12 мин.

Интервью Юргена Клоппа изданию The Guardian

 Клопп шутит — и в течение часа после его первой шутки, мы слышим многое их количество, и все они лишь оттеняют его блистательные, глубокие и проницательные замечания о футболе и жизни. Ему вполне идет такой стиль, ведь его история о походе на «Уэмбли» во главе дортмундской «Боруссии» — это одно из замечательнейших по силе слова и мысли произведений в этом сезоне. Бодрая пьеса о романтичном клубе и возмутительная драма, полная болезненной трансферной интриги, и буйная радость, — все лишь подтверждает слова Клоппа о «самом интересном футбольный проекте в мире».

 Все это так похоже на историю первой любви Клоппа — любви к «Майнцу». Неуклюжий форвард, ставший сначала защитником, а потом и тренером команды второй Бундеслиги, он вспоминает эти годы с удовольствием: «Точно так же, как сейчас каждый игрок и работник в Дортмунде — фанат клуба, так было и в Майнце. Когда я был игроком, мы собирали максимум 800 болельщиков каждую дождливую субботу, и даже если бы мы погибли на поле, то сомневаюсь, что кто-то заметил бы — или хотя бы пришел на похороны. Но мы любили клуб, и точно также сейчас мы любим "Боруссию". Это совершенно особый клуб, клуб рабочих».

 Клопп с видимым удовольствием, хотя и с трудом формулируя фразы на английском, вспоминает, как покинул клуб. «Я уехал из Майнца после 18 проведенных здесь лет и думал: "На следующей моей работе мое сердце будет немного меньше — его часть я оставляю здесь." Я так думал, потому что неделя прощаний пролила много моих слез. Город устроил нам прощальную вечеринку, которая длилась неделю. Для нормального человека этих эмоций слишком много. Тогда я считал, что это расставание попросту вредно для меня. Но уже спустя неделю в Дортмунде я испытывал те же эмоции. Дважды их испытать, дважды стать баловнем судьбы — это очень необычно».  «Боруссия» прошла путь от триумфа в Лиге Чемпионов в 1997 к угрозе банкротства в 2005. Приход Клоппа перевернул ситуацию в клубе, и в 2012 году клуб заработал 189 миллионов евро — 11-й результат в мире! Их потрясающий «Вестфаленштадион», поражающий «Желтой Стеной» фанатов, содрогается от 82 тысяч болельщиков на каждом матче. Но в сравнении с «Баварией» и «Манчестер Юнайтед», «Реалом» и «Барселоной», они остаются романтиками Лиги Чемпионов. Их бюджет заработной платы вдвое меньше, чем у «Баварии», составляет лишь треть от трат «Реала», но это не помешало им сокрушить испанский гранд в полуфинале.

А ведь буквально за несколько дней до решающего матча было объявлено о будущем переходе в «Баварию» за 37 миллионов евро 20-летнего Марио Гетце, самого талантливого игрока клуба, воспитывавшегося в Дортмунде с 9 лет. Это последняя новость о трансфере, который может разорвать сердце молодой команды Клоппа.

 Левандовски, сделавший покер в матче с «Реалом», наверняка тоже уедет, и наверняка — тоже в «Баварию». «Что я могу сказать?», пожимает плечами Клопп. «Если это — то, к чему стремится "Бавария" ... Они похожи на героев Бондианы, только на отрицательных героев».

 Не так давно он сравнивал безжалостную супердержаву «Баварии» с Китаем, но сейчас не хочет об этом говорить. «Я устал», улыбается он. «Бавария» хочет начать десятилетку успеха, как «Барселона». Это нормально, если у вас есть деньги, потому что увеличиваются и возможности достижения успеха. Но никаких гарантий не появляется. Мы не супермаркет, но они хотят наших игроков, потому что они знают, что мы не можем себе позволить заплатить им те же самые деньги. Мы не можем вести дела как «Реал» или «Бавария», не думать о налогах — и оставить все эти проблемы следующему поколению. Мы должны работать серьезно и разумно. У нас есть определенная сумма денег, и именно ее мы можем тратить. Но мы теряем игроков».

 В прошлом году это был Кагава. «Кагава — один из лучших игроков в мире, и он теперь играет по 20 минут в "Манчестер Юнайтед" — на левом фланге! Мое сердце разбито. Мне хочется плакать, когда я вижу это. Центральный полузащитник — лучшая роль Синдзи. Он — атакующий полузащитник с лучшим голевым чутьем, что я когда-либо видел. Но для большинства японцев гораздо важнее играть за "Манчестер Юнайтед", чем за Дортмунд. Мы плакали в течение 20 минут в объятиях друг друга, когда он уезжал. За год до этого, Нури Шахин перешел в "Реал" — крупнейший клуб в мире. (Шахин вернулся в Дортмунд после всего четырех матчей за Мадрид и ужасного периода аренды в "Ливерпуле"). Если игроки будут достаточно терпеливы, мы можем сделать наш клуб одним из самых великих в мире».

 

 Клопп философски рассуждает о потере Гетце. «Абсолютно нормально, когда люди идут различными путями. В 18 я хотел увидеть весь мир. Но в итоге я только увидел Майнц и Дортмунд с тех пор и ... (смеется), это далеко не центр мира. Это нормально, что они хотят перейти куда-то еще. Но они приезжают туда, и, черт побери, оказывается, там все не так. Смотрите, вы работаете на Гардиан, и иногда вы смотрите на своих коллег и думаете: "О нет, одно и то же каждый день. "Возможно Вы хотите пойти в The Sun? Больше денег, меньше работы. Больше фотографий, меньше слов».

 Он перестает смеяться, и выглядит разбитым. «Это походило на сердечный приступ. Я узнал на следующий день после матчи с "Малагой". Я должен был праздновать победу, но кто-то решил — „Довольно, вернись на землю“. На базе я увидел нашего генерального директора — он выглядел так, словно кто-то умер. Он подошел и сказал: "Я должен сказать вам кое-что. Возможно, что..."

 Клопп не может заставить себя произнести эти слова. «Он спросил меня, хочу ли я обсудить это, и я сказал: "нет, мне надо идти." В этот вечер мы с женой собирались на премьеру нового фильма с участием нашего хорошего друга в Эссене. Я пришел домой и сказал ей: никаких шансов. Я не могу ни о чем говорить. Я никуда не пойду сегодня вечером. Мне звонили из клуба, предлагали встретиться и поговорить в ресторане, но я отказывался. Я должен был побыть один. На следующий день я вернулся — но не в этот вечер».

 Некоторые игроки «Боруссии» были так взволнованы, что не могли спать после новости о переходе Гетце. «Это правда», признает Клопп. «Я знаю шесть или семь игроков, которые были поражены в самое сердце. Они думали, что недостаточно хороши каждый сам по себе — и они хотели выигрывать вместе, как единое целое. Именно по этой причине они были так поражены. Но "Бавария" сказала Марио — сейчас или никогда. Я говорил ему, что они придут за ним в следующем году. Они придут через два года, и через три года. Но ему 20 лет, и он решил, что должен уйти. Я знаю, как трудно будет найти замену Гетце, но в следующем году мы будем играть по-другому. Просто нужно время».

 Первым тренером, вдохновлявшим Клоппа, был Вольфганг Франк, под чьим руководством они играл в «Майнце». Они оба были очарованы работой Арриго Сакки в «Милане». «Даже при том, что мы играли во второй Бундеслиге, мы были первой немецкой командой, игравшей 4-4-2 без либеро. Мы смотрели наискучнейший фильм о тренировках Мальдини, Барези и Альбертини под руководством Сакки. Смотрели мы его примерно раз 500. Раньше мы считали, что если у соперника игроки лучше, то все равно проиграешь, как ни крути. Но от Сакки мы узнали, что все возможно — можно превосходить более сильные команды за счет тактики».

 Клопп переиграл Жозе Моуринью. Кроме постоянного прессинга и стремительных контратак, которые определяют сегодняшнюю «Боруссию», Клопп нашел способ нейтрализовать Хаби Алонсо и Кришитано Роналду. Тот факт, что после этого телефонные разговоры Моуринью и Клоппа стали регулярными — это еще один признак восхождения Клоппа на тренерский Олимп. Но, помимо тактической гениальности, его отличительная черта — эмоциональное единение с игроками.

 Он называет Лео Месси «самым невероятным игроком, потому что нет никакого средства против него, когда он в порядке — никакая тактика не будет работать». И Клопп находит, как применить историю Месси. Вместо того, чтобы показать своей команде видео лучших моментов тики-таки в исполнении «Барселоны», он показывает им фотографии. Фотографии празднования Месси и партнерами голов. Празднованиями «как будто это первый гол или первая победа в карьере. Это самое лучшее, что я могу показать своей команде. И я очень часто им демонстрирую эти фотографии. Я не показываю им видео, потому что мы не копируем стиль „Барсы“. Но когда вы видите, что они празднуют гол номер 5868 так, будто он — первый... Это — то, что вы должны всегда чувствовать — до самой смерти».

 Клопп всегда интересен своими способами единения команды. «Вы можете говорить о духе — или вы можете жить им». В Майнце, после того, как он вывел клуб в Бундеслигу в 2004 году, он предпринял невероятную поездку в перерыве между сезонами. «Мы увезли команду на озеро в Швеции, где не было электричества. Мы шли в течение пяти дней без еды. Они должны были сделать это (он свистит и, используя воображаемую удочку, закидывает ее в воображаемую реку). Другие тренеры говорили: "Вам не кажется, что лучше учить игроков играть в футбол?" Нет. Я хотел, чтобы команда чувствовала, что они могут пережить все. Мой ассистент думал, что я — идиот. Он спросил — мы там можем тренироваться. Нет. Мы можем там хотя бы бегать? Нет. Но мы можем плавать и ловить рыбу!» «Когда я встречаю участников того нашего "Спецназа", мы говорим о каждой минуте того похода. О каждой ночи в гребаной палатке, где вместо кровати — лишь корни деревьев под тобой. Мы никогда не забудем эти дни. Мы должны были найти следующий остров. Первый прибывший туда должен был разжечь костер и вскипятить воду. Все время шел дождь. Только пять часов без дождя, а когда нет дождя, вдруг (Клопп хлопает себя по щеке) ... комары! Как они могут жить в Швеции? Вы видите солнце, и (он хлопает щеку снова), Вы сразу ощущаете комаров! Но это было блестяще. Мы походили на героя "Храброго сердца". Вы можете проткнуть меня ножом — это не проблема для „Храброго сердца“. Мы пришли в Бундеслигу, и люди не могли поверить, насколько сильны мы были».

 Он был вскоре известен на всю Германию. Его остроумная работа в качестве телевизионного эксперта принесла ему первую известность. Что еще более важно — так это то, что его методы работы привлекли внимание «Баварии». «Ули Хенесс (президент "Баварии") спросил, можем ли мы увидеться. Я ответил: "Да, сэр, — но я должен спросить совета у моей мамы, но я думаю, что все будет хорошо." Он рассказал мне, что они выбирают из двух тренеров, и я — один из них. Позже Хенесс выбрал Юргена Клинсманна. Я не очень расстроился — быть в числе двух тренеров, из которых выбирает "Бавария" — не самая плохая вещь в мире».

 С ним вел переговоры «Гамбург», но совет директоров выбрал Мартина Йола, так как в отличие от Клоппа он пришел на интервью в костюме. «Я знаю, почему я не получил ту работу», говорит Клопп. «Двое хотели выбрать меня, но третий был не уверен. Я выглядел примерно, как сегодня (кивает на свою неопрятную внешность). Простите меня, мне очень жаль!» «Я читал потом в газете, что вот поэтому-то я неправильный тренер и еще потому что игроки зовут меня „Клоппо“. Я не думаю, что это неуважительно. В "Майнце", когда я начал как тренер, игроки были моими бывшими партнерами по команде. И вот я — их тренер. Они должны были начать называть меня Сэром? "Гамбург" думал, что если кто-то зовет меня „Клоппо“, я недостоин их уважения. Я позвонил им и сказал: ’Я не хочу идти в Гамбург. Это невозможно, когда у Вас столько сомнений относительно меня».

 «Гамбург» должен проклинать свою привередливость. Слухи связывают Клоппа с «Челси», «Манчестер Сити», «Манчестер Юнайтед», «Арсеналом». Он все еще кажется плотно связанным с Дортмундом — но всегда ил так будет? «Я не знаю. Сейчас я не думаю ни о чем другом. Если бы я пошел в клубы теперь и со словами: „Привет — я готов выслушать ваши предложения“, возможно за мной бы начали бегать. Но это мне не интересно, потому что для меня "Боруссия" — самый интересный футбольный проект в мире. Через три или четыре года, если кто-то все еще будет заинтересован во мне — мы можем и поговорить. Но пока "Боруссия" — лучшее место для меня».

 Клопп родом из небольшой деревни в Шварцвальде — «там жило 1500 человек, когда я уехал и сейчас, я думаю, там живет 1499». Он — отец двух взрослых сыновей, и его жена, Улла, пишет книгу. «Она написала книгу для детей,» говорит Клопп. «Это походит на Гарри Поттера — но о футболе. Нет никакого Гарри Поттера, летящего на его гребаной палке — просто футбол.» Даже если Дортмунд — не центр вселенной, Клопп создал свой волшебный мир футбола, подчиненного его нормальности и здравому смыслу.

 «Я добился большего, чем я когда-либо предполагал — семья, деньги, футбол. Ни один из моих учителей или моих родителей никогда не полагал, что это все произойдет со мной. Поэтому, как может моя прекрасная жизнь быть испорчена тем, что они покупают наших игроков? Было бы лучше, если бы они остались, но я не уверен, что мы стали бы сильнее. Вы должны измениться, чтобы сделать следующий шаг в развитии команды. Если бы все эти игроки остались, я должен был бы уйти сам, потому что не было бы ничего нового. Это — жизнь, и мы постоянно нуждаемся в новых игроках. Это не очень легко, но я могу справиться с этим. Я — абсолютно нормальный, и мне не трудно остаться их другом, или (он усмехается) учителем».

 Впереди — самая большая игра в его жизни, и Клопп весело говорит о том, что это просто «сказка». Он также спокойно вспоминает о дубле в прошлом сезоне, о второй победе в Бундеслиге подряд — как он и обещал. Перед началом этого сезона он обещал, что «Боруссия» выиграет Лигу Чемпионов. «Бавария» считается фаворитом, но большинство нейтральных болельщиков будут на стороне «Боруссии» — трудно устоять перед такой искренней командой и таким захватывающим тренером. «Мы — клуб, а не компания», говорит Клопп, «но все зависит от того, какую историю болельщик хочет услышать. Если он уважает историю "Баварии", и то, сколько титулов они выиграли — он будет поддерживать их. Но если он хочет новой истории, особенной истории, он должен выбрать Дортмунд. Я думаю, в этот момент футбольный мир должен быть на нашей стороне». 

Echte Liebe!

 При подготовке данной статьи использовались материалы с сайта BVB-RUSSIA