенному человеку понравилось. А нам писали фанаты из других стран, в частности из Восточной Европы, выражали респект. Это дорогого стоит.

– Собственно, я об этом и хотел спросить. Вас как-то благодарят за то, что вы такие крутые?

– Конечно. Игроки нас обожают – вы же видели, как с нами прощался Уилфрид Заа, который уходит в «МЮ»? Мы учредили приз для лучшего игрока сезона по нашей версии: обычно этот футболист приходит к нам в паб и гудит с нами до утра, как в старые добрые времена. Раньше дистанция между игроками и болельщиками была намного меньше, а сейчас огромные деньги меняют футболистов, и они уже ничего не помнят. Но мы напомним.

С клубом сложнее – он дает нам некоторую свободу действий, но мы не готовы идти на компромиссы и постоянно нарушаем установленные правила. После акции против полиции, чиновников и телевидения нескольких «фанатиков» вывели со стадиона в перерыве и запретили посещать матчи до конца сезона. Иногда в дело вступают высшие силы, доходит до абсурда: одного фаната арестовали за файер, пожизненно забанили и заодно запретили ходить на матчи сборной Англии – хотя он ирландец! Во время матчей Англии он должен звонить в полицию и сообщать, где находится, хотя у него и в мыслях нет идти на стадион.

При этом мы в свое время реально спасли клуб. В 2010-м «Кристал Пэлас» угодил под внешнее управление, и мы устроили акцию, которую сейчас бы назвали «Occupy Selhurst» – взяли штурмом стадион, выбежали на поле и показали, что не оставим свой клуб. Видимо, до кого-то дошло, что с такими болельщиками у клуба есть будущее, люди нашли деньги и выкупили нас. Но вообще нас за это по-настоящему так никто и не поблагодарил.

– В прошлом сезоне в интернете жгли девушки из группы поддержки «Пэласа» – бикини, «Гангнам-стайл», миллионы просмотров. Вы как к ним относитесь? Это же «современный футбол».

– Ну да, не все это понимают. Но вреда от них никакого – девушки красивые, танцуют хорошо, пусть на них смотрят с центральных трибун, а мы все равно в этом время будем петь свои песни. Впрочем, кто-то из чирлидерс даже приходил к нам на сектор. Мы их, конечно, попросили постоять в сторонке и не мешать, но никакого конфликта у нас нет.

– Ваш сектор действительно выглядит чересчур маскулинно, особенно центральная группа в черных футболках. Почему они не в клубных цветах?

– Это часть культуры ультрас. И так понятно, за какую команду мы болеем, поэтому важно подчеркнуть, как именно мы это делаем. Если кто-то по телевизору увидит мощных парней в черном, то наверняка заинтересуется, что происходит. В Англии ведь действительно у многих словно отшибло память – в 80-х на стадионах была невероятная атмосфера, а 15 лет спустя об этом все начисто забыли.

Мы не призываем к хулиганству и околофутбольному насилию, а просто хотим возродить культуру настоящего боления. Сейчас она живет только в Восточной Европе – в Сербии, Греции, Польше и России, конечно. Мы плотно дружим с болельщиками греческого «Паниониса» и «Стяуа», нам не раз писали фанаты московского ЦСКА – всем нравится то, что мы делаем, а мы в свою очередь следим за тем, что происходит у вас на Востоке. Баннеры, раскладки на целые трибуны – это просто класс!

Иногда на выездных матчах нам все-таки удается устроить нечто подобное – скажем, на игре с «Чарльтоном» мы весь матч жгли файеры, и в течение этого сезона фанаты других клубов пытались это повторить. У «Ливерпуля» точно что-то горело, у «Ньюкасла» – то есть болельщики премьер-лиги, несмотря на то, что их поставили в положение дойных коров, мечтают вернуться к атмосфере настоящего футбола.

– Кстати, по поводу атмосферы. Я посмотрел ваш матч с одного из секторов центральной трибуны – и то мне пришлось уворачиваться от прыгающих по рядам пьяных малолеток. Поете вы хорошо, но никто толком не смотрит на поле, да и другим не дает смотреть.

– Без обид, но вы кто? Типичный представитель мидл-класса, который не живет футболом, а может вместо стадиона сходить в кино или там на хипстерскую вечеринку. О таких болельщиках как раз мечтает премьер-лига – чтобы они заплатили за билет, молча посидели, похлопали, оставили еще больше денег в клубном магазине. Уверен, что чиновники АПЛ с ужасом ждут нашего выхода в премьер-лигу, да мы и сами туда не хотим – цены вырастут, а меры безопасности будут непременно ужесточены.

Разумеется, Holmesdale Fanatics всегда будут поддерживать «Кристал Пэлас», где бы ни играла команда, но мы верим, что в футбол играют не ради побед, а ради болельщиков. Недавно игроки «Арсенала» праздновали четвертое место в чемпионате – это же абсурд! Тоже мне достижение. Лучше бы они думали о том, что забивают второй по величине стадион в стране каким-то левыми людьми, туристами из Азии, которые могут освистать собственную команду.

– Но вы таким образом немного маргинализируете футбол. Все-таки право прийти на стадион должно быть у каждого болельщика.

– Теоретически – да, не буду спорить. Но мы все равно хотим отличаться от других клубов. Ультрас есть не только у «Пэласа», но и у «Мидлсбро», «Йорк Сити», «Лестера» – да, в основном это клубы чемпионшипа, но как я уже говорил, премьер-лига нас отвергает. Так что пусть она остается с безжизненными стадионами и тихими болельщиками. А к нам на стадион будут приходить люди, которым не все равно – и дух настоящего футбола здесь будет жить вне зависимости от того, в каком дивизионе играет «Кристал Пэлас».

– Я правильно понимаю, что желать вам победы над «Уотфордом» не стоит?

– Пожелайте ее игрокам. Нас заботит лишь одно – как бы не сорвать голосовые связки до матча.