7 мин.

Как Брайтон и Кристал Пэлас неожиданно стали врагами

 

Привет! Наверное, ни для кого из вас уже не секрет, что Чемпионшип сегодня выдал очередной мегаэпичный матч. "Уотфорд" одолел "Лестер" и прошел в финал. Кто с ним будет бороться за последнюю путевку в АПЛ решат между собой завтра "Брайтон" и "Кристал Пэлас" (Первый матч завершился со счетом 0:0).

Я, завороженный тем, что творится  во втором по уровн дивизионе Англии в последнее время, решил глубже изучить противоборствующие стороны и наткнулся на старенькую статью Guardian с прилюбопытным заголовком:"Как Брайтон и Кристал Пэлас неожиданно стали врагами".

Этим материалом, в предверии очного противостояния "Чаек" и "Орлов" (думаю вы без проблем догадаетесь кто есть кто), я и хочу поделится в качестве некоего превью:

Большинство из великих футбольных противостояний включает в себя клубы, которые расположены рядом географически - Арсенал и Тоттенхэм, Данди Юнайтед и просто Данди - или годами ведут напряженную борьбу за ценнейшие трофеи - Ливерпуль и Манчестер Юнайтед, Реал и Барселона.Вражда между Кристал Пэлас и Брайтоном не подпадает ни под одну из этих категорий. Хотя Кройдон и Брайтон связаны друг с другом трассой и железной дорогой, футбольный хардкор редко когда учитывает удобные пути сообщений, а Пэлас расположен не ближе к Брайтону, чем к Рэдингу на запад, Саутэнду на восток, Уотфорду на север или к любому из лондонских клубов. Они часто играли между собой - вторничный визит Орлов на Амекс Стэдиум стал их 89-й встречей - но Пэлас противостоял соседнему Миллуоллу в четыре раза чаще, и в особой ненависти они к Львам не замечены, а Брайтон, например, чаще играл с Лейтон Ориентом. И также нельзя сказать, что они регулярно боролись за какие-то большие призы.

Как оказалось, этого и не требовалось: для этих двух клубов хватило одного раза.

В июне 1976-го года Пэлас назначил своим менеджером Терри Венейблса. В следующем месяце Альбион возглавил Алан Маллери. Эта парочка уже враждовала между собой, стартовало это десятью годами ранее, когда они вместе играли за Тоттенхэм. "Я не знаю, как это началось", - говорит теперь Маллери. "Думаю, из-за того, что я стал капитаном Тоттенхэма, а не он. Я уверен, что Терри хотел получить капитанскую повязку, но Билл Николсон отдал ее мне, а его сделал вице-капитаном. Другой причины я не вижу. Но эта была дружеская вражда - нас нельзя было по-настоящему назвать врагами. В Тоттенхэме мы жили в одной комнате, и я до сих пор иногда к нему наведываюсь."

У их двух клубов в том году были одинаковые амбиции - оба менеджера должны были выйти с ними из Третьего Дивизиона с первой попытки. Как оказалось, преуспели оба, но сопровождалось это такой драмой и раздором, что к лету 1977-го клубы окончательно и бесповоротно стали врагами. 

Первая из пяти встреч в том сезоне случилась в октябре на Голдстоун Граунд (старый стадион Брайтона), где команды разошлись миром 1-1. "Они будут бороться с нами до последнего тура", - сказал Маллери, чей Брайтон перед игрой возглавлял турнирную таблицу. Матч на непродолжительное время остановили, когда на поле были брошены три дымовые шашки, из-за чего Маллери лично просил болельщиков успокоиться.

Но настоящая веселуха началась, когда жребий свел команды в первом раунде Кубка Англии. Первый матч, 20-го ноября, закончился ничьей 2-2. Рашид Харкук, которого Guardian описала как "наполовину марокканца, наполовину мальтийца", но который родился в Челси и сыграл на Чемпионате Мира-1986 за Алжир, вышел на замену и сравнял счет для Пэлас. Гол получился не только красивым - с помощью дриблинга прошел двух соперников - но и примечательным тем, что это было первое появление Харкука за клуб, которое случилось через пару дней после окончания двухмесячной дисквалификации от ФА за две красных карточки в одной игре(!) за любительский Пиннер Гас.

"Надо отдать им должное, они приехали за ничьей, много поработали, чтобы ее добиться, и получили свое", - сказал Маллери, чья команда большую часть встречи доминировала. "Посмотрим, рискнут ли они сделать это у себя дома."

Спустя три дня на стадионе Кристал Пэлас Брайтон доминировал большую часть встречи, но Пэлас играл на ничью, много поработал, чтобы ее добиться, и получил свое.

После финального свистка Маллери подошел к судье Рону Чаллису, у которого благодаря его вышеописанным подвигам потом появилось прозвище "Challis of the Palace". "Я был сердит, но не из-за того, что мы проиграли", - говорит Маллери. "А из-за решения арбитра заставить Брайана Хортона перебить пенальти. После игры я подошел к нему и спросил, почему он это сделал. Он ответил, что в штрафную забежали игроки, но ведь это были футболисты Пэлас, а не Брайтона. Это было ужасное решение."

Все еще пребывая в ярости, Маллери покидал поле. "Когда я заходил в тоннель, болельщик Кристал Пэлас вылил на меня целую кружку горячего кофе. Так что я вытянул из кармана горстку мелочи, бросил ее на землю и закричал: "Вот сколько вы стоите, Кристал Пэлас! И я готов повторить сие тому, кто сделал это". Сопровождал свою тираду Маллери крайне неприличными жестами. В итоге его увела полиция. Маллери оштрафовали на сто фунтов за создание игре дурной репутации. В письме председателю лондонцев Рэю Блою он объяснил, что сказанная им тогда фраза об "отстойном" Пэласе была неправильно интерпретирована.

"Не думаю, что все началось только из-за кубкового матча", - говорит Маллери. "Наверное, это была вражда между их менеджером и мной. Вот в чем было дело. Потому что мы были в одной лиге, решали одинаковые задачи - пытались подняться дивизионом выше. Мне сложно понять, в чем была их проблема. Портсмут и Брайтон разделяют 20 миль, Арсенал и Тоттенхэм - три. Когда между клубами 45 миль, то это выглядит глупо."

Пятая и последняя встреча между клубами в том сезоне состоялась в марте. Пэлас победил дома 3-1 благодаря Харкуку, который забил два гола и создал третий. Guardian назвала тот матч "демонстрацией неконтролируемой маниакальной агрессии". Ричард Яллоп, писавший наш отчет, был так впечатлен тактическими приемами Венейблса в той игре - к пятерым игрокам Брайтона были приставлены опекуны - что решил, что "человек с такой тактической выучкой станет в будущем менеджером сборной Англии". Харкук так сильно полюбил огорчать Брайтон, что в следующем сезоне Венейблс выпустил его травмированного на поле, просто чтобы напугать Маллери. Перед этим же поединком Маллери не торопился называть состав команды, пока до начала дуэли не осталось 15 минут, просто чтобы напугать Венейблса. Они опять сыграли вничью.

Несмотря на то, что обе команды тогда повысились в классе, первенсто выиграл не кто-то из них, а Мансфилд. Спустя год Брайтон, который непродолжительное время носил прозвище "Дельфины", переименовался в "Чаек" - прямой птичий ответ "Орлам" из Пэласа. После сезона закрепления позиций во Втором Дивизионе, обе команды со своими воюющими менеджерами снова боролись за промоушн в чемпионате 1978/79, и на этот раз борьба получилась еще плотнее. Брайтон, чей трансферный бюджет больше чем в два раза превышал вражеский, закончил свой сезон в Д2 на первом месте, но через неделю в перенесенном матче с Бёрнли Пэлас забрал титул себе, с преимуществом в одно очко.

Маллери позже провел два сезона во главе Пэлас, что можно было считать достижением в эпоху легкомысленного правления Рона Ноудса - Маллери за 20 месяцев стал шестым его менеджером, а Дэйв Бассетт, заменивший Алана в 1984-м, продержался всего три дня - но его назначение вызвало ярость и кратковременной бойкот со стороны фанов. "К моменту получения этой работы я уже давно обо всем забыл", - говорит он теперь. "Вы первый, кто за последние 30 лет спрашивает меня об этом."Вторая переигровка, проходившая по правилам на нейтральном поле, дважды переносилась из-за плохой погоды и была приправлена предматчевой пропагандой и демагогией. В итоге матч состоялся 6-го декабря на Стамфорд Бридж, и именно в тот вечер зарождающаяся вражда между двумя клубами приобрела нынешний накал страстей. Пол Холдер вывел Пэлас вперед на 18-й минуте. Сразу после этого был отменен гол Брайтона, потому что у Питера Уорда углядели игру рукой - позже "пэласовец" Джим Кэннон признался, что форвард коснулся мяча верхней конечностью только из-за его толчка. Если это вызвало тихий ропот, то на 78-й минуте произошло событие, вызвавшее ярость.

Барри Силкмэн из Пэлас сфолил на Крисе Кэттлине, и Брайтон получил право на пенальти, который будущий менеджер Манчестер Сити Брайан Хортон реализовал. Рефери, однако, приказал повторить удар из-за вбегания игроков в штрафную - хотя все видели, что вбегали только люди в футболках Пэлас. На этот раз Пол Хаммонд пенальти взял. Матч закончился со счетом 1-0.

_______________________________________________________________________

Ну что ж, ждем завтра очередной интереснейшей, бескомпромиссной игры, ну а я пойду досмотрю концовочку матча "Фулхэма" и "Ливерпуля")

Пока!