Динияр Билялетдинов: «В «Спартаке» всегда штрафовали за разговоры с судьями»
У Динияра Билялетдинова бывали сезоны и получше, чем нынешний. Травмы никого не щадят, но к полузащитнику «Спартака» – чемпиону России и бронзовому призеру Евро-2008 – в последнее время они цепляются просто как колючки.
«Бавария», Суарес и «Эвертон»
Полузащитник «Спартака» в курсе главных европейских футбольных событий. Динияр Билялетдинов сравнил матчи Лиги чемпионов с играми РФПЛ, а также вспомнил, как умело прочищал мозги футболистам тренер «Эвертона» Дэвид Мойес.
- Начнем, если вы не против, с Лиги чемпионов. Наши команды когда-нибудь смогут играть в такой футбол, как «Бавария» и «Боруссия»?
- Мы стремимся к этому, но надо понимать, что с бухты-барахты в финал Лиги чемпионов не пробьешься. Те же немецкие гранды давно находятся в когорте лидеров европейского футбола. «Бавария», если не ошибаюсь, девять раз участвовала в таких матчах, какой ей предстоит 25 мая на стадионе «Уэмбли». Ну а «Боруссия» выигрывала Лигу чемпионов еще в 1997 году.
- У вас есть объяснения фиаско «Реала» и «Барселоны»?
- В какой-то степени они оказались заложниками своего чемпионата. В Испании менее контактный и жесткий футбол, нежели в Бундеслиге. Вот почему «Боруссия» и особенно «Бавария» превзошли соперников в атлетизме. В сочетании с дисциплиной и сумасшедшей самоотдачей это принесло немецким клубам желанный результат. К тому же было видно, что Дортмунд и Мюнхен подошли к этим матчам на пике формы, чего не скажешь о «Реале» с «Барсой».
- После плей-офф Лиги чемпионов трудно переключаться на российскую Премьер-лигу?
- В чемпионате России тоже хватает зрелищных матчей. И скорости в нашей Премьер-лиге вполне приличные. Но чем Лига чемпионов, конечно, цепляет — это красивыми переполненными стадионами, идеальными полями, культурой боления. Одним словом, атмосферой общего праздника. У нас всего этого пока не хватает.
- О культуре боления мы еще поговорим, а пока хотелось бы узнать о ваших симпатиях в немецком финале.
- После жеребьевки полуфиналов решил, что буду болеть за «Баварию». Потрясающая команда-машина, где все отлажено на каком-то невероятном уровне. Посмотрите: игра «Барсы» тоже ведь давно отшлифована до блеска, но механизм «Баварии» оказался во много раз мощнее.
- Зачем тогда такой «Баварии» нужен Пеп Гвардиола?
- Решение принималось серьезными людьми и не за один день. Им, я полагаю, виднее. Кстати, финал Лиги чемпионов наверняка даст Гвардиоле дополнительную пищу для размышлений на тему, как сделать эту мощную команду еще сильнее.
- Между тем в не чужой вам английской Премьер-лиге главным ньюсмейкером апреля стал нападающий «Ливерпуля» Луис Суарес, укусивший защитника «Челси» Бранислава Ивановича. Лично меня поступок уругвайца не сильно удивил, а вас?
- Меня тоже. У Суареса постоянно возникают проблемы с дисциплиной. Видимо, человек не может контролировать себя на поле, притом что пользу команде приносит огромную. Таких футболистов немало. Взять, допустим, Марио Балотелли. По-моему, одним полуфиналом Евро-2012 против Германии он искупил все свои грехи перед Италией. А как чудил в молодости Антонио Кассано! А то, что Суаресу дали десять матчей дисквалификации, – это следствие его репутации. Уругваец же и в составе «Аякса» кого-то там кусал. С другой стороны, будь он англичанином, приговор, скорее всего, был бы мягче.
- Вам в ливерпульском дерби от Суареса не доставалось?
- Мне больше повезло, чем Ивановичу. Но, в принципе, скандалы — неотъемлемая часть футбольного шоу. Да, игру они не украшают, но зато заставляют говорить о футболе еще больше. Причем в том ракурсе, который интересен не только специалистам, но и, например, домохозяйкам.
- В «Эвертоне» персонажей, подобных Суаресу, не было?
- Нет. Хотя крепким словцом наградить могли многие. Если бы вы слышали, например, Дэвида Мойеса в раздевалке после поражений! Так умело прочистить мозги своим подопечным — это целое искусство.
- Следите за бывшей командой?
- У «Эвертона» каждый новый сезон похож на предыдущий. Команда никак не может сделать последний шаг в зону Лиги чемпионов. То пятой финиширует, то седьмой. Для прорыва в четверку все время чего-то не хватает.
- Может, бюджета?
- В этом году, мне кажется, не хватило длинной скамейки. Для молодых ребят из резерва «Эвертона» рубка за место в Лиге чемпионов — слишком серьезное испытание.
- По Ливерпулю нет ностальгии?
- Иногда, конечно, возникает желание погулять по знакомым местам, но чтобы тянуло туда постоянно — такого нет.
- В 28 лет футболист обычно перестает думать о зарубежных вариантах продолжения карьеры. Вы не исключение?
- Пути Господни неисповедимы. Но я точно не из тех людей, которые до последнего цепляются за возможность пожить за границей. Не люблю дискомфорт в любом его виде, и если возникают проблемы — не важно, игровые или бытовые, – предпочитаю сменить команду, как было в случае с «Эвертоном». Футбольный век недолог, так зачем терять драгоценное время?!
- То есть вариант Андрея Аршавина — не играю, зато сижу на контракте в хорошем клубе — вам не подходит?
- Не хочу обсуждать коллег. Каждый поступает так, как считает нужным.
Поступок в матче с «Локомотивом»
Когда речь заходит о «Спартаке», Билялетдинов становится задумчивее. Оно и понятно: не те сейчас времена и у него самого, и у команды, чтобы петь соловьем.
- Нет ощущения, что в «Спартаке» вы не сильно продвинулись вперед по сравнению с ливерпульским этапом карьеры?
- У меня был сложный период. В конце прошлого года вроде начал выходить на свой уровень, и тут вдруг травма. Потом операция. Проблемы стали наслаиваться одна на другую как снежный ком. В итоге четыре месяца без игровой практики. Для меня это очень много, не представляю, как другие ребята восстанавливаются по восемь месяцев.
- Что произошло с вами 16 марта в матче с «Локомотивом»?
- Честно говоря, тогда я вышел на поле не совсем готовым — можно сказать, на свой страх и риск. Очень уж хотелось сыграть против бывшего клуба. Сейчас корю себя за этот легкомысленный поступок, потому что в стыке с Денисом Глушаковым усугубил старую травму и угодил в лазарет еще на четыре недели.
- Эмоции взяли верх над разумом?
- Да, но больше такое не повторится. Когда речь идет о здоровье, эмоции нужно гнать от себя подальше. Теперь я это понял.
- А что происходит со «Спартаком»? После двух приличных по качеству матчей против ЦСКА и «Анжи» команда получила звонкую оплеуху в Саранске.
- К сожалению, играем с большими перепадами. Даже в отдельно взятом матче с ЦСКА последние 20 минут получились совсем не такими, как первые 70. Зачем-то прижались к воротам, отошли от своего футбола... Ну а поражение от «Мордовии» даже комментировать трудно. Полный провал.
- Давайте тогда вернемся к культуре боления. Почему у нас на трибунах появляются такие баннеры, как про Андрея Тихонова в исполнении фанатов ЦСКА?
- Ничего более мерзкого в своей жизни я не видел. К сожалению, у нас есть люди, которые решили, что им все позволено. Они никого не уважают и ходят на футбол только для того, чтобы сделать гадость, о которой потом журналисты будут долго говорить и писать. В этом и заключается их цель: прославиться на всю страну. Считаю, что на такие баннеры надо поменьше обращать внимания. Но в то же время без лишней огласки выявлять «художников» и запрещать им доступ на стадионы.
- РФС вводит налог на иностранных тренеров. Оправданная мера?
- В принципе, у нас одни и те же тренеры ходят по кругу. Они как колода карт: тасуются и раздаются кому нужно. Сегодня ты в одной команде, завтра перешел в другую, потом в третью. Новых имен, я сейчас говорю о российских специалистах, почти нет. При этом каждый год выдается несколько десятков лицензий Pro. Ну и где, спрашивается, их обладатели? Рабочих мест и так не хватает, а тут еще конкуренция со стороны иностранцев. В общем, дорогу нашим тренерам, особенно молодым, с идеями, нужно как-то подрасчистить. И эта мера РФС, возможно, не так плоха, если ее хорошо проработать.
- Ваше мнение по поводу Объединенного чемпионата?
- В хоккее же создали КХЛ. Идея хорошая. Непонятно, как ее реализовать на практике, чтобы не потерять половину футбольных клубов в стране.
- Леонид Федун предложил вернуться к практике приглашения на отдельные матчи чемпионата России зарубежных судей. Разумно?
- Ошибаются все — и наши судьи, и не наши. Вспомните, какие ляпы допустила бригада, обслуживавшая ответный четвертьфинал Лиги чемпионов между «Боруссией» и «Малагой». Нет никакой гарантии, что иностранец отработает матч, допустим, «Спартак» - ЦСКА, без ошибок.
- Какой же выход?
- Российским арбитрам – получше работать, а клубам – поменьше педалировать тему судейства.
- Кстати, это правда, что Валерий Карпин с недавних пор ввел в команде штраф за разговоры с судьями?
- Такое наказание существовало всегда.
- На месте Кариоки в конце матча с ЦСКА удержались бы от словесной эскапады в адрес Карасева?
- В той ситуации от обиды любой мог нарваться на удаление. И я в том числе. Если даже спокойный Дикань — и тот после финального свистка швырнул мяч в сторону судьи! Хотя если проанализировать дерби без эмоций, то во многом мы сами виноваты, что упустили победу. Нельзя было отдавать ЦСКА инициативу при счете 2:0.
Доверенное лицо Путина
За пределами футбольного поля Динияра Билялетдинова можно встретить и в передаче «Вечерний Ургант», и за рулем болида «Формулы-3000». Однако сам игрок признается, что сейчас на первом месте у него семья.
- Телекомментатор Василий Уткин пообещал рассказать, в каком караоке-баре любит бывать Роман Павлюченко. А вы такие заведения посещаете?
- У меня голоса нет, да и петь я не люблю. Правда, вот недавно друзья подарили гитару. Придется освоить на ней несколько аккордов и что-нибудь спеть ребятам, чтобы не обижались.
- Что скажете по поводу конфликта Уткин — Павлюченко?
- Павлюченко не первый день в футболе и сам знает, куда и когда ему ходить. В конце концов, это его личное дело, как готовиться к матчам. У нас очень любят обсуждать досуг футболистов. Причем эта тема почему-то (хотя понятно почему) всплывает только после поражений. Можно подумать, что в другое время игроки сидят в четырех стенах взаперти.
- Ну тогда вам вопрос: как проводите свободное время?
- Лет шесть назад мог под настроение поехать после матча в ночной клуб, а сейчас мне это неинтересно. На первом месте теперь семья.
- Как чувствуете себя в роли молодого отца?
- Это непередаваемые чувства. И совершенно другая ответственность. Раньше я, можно сказать, отвечал только за себя. Сейчас все иначе. У нас нет няни, поэтому все заботы о маленьком Тимуре легли на наши с Машей плечи. Плюс, конечно, помогают бабушки и дедушки.
- Судя по тому, что зимой вы приняли участие в шоу «Вечерний Ургант», немного времени на светскую жизнь все-таки остается.
- Я не любитель ТВ-проектов, но Первому каналу отказать не мог. Было интересно, хотя, повторяю, я не шоумен.
- Тем не менее вы весьма уверенно смотритесь перед камерой. Мне кажется, после окончания карьеры вам прямая дорога в футбольные эксперты.
- Спасибо за комплимент. О будущем пока не задумывался. Хотелось бы остаться в футболе, но в каком качестве — это большой вопрос. Тренеров, как я уже говорил, у нас много, а команд мало.
- Как относитесь к высказываниям о себе мегаэкпертов вроде Александра Бубнова и Евгения Ловчева?
- Не стоит воспринимать все, что они пишут, буквально. Как говорится, мухи отдельно - котлеты отдельно. По большому же счету, Бубнов с Ловчевым помогают делать из футбола шоу. Это тоже надо понимать.
- Как вы оказались за рулем болида «Формулы-3000» в ОАЭ?
- Предложение покататься в отпуске на спортивных машинах поступило от Димы Комбарова. Втроем, с нами в отпуске зимой в Дубае отдыхал еще Сергей Паршивлюк, поехали на трек в Дубае. Впечатления? Мне с моим ростом в кабине болида было тесновато - мышцы быстро затекли. А в остальном все было отлично. Погонялись всласть. На некоторых участках я выжимал 200 километров в час.
- И напоследок вопрос о политике. В чем заключались ваши обязанности доверенного лица Владимира Путина перед президентскими выборами?
- Честно? Один раз был на очень крупном митинге в «Лужниках». Там еще Рома Павлюченко присутствовал. Так что, как видите, он не только в караоке-бары ходит. Но этим мой вклад в победу Владимира Владимировича Путина и ограничился. Все-таки тяжело совмещать тренировки и матчи с предвыборной агитацией.
Юрий Бутнев
Что происходит внутри «Зенита»? Как Фабио Капелло покупал Месси в Ювентус? Сколько раз Райан Гиггз бывал в Книге Рекордов Гиннеса? Какие легенды хранят «Лужники»? Что оставил «Манчестер Юнайтед» Алекс Фергюсон и что ожидать от Дэвида Мойеса? Кого бояться в молодежной сборной Испании? Об этом и многом другом – в новом номере еженедельника «Футбол».
Следуйте за еженедельником «Футбол» в соцсетях:
Подписка на еженедельник открыта: