4 мин.

Прощание с эпохой

Если бы в 86-ом тогда еще не сэру, а просто старине Алексу, сказали, что уйдет он из «Юнайтед» только спустя 27 лет в статусе 13-кратного чемпиона Англии с двумя кубками Лиги Чемпионов, вряд ли бы он воспринял это всерьез и без насмешек. Это и сегодня воспринимается с трудом, не помещаясь в голове только из-за размеров и масштабов. Мы просто не думаем об этом, а смотрим, как он выбегает к бровке, заталкивая жвачку под щеку и, крича что-то в разных порывах, вскидывая руками засыпает любезностями кого-то, либо стоит в объятьях и плывущей улыбке перед бегущим Ван Перси, который на радостях его чуть не сносит. Весь его задор и огонь глаз не дают думать о том, что он прошел, сколько это длиться и масштабы затираются.

А рисуются вновь они именно в такие дни.

Как бы ни грустили и ни переживали сегодня болельщики «МЮ», но Фергюсон принял решение во многом правильное и понятно, что думал при его принятии он не сердцем и в обнимку с эмоциями, а разумом, ведь иначе бы и дальше работал побеждал. Арсен Венгер, дойдя до пика и трофеев в виде материальных национальных кубков, сегодня дошел до стадии, когда и четвертое место расценивается точно так же, пусть и не празднуется с маршем на открытом автобусе в Ислингтоне. Вряд ли сэр Алекс бы так же поменялся в суждениях и восприятии через годок другой, но что точно – его бы захлестнуло это желание вернуть очередной титул, взять еще один и еще, а потом и вовсе прервать засуху. Не как наркотик – чувство, когда ты поднимаешь очередной трофей над головой, оно намного сильнее.

Он выиграл все, воспитал армаду сильнейших игроков, своим авторитетом задавил всех коллег и уйдет он победителем, которому в его последний матч весь стадион будет аплодировать, а кто-то и вовсе рыдать крокодильими. И новичка будут встречать с трудом и не только дьяволы, но и мы все. Скепсис – естественная реакция на новое. Это кресло отныне нужно осилить, нужно его практически заслужить. Новоявленного непременно будут мерить по Фергюсону, но он явно будет ниже по понятным причинам. Возможно, и уместно сегодня говорить о том, что нужно было дождаться и подготовить преемника, но сэр вряд ли считает, что заслужил право кастинговать или подбирать того или иного, ведь важнее клуба нет ничего и никого. В конце концов, он просто выдающийся тренер. В конце концов, и Венгер и Фергюсон приходили в свои клубы далеко не в статусах звезд своего цеха. И, наверное, правильнее, когда новая история начинается так же, как начиналась прошлая. В этом ведь тоже есть определенная преемственность.

Уйти на пике – один из сильнейших поступков для любого человека спорта. Это не значит, что ты больше не нужен или не сможешь повторить что-то уже достигнутое, но означает, что ты опасаешься и допускаешь риски, чувствуя, что покоренная планка в этот раз может дастся тяжелее, либо вообще свалиться. Это не значит, что ты кончился, но значит, что и ты не вечен. И нужно много моральных сил, чтобы побороть в себе желание «а что, если еще разок» и выжав все из этих парней без остатка, затем уйти. Оставить после себя благоприятную почву – это дороже любого титула, которых и так горы.

Величие Фергюсона в том, что он это понимает. Он понимает, что потеряв в следующем сезоне трофей, его захлестнет то желание вернуть его «на законное место» и эти попытки могут затянуться на годы, которые начнут считать, а величие под весом лет сойти на нет. «Ну в следующее-то сезоне мы огого» и вот он новый цикл погони. Это не всегда заканчивается хорошо и далеко за примерами ходить не надо.

И самое главное во всем этом то, что дело вовсе не в недостатке мотивации. Меня всегда удивляло в сэре то, что он никогда не был сыт. Ему всегда хотелось еще и голод до побед просыпался сразу же, как только звучал финальный свисток после очередного матча вне зависимости от исхода. Он кому угодно даст фору в этом. 27 лет с горящими глазами и полыхающим лицом оставлять всего себя в этом тренерском кресле, в этой потоптанной зоне у бровки, в этой брошенной бутсе, в обструкции на судью, игрока или тренера, в порыве радости или горести от забитого или пропущенного, в том, как он заводил трибуны, когда команда летела «Реалу». Обычно так и живут игрой.    

38 трофеев. 1604 матча. 965 побед, 360 ничьих, 279 поражений.

Сказать, что уходит просто великий тренер – не сказать ничего. Прощай, эпоха.