Моменты бессмертия
Утром, проверяя новостные сводки, я прочитал о возможном уходе на покой главного тренера "Юнайтед" и даже не придал этому значения. Парочка "МЮ"-Фергюсон так давно стала привычной частью моей жизни, что я даже не мог себе представить, что когда-то всего этого не станет. Они были такими же обычными участниками жизненного процесса как зубная щетка и паста, будильник и душ или зарядка и телефон. Вот только паста могла закончится, вода - быть холодной, а телефон - плохо подключен, и только "Юнайтед" с Ферги всегда были вместе.
Конечно, мысль о том, что Алекс Фергюсон теоретически мог бы закончить карьеру хоть когда-нибудь, не была бы абсурдной и лишенной смысла. Но дело в том, что такой мысли даже не было. Люди перестали спрашивать "когда", они стали ужасаться - "а закончит ли?". И он закончил.
Он остановился неожиданно, когда казалось, что у него остались силы еще на десяток чемпионских титулов. Остановился, выстроив одну из лучших команд современности и выиграв 20-й титул на кануне ухода. Он остановился на пике, на отметке в 1500 тысячи игр во главе клуба.
Он будто Усейн Болт, бегущий стометровку на максимальной скорости и резко остановившийся перед финишной чертой. Он как бы разводит руками и говорит, что на этом все. Это его последний забег и он уходит непобежденным. Он уходит лучшим из когда-либо бегущих, но в отличии от Болта у Фергюсона был всего один забег. Забег длиною в 26 лет и 38 трофеев. Забег длиною в эпоху и жизнь.
Забег, который закончил сам бегущий. Он перегнал всех своих конкурентов и теперь стоял в одиночестве перед финишной чертой истории, переступив через которую он сам стал бы ее частью. Смотря назад, он видел свое слепящее глаза блеском величие. Смотря вперед, сквозь густой туман за финишем, он смутно видел будущие победы "Юнайтед". Но оглянувшись на трибуны, он увидел, что миллионы богом забытых мертвецов вперемешку со своими детьми пристально наблюдают за его решением. Поколения людей, которые видели его назначение на пост главного тренера и умерли задолго до великих побед и их сыновья, которые наблюдали самые яркие моменты его карьеры стояли молча с высоко поднятыми красными шарфами и таращились на эту бессмертную фигуру. И он словил этот момент бессмертия. Глядя вокруг, ощущая тяжесть взглядов, он сделал шаг. Шаг в историю для себя и шаг в будущее для Манчестера.
Он оставил "Юнайтед" в очень в неподходящий момент, когда казалось, что построенная им команда выходит на пик своих возможностей. Но вся беда в том, что подходящий момент для Алекса Фергюсона никогда бы так и не наступил. И, в первую очередь, это понимал он сам. Стоя на той беговой дорожке и глядя в глаза поколениям, он отказался от мысли о собственном бессмертии. И он оставил команду без всяких иллюзий и надежд на это. Он сам отказался от вечной жизни в "Юнайтед" и в награду за это получил ее. Он проник в каждую конструкцию на стадионе и в сердце каждого болельщика и игрока. Часть его навсегда останется на тренерском мостике, в траве газона на "Олд Траффорд", в раздевалке перед матчем и в каждом выигранном титуле. И в этом и есть настоящее бессмертие.