13 мин.

Другой «Зенит». Как Виктор Булатов и Дмитрий Градиленко делают в Пензе сильный футбольный клуб

Пока санкт-петербургский «Зенит» пытается угнаться за лидирующим в чемпионате России ЦСКА, «Зенит» из Пензы борется во второй лиге с самим собой. В этом сезоне не пользующийся популярностью клуб усилился Дмитрием Градиленко, Виктором Булатовым и Сергеем Филиппенковым и пытается выиграть борьбу за болельщика у хоккейного «Дизеля».

Поэзия и проза жизни

Дождь шел в Пензе с самого утра. Неровности на дорогах становились все отчетливее, а поле регбийного стадиона, видневшееся из окна гостиницы, уже можно было заявлять на матч по водному поло. Местный «Зенит» ждал в гости тульский «Арсенал», одной ногой стоящий в Футбольной национальной лиге. На тренерской скамейке гостей – сам Дмитрий Аленичев, на поле – Александр Филимонов, Дмитрий Смирнов (тот, высокий) и Евгений Савин.

Встреча обещала быть непростой, но в одном, по мнению пресс-атташе «Зенита» Николая Шумилина, «Зенит» уже имел преимущество: у пензенцев более красивый гимн. Строчки «Магнетизм изумрудного поля// Притяжением своим нас зовет» не оставляют в этом никаких сомнений. Николай Федорович – человек, любящий футбол безграничной и чистой любовью. Сам играл на любительском уровне, потом работал заместителем главы Пензы, возглавлял спорткомитет. А выйдя на пенсию, стал жить для себя. То есть для клуба. Он на ходу пересказывает историю «Зенита», жонглируя именами и датами. Между делом цитирует стихи о футболе – Евтушенко и свои собственные. Слова зенитовского гимна написал как раз Шумилин. Читает с толком, очень артистично.

– Алло, алло, можешь помочь? У нас мальчишке, однофамильцу главного тренера, нужно МРТ пройти! Три-четыре дня? А быстрее никак? – кричит Николай Федорович в трубку и наконец выдыхает: – Уф-ф... Кажется, уговорил.  – Вы и такими вопросами занимаетесь? – спрашиваю. – Я же в администрации работал, всех знаю, – смущенно отвечает Николай Федорович.

Футбол-хоккей

Исторически Пенза – хоккейный город. Местная команда не входит в КХЛ, но городу-полумиллионнику есть кем гордиться: здесь начинали Александр Кожевников, Василий Первухин и братья Голиковы. Ледовый дворец «Дизель» вмещает те же 5,5 тысячи, что и футбольный «Первомайский», но заполняемость там гораздо лучше. На игры ходят 2–2,5 тысячи человек. При этом билеты на хоккей как минимум в три раза дороже футбольных «проходок» – 150 рублей против 50. В пользу «ледовых битв» говорят новая комфортная арена, традиционные предматчевые шоу и тот факт, что «Дизель» регулярно добирается до зоны плей-офф ВХЛ.

О футбольных традициях, несмотря на 95 лет существования «Зенита», в Пензе рассказывают со здоровой иронией. Вспоминают визит в город Виталия Мутко.

– Когда Россия будет чемпионом мира? – спросили функционера.

– Когда в нашей сборной будет хотя бы один пензенец.

В Пензе поняли так, что никогда.

Порой кажется, что здесь готовы культивировать что угодно, только не самый популярный в мире вид спорта. Местная «Лагуна» – сильнейшая женская команда России по мини-футболу, побеждали пензенцы и на чемпионате мира по болотному футболу, и если вскоре появится еще какая разновидность этой игры, Пенза наверняка постарается заняться ею. Во всяком случае, город уже пережил увлечение регби – спорта, с которого и начинался футбол.

«Зенит» слишком хорошо помнит регбийное время: футбольный клуб остался без стадиона – его передали любителям овального мяча. «Первомайский», на котором главная футбольная команда города играет сейчас, также клубу не принадлежит и является универсальной ареной. Здесь часто проводятся спартакиады. Во время одного из таких мероприятий была повреждена система подогрева – кто-то неудачно бросил копье. Сложности возникают еще и из-за того, что любую идею нужно согласовывать с хозяевами арены – будь то приглашение оркестра, в котором когда-то играл Сергей Пенкин, или открытие дополнительного входа на территорию стадиона. 

Эмблема «Зенита» до боли напоминает герб санкт-петербургского тезки. Но местный клуб принято сравнивать не с чемпионом России, а с самим собой четырехлетней давности. Тогда «Зенит» сменил форму собственности и был выдворен из профессионального спорта – подпись председателя областной федерации футбола на учредительных документах оказалась поддельной. Вернулись пензенцы в 2010-м и едва не выиграли зону «Центр» второй лиги. За пять туров до конца команда лидировала, а потом узнала, что ее могут «закрыть». Начались странности, и в итоге «Зенит» сполз на привычное место в середине таблицы. Болельщики до сих пор спорят, были эти «странности» преднамеренными или нет. 

Из муниципального бюджета на содержание «Зенита» ежегодно выделяется около 26 млн рублей, при этом городская Дума периодически ставит вопрос о прекращении финансирования клуба. Все остальное – средства компании «Пензгорстройзаказчик», ее название и красуется на футболках «Зенита».

Цель – ФНЛ

Прошлой осенью спортивным директором «Зенита» стал футбольный агент Дмитрий Градиленко. Встречаемся с ним на тренировке команды за день до игры с «Арсеналом». Дмитрий Витальевич наблюдает за занятием от кромки поля. В Пензе он находится постоянно. На вопрос, не скучно ли, отвечает, что скучать некогда. Несколько лет назад Градиленко занимал должность спортивного директора в брянском «Динамо», но там он скорее исполнял роль консультанта. В «Зените» же круг обязанностей Дмитрия Витальевича куда шире и не ограничивается только лишь комплектованием команды. 

– В Пензу меня пригласил главный спонсор команды. В июле я провел здесь сутки, посмотрел условия. Потом руководители клуба взяли время на размышление, а через два месяца я приступил к исполнению новых обязанностей, – рассказывает Градиленко. – Согласился, потому что увидел заинтересованность в развитии «Зенита». Профессиональный клуб – это ведь не просто набор футболистов, а работа на всех фронтах: болельщики, телевидение, пресса. Раньше действовали по принципу «В городе должен быть футбол». А какое там место – не столь важно. Наверное, не хватало амбиций, чтобы сделать что-то серьезное. Но людям, помогающим клубу, захотелось увидеть результат, потому что надоело выбрасывать деньги в трубу. Многие команды второй лиги варятся в собственном соку, мечтая о том, чтобы попасть в 1/32 финала Кубка и привезти домой команду ФНЛ. У нас задача другая – в следующем сезоне мы хотим занять первое место.

– Пензе нужна ФНЛ?

– В целом есть ощущение, что футбол у пензенцев не на первом месте. На игры порой приходят 400–500 человек, официальная атрибутика только сейчас появилась. Удивляться нечему: два десятилетия здесь вообще не было профессиональной команды. Но в наших силах все исправить: будет результат – люди пойдут на стадион. Выход в ФНЛ не должен быть самоцелью. Мы видели много команд, которые решали задачи, а потом исчезали. Нужно рассчитать силы.

Бюджет клуба, ставящего целью выход в ФНЛ, – 60–80 млн рублей. Желающих подняться на ступеньку выше хватает и без «Зенита»: это саратовский «Сокол» и воронежский «Факел» – клуб с феноменальной посещаемостью и возможностью (невиданная роскошь) на самолете летать на выездные игры. Поэтому строительство команды, способной бороться за первый в истории Пензы выход в ФНЛ, началось с размахом. Зимой «Зенит» покинули одиннадцать человек, им на смену пришли восемь. Пополнение могло быть еще более весомым, но количество свободных мест в заявке команды было ограничено. Среди новичков нет ни одного клиента Градиленко.

– Тяжело ли заманить игроков в Пензу? Конечно, – признается спортивный директор «Зенита». – Были случаи, когда мы были заинтересованы в игроке, но он выбирал другие клубы. Вели переговоры с Игорем Горбатенко. Он не отказался сразу, сказал, что подумает. Но потом ответил отрицательно. Разговаривали с Антоном Рогочим, у него заканчивался контракт с «Кубанью». А он отвечает: «Дим, в декабре я играл против «Алании», а в апреле – буду против Тамбова? Нет, лучше пойду в «Химки».

Так что сейчас главный новичок команды – Сергей Кабанов, брат Максима Кабанова. Знамениты братья тем, что провели когда-то несколько матчей за «Спартак». А появился в «Зените» Кабанов-младший тоже чуть ли не случайно: до того, как приехать на просмотр и подписать контракт, он расторг контракт с «Севером» из-за задержек зарплаты.

«Спартак» в «Зените»

Кабанов – не единственный в «Зенит» человек со спартаковским прошлым. Команда начинала сезон под руководством местного специалиста, но в октябре ее возглавил Виктор Булатов. Градиленко рассказывает, что рассматривался и другой вариант – с более опытным тренером, работавшим в Премьер-лиге. 

– Почему выбрали Булатова? Не знаю, – говорит Дмитрий Витальевич и улыбается так, что становится понятно: точно знает. – В свое время я приезжал в Смоленск в качестве агента и видел, как он работает с «Днепром». За год команда сделала большой шаг вперед.

Осень Булатов  потратил на то, чтобы узнать команду и решить, с кем ему не по пути. По ходу дела выяснилось, что в Пензе посторонние спокойно могут приходить на пресс-конференцию главного тренера и отчитывать его за поражения. Именно так случилось после обидного проигрыша рязанской «Звезде». Тот случай стал поводом для введения на домашних играх «Зенита» аккредитаций для журналистов. Потом были тренировочные сборы: два – в Турции, один – в Абрау-Дюрсо, что под Новороссийском. Вторую половину чемпионата «Зенит» начал с двух побед и, как можно услышать, показал свой лучший футбол. 

Булатов назначает встречу в кафе «Алтын». Располагается оно на улице Пушкина, где высотные новостройки соседствуют с хрупкими деревянными домишками в один-два этажа.

– Имя клуба на меня точно не давит. Это не санкт-петербургский «Зенит». Во второй лиге нет особенного ажиотажа, поэтому все ошибки, победы и поражения проходят почти незаметно, – признается Булатов. – Когда поступило предложение от Градиленко, я быстро согласился, поскольку уже ушел из «Химок». Задача была такая – подняться в таблице как можно выше и показать, что команда стала сильнее.

Помогает Булатову бывший армеец Сергей Филиппенков. Этот дуэт прошел полуторагодичную обкатку в смоленском «Днепре», за который Филиппенков успел еще и поиграть. Булатов считает его сильным специалистом и отмечает, что управление командой они осуществляют чуть ли не на равных. С ними в Пензу приехал тренер по физподготовке. А бывший рулевой «Зенита» Дмитрий Ирышков теперь совмещает работу с вратарями и должность начальника команды.

Своя рубашка

Сравнивая условия в Смоленске и Пензе, Булатов отмечает, что в «Зените» больший простор для творчества. Во-первых, зарплаты повыше и есть возможность приглашать футболистов более серьезного уровня. Во-вторых, полное взаимопонимание с руководителями. Из Смоленска Булатов уехал из-за личного конфликта с вице-губернатором – тот считал, что работать с командой должен местный. А в-третьих, «Зениту» в наследство от НИИ «Химмаш» достался целый спорткомплекс: с искусственным футбольным полем, тремя полями поменьше, баскетбольной площадкой, шестью теннисными кортами и небольшим административным зданием.

Здесь же квартирует школа «Зенита», в которой занимаются 350 человек. Ее выпускники пополняют дубль, выступающий на первенство области. В «Зените» гордятся Александром Каляшиным, играющим за юношескую сборную России и попавшим в поле зрения московского «Динамо»: уезжают-то отсюда не многие. Неизвестно, правда, где сейчас был бы Каляшин, не попади он в Академию имени Коноплева.

Представить, что состав «Зенита» может хотя бы наполовину состоять из собственных воспитанников, действительно проблематично. Детским тренерам приходится подрабатывать, а ребята по полгода занимаются в залах, да и то не каждый день. В основной команде «Зенита» пятеро доморощенных игроков, из них трое – в основе. Защитник Максим Игошин, вернувшийся в родную команду после 12-летнего перерыва, носит капитанскую повязку. – Долгое время я был вне дома, поэтому решил, что надо возвращаться. Да и возраст уже поджимает, а принести пользу местному клубу хочется, – рассказывает Игошин. – Если сравнивать тот «Зенит», из которого я уходил, и нынешний, то надо признать, что изменилось все. Тогда была преемственность поколений, в команде играло много пензенских футболистов. Сейчас не так. Я со стороны наблюдал за «Зенитом». Времена были разные, хорошего только было мало. Но если все сверху и донизу «зажгутся» идеей выхода в ФНЛ, мы сможем решить задачу. Булатов, Филиппенков, Градиленко – для нашего региона это имена с большой буквы, другой уровень понимания игры. Они до сих пор с мячом на «ты». 

На равных с лидером – Что-то я нервничаю, – говорит массажист «Зенита» Алексей Ковалев, затягиваясь сигаретой. – Лидер как-никак приезжает. Не проиграть бы. А лучше – выиграть матчей пять, как Рязань осенью. Но на это волшебство нужно. 

Несмотря на появление в клубе личностей калибра Булатова, в Пензе все еще верят в магию и радуются малому.

К началу игры с «Арсеналом» дождь наконец прекращается, и проглядывает солнце. Но тут же картина дополняется сильным ветром. «Зенит» принимает соперника на запасном поле: основное выглядит так, будто на нем пахали. Трибуны вмещают от силы тысячу человек – и то если считать расположенные за воротами Александра Филимонова деревянные скамейки. 

Народ подтягивается неспешно. И все больше в атрибутике «Спартака». Оно и понятно: тренеры обеих команд играли за красно-белых. Аленичев большую часть матча проводит на скамейке, Булатов наблюдает за игрой стоя. На трибунах много болельщиков изрядного возраста – они занимают места посередине. «Фланги» отданы фанатам: слева развивается флаг «Зенита», справа – «Арсенала». Туляки более активны. «Мы вас не слышим», – подкалывают они болельщиков хозяев. Это скандирование почему-то обижает мальчиков, подающих мячи. «Вас как будто слышно!» – кричит один из них.

Когда же слово берут «хозяйские» болельщики, выясняется невероятное: в их песнях и кричалках нет мата! В обмен на это фанаты получают право бесплатного доступа на трибуны.  – Я думаю, что в следующем сезоне Пенза выйдет в ФНЛ, а питерский «Зенит» станет чемпионом, – я за него десять лет болею, – признается фанат Максим, пока «Зенит» движется в сторону почетной нулевой ничьей с лидером лиги. – Даже на игры езжу: в Ростов, Пермь. Самый дальний выезд – во Владивосток на матч с «Лучом-Энергией».  – За Пензу так не поездишь… – Почему? За хоккей можно. Активных фанатов у нас человек 40–50. Эти люди ходят и на «Дизель», и на «Зенит». А чисто «футбольных» человек в движении – пять-шесть. 

Пять-шесть… Битва за футбольного болельщика в хоккейном городе у «Зенита» ожидается непростая.

Пенза

Ярослав Кулемин

Фото - Penza-sport

Что происходит внутри «Зенита»? Как Фабио Капелло покупал Месси в Ювентус? Сколько раз Райан Гиггз бывал в Книге Рекордов Гиннеса? Какие легенды хранят «Лужники»? Что оставил «Манчестер Юнайтед» Алекс Фергюсон и что ожидать от Дэвида Мойеса? Кого бояться в молодежной сборной Испании? Об этом и многом другом – в новом номере еженедельника «Футбол».

Следуйте за еженедельником «Футбол» в соцсетях:

  

Подписка на еженедельник открыта: