Октябрь. Футбол. Карвалол
Какая еще игра может притянуть людей на стадион в холодный октябрьский выходной да еще на матч дублирующих команд?
Нет, правда. Если вдуматься, это ведь сумасшествие. Ну, ладно я живу совсем рядом со стадионом «Октябрь» и могу посещать матчи молодежного состава ЦСКА, когда мне заблагорассудиться. Но люди, проделывающие неблизкий путь до стадиона, что на улице Живописной, в субботу днем, чтобы увидеть, как выпускники армейской школы делают свои первые шаги во взрослом футболе, а главное, чтобы непременно поддержать их, свою любимую команду… вот они вызывают уважение. Пожалуй, их даже можно громогласно назвать настоящими болельщиками.
Стадион «Октябрь» давно стал ареной для матчей армейского дубля. А с некоторых пор прилегающее к нему поле, имевшее раньше дрянное резиновое покрытие и служившее в основном для игр на пиво, обросло синтетическим газоном, сеткой на воротах и детишками в красно-синей форме, послушно выполняющими все, что говорит тренер. Гуляя по близлежащему парку то и дело можно слышать: «Молодец, Димон!», «Проигравшие по два кувырка!» и так далее – даже белки, забыв про свои орехи, с удивлением глядят на происходящее.
Ну, так, все-таки матч. ЦСКА – «Кубань». Вывеска, не ахти какая, погода сугубо осенняя, порционный минимум солнца и гуляющий по неприкрытым трибунам ветер, но те, кто хотели – пришли. И, в общем-то, не зря.
Заявившись на стадион к десятой минуте (во всем виноват закопавшийся продавец в магазине) и миновав доброжелательных стражей правопорядка, я прошмыгнул на центральную трибуну и почти тут же стал свидетелем пенальти. Юркий и быстрый 91-ый номер «Кубани», ворвавшись в армейскую штрафную по месту левого крайнего, заставил арбитра под неодобрительные крики зрителей поставить на точку. Как оказалось впоследствии, не в последний раз. Вели кубанцы в счете недолго: через несколько минут арбитр обнаружил нарушение уже в их штрафной площади. К мячу подошел Карвалью и, взяв бразильскую паузу, сравнял счет.
Лучше бы он этого не делал: кто-то, явно принявший по старой российской традиции на грудь перед походом на футбол (позже выяснилось, что это был персональный фанат Карвалью, дававший ему по ходу игры разного рода советы) начал свои восклицания и причитания. Закончились они (восклицания и причитания) только к финальному свистку. Суть их сводилась к почти риторическому: как один из лучший игроков Европы 2005 года смог опуститься до уровня дубля команды Чемпионата России? Отвечать человеку никто не спешил. И действительно: объяснять подобные вещи всегда непросто, особенно когда сам не знаешь ответа.
Сегодняшний Карвалью – это, как тот улетевший олимпийский мишка, символ тех далеких армейских побед, когда ЦСКА был флагманом российского футбола, командой, заставившей в ночь с 18 на 19 мая 2005 года орать, плакать и не верить в произошедшее чудо, а потом все-таки осознать, что мы можем, что мы не хуже. Ведь он, Карвалью, был одним из главных, если не главным творцом того успеха и потенциально считался главным претендентом на приглашение в какой-нибудь топ-клуб. Но все как-то разбежались: Жирков уехал в «Челси», Газзаев в Киев, друг Вагнер – обратно в Бразилию, Красич вот-вот упорхнет в Милан, а он остался. Остался на октябрьском газоне с порослью молодых ребят, для которых он, наверное, успел побывать кумиром.
Под занавес тайма Карвалол, как его ласково называл вышеупомянутый болельщик, исполнил голевую подачу с углового, нашедшую голову Никитина. ЦСКА ушел на перерыв с преимуществом в счете, но никак не с преимуществом игровым. Вообще, «Кубань» приятно удивила: размашистая и широкая игра с упором на фланги в сочетании с южной техникой (особенно понравился 91-ый номер, вынудивший Аджема еще в первом тайме пойти на замену правого защитника) и напористостью приятно радовала глаз. Мой – так точно, но, видимо, никак не тренера краснодарцев, сделавшего в перерыве тройную замену. «Кубань» отыгралась в начале второго тайма. Отличился футболист со сложно произносимой фамилией Квеквескири (которая отлично удалась диктору на стадионе). А как он это сделал, совсем выпало из головы. Потому что запомнилось-то другое.
Какими бы лишними килограммами он ни обладал, с каким грузом профессиональной нереализованности он ни играл, на поле он все равно остается бразильцем! Начав свой рейд из центра поля, попутно наматывая на себя гирлянду защитников, Карвалью таки добрался до лицевой линии и, войдя в штрафную, прострелил, что оставалось сил. Передачу замкнул Заболотный – новая надежда армейской атаки. Хорошие антропометрические данные в сочетании с неплохой скоростью, голевое чутье и задатки лидерских качеств – лишь бы не затерялся по арендам, как многие из его предшественников.
За пять минут до конца армейцы сбивают игрока «Кубани» на линии штрафной – вот она, молодость – арбитр снова показывает на точку. Нигматуллин не выручает и срывает злость на штанге. «Ничейная игра. Чтобы выигрывать такие игры, характер должен быть. Дух победителя, в конце концов» – подытоживает приятель (кстати, выпускник школы ЦСКА), с приятной неожиданностью встреченный в перерыве. «Но все-таки, армейцы чуть острее в атаке» – отвечаю я.
ЦСКА идет вперед и зарабатывает угловой. Кто подавал, я вам не скажу, но в сутолоке у ворот лучше всех сориентировался Заболотный. 4:3. Карвалью, явно стесняясь, попадает в радостные объятия партнеров, а Нигматуллин все-таки выручает, вытаскивая мяч из под перекладины после опасного штрафного на последней минуте добавленного времени.
Может в таких матчах и воспитывается этот самый характер. Дух победителя, в конце концов.
вспомнилось, как Стрельцов доигрывал за Торпедо М