Сэр Алекс. Ушедший на пике славы
Отсутствие отца и достойной мужской фигуры в жизни молодого парня порой странно влияет на характер. Поиск той самой отцовской фигуры и примера для подражания начинаешь уже не в ближайшем окружение, не среди родственников-друзей-знакомых, а среди авторитетов любимой сферы деятельности, в которой ты пытаешься реализовать себя и которая много для тебя значит. Для меня такой сферой является спорт. Будучи безумно влюблённым в футбол и баскетбол, я абсолютно неудивлён тем фактом, что для меня личности Фила Джексона и Алекса Фергюсона играют сейчас настолько большую роль. Чёрт знает, почему такое происходит, и следует ли мне искать ответ в трудах Фрейда или обратиться за советом к профессиональному "мозгоправу", но частица логики в подобном мышление есть - хороший тренер по сути заменяет отца своим подопечным. Объятия сэра Алекса с Криштиану Роналду под бурю аплодисментов на "Олд Траффорд" перед жаркой лигочемпионской схваткой "МЮ" и "Реала" - красноречивый тому пример.
Услышав об объявленной Фергюсоном скорой отставке, я сразу вспомнил фразу Билла Симмонса из его "Книги Баскетбола" о том, что большинство тренеров не имеют никакого значения для самой игры. Существуют лишь некоторые редкие исключения, такие, как Фил Джексон или Грег Попович. То же самое касается сэра Александра Чэпмэна Фергюсона. Ещё ни один уход из спорта не вызывал у меня столько эмоций, сколько уход великого шотландца. Найти отдушину для них я могу лишь здесь, в рамках своего блога, среди своих читателей и единомышленников. Это не аналитика и статистика, а лишь короткий эмоциональный очерк, попытка отдать дань уважения великому (заезженное слово, которое, однако, не заменить более подходящим) тренеру. Если появится охота написать в комментариях что-то в стиле "хватит воду лить", "автор трепло", и т.д. - прошу вас, не тратьте силы и время. Сам знаю, но ничего не могу с этим поделать, ибо мне грустно.
Существует печатный символ, олицетворяющий жизнь. Черта. Черточка. Знак пунктуации между двумя датами, представляющими дату рождения и дату смерти. Ваша жизнь – это один знак пунктуации. Всё, что произошло в вашей жизни с момента появления на свет и вплоть до того момента, как вы уйдёте из этого мира, умещается в одну черту. Взгляните на любое надгробие, прочтите любой некролог, обратите внимание на этот знак пунктуации. Это жизни людей. Не цифры, ибо они представляют лишь даты и годы, а именно та чёрточка. Ваша жизнь.
Взгляните на эти две даты: 1986 - 2013. Это даты жизни сэра Алекса Фергюсона в "Манчестер Юнайтед". Даже больше: это даты жизни того "МЮ и той английской премьер-лиги, какими мы их знаем сейчас. Не считать уход сэра Алекса из футбола концом целой эпохи (а другого слова тут и не подобрать) - это значит быть не совсем вменяемым человеком. Чёрточка между этими двумя датами олицетворяет собой эпоху длиной в 26 лет, вместившую в себя создание обновлённой премьер-лиги, карьеры целого сонма знаковых для английского футбола людей (Кантона, Гиггз, Скоулз, Бэкхэм, Робсон, Рой Кин и ряд других достойных игроков), 38 трофеев, рыцарский титул, установку личной бронзовой статуи у "Олд Траффорда", и одну жвачку.
Феномен футбольного долголетия Фергюсона настолько многогранен, что для его осмысления недостаточно просто перечислить все титулы, регалии, достижения, победные моменты и значимые матчи великого шотландца в качестве главы "красных дьяволов" - величие не измерить подобными понятиями. Тот же Пеп выиграл с "Барсой" все доступные вазы-блюда-салатницы, претендующие на звание футбольных кубков, но насколько велик каталонец в качестве главного тренера, покажет лишь время. Так же, как нельзя охватить значение этого человека для спорта теми стандартами управления футбольной организацией, которые он задал в Манчестере. Тот же Венгер в своё время провёл целую революцию в "Арсенале" во всех сферах, до каких он только мог дотянуться, но в последние пару лет (как минимум) всё чаще имя француза шутливо вспоминают в связи с его маниакальной страстью к несовершеннолетним игрокам, чем с успехами непосредственно на футбольном поле. Этот феномен также не охарактеризовать человеческими отношениями, которые сэр Алекс построил на своём долгом футбольном пути, ибо на каждого Криштиану, обнимающего шотландца как отца, приходится негодяй Тевес, празднующий чемпионство "Сити" с плакатом "Покойся с миром, сэр Алекс".
Феномен Фергюсона - в его прекрасном чувстве времени. Он всегда знал, когда провести ещё одну из бесчисленных на его веку смену поколений в команде, когда ввести в состав молодежь, а когда дать сыграть набравшему форму ветерану. Когда спокойно сидеть, жевать резинку, и дать своей команде играть, несмотря на 0:2 на табло от "Тоттенхэма" после первого тайма, а когда вскочить и завести стадион бешеной жестикуляцией при 1:0 в матче с "Реалом". Это же чувство времени подсказало шотландцу, что пришла пора уйти. Не по состоянию здоровья, которое у этого 71-летнего крепыша ещё ого-го какое; не из-за отсутствия мотивации, которой Фергюсон питает каждого члена клуба, начиная с игроков и заканчивая работниками стадиона, вот уже 26 лет подряд. Просто так надо, во имя клуба. Эта философия - "Нет никого превыше клуба" - и отличала сэра Алекса от остальных. И именно эта философия подсказывает ему, что пора сменить прописку, перейти с тренерской скамьи в VIP-ложу на стадионе. Из этакого манкунианского Ринуса Михельса превратиться в этакого Йохана Кройффа "МЮ"-шного разлива, стать серым кардиналом и хранителем клубных традиций при новом тренере. Уйти от активной деятельности, но остаться идеологом и духом великого клуба.
Прошу всех истинных любителей футбола: отбросьте ваши клубные пристрастия, будь вы болельщиком "сброшенного с гребанного насеста" "Ливерпуля" или дважды обыгравшей "МЮ" на главной европейской сцене "Барселоны". Когда из баскетбола уходил Рэд Ауэрбах, было неважно, что вы фанат "озёрников". Когда из футбола уходит сэр Алекс - забудьте о том, что на вас голубая футболка "Сити". Отдайте ему дань уважения. Thank you, sir Alex...
P.S. В октябре нынешнего года я должен поехать учиться в магистратуре в London School of Commerce. Выбор страны для получения дальнейшего образования во многом зависел от моей любви к английской премьер-лиге в общем и к "МЮ" в частности. Как же странно и дико печально осознавать, что, проболев за "красных дьяволов" с 2003-го, я наконец доберусь до "Театра мечты", но не застану сэра Алекса на тренерской скамье...
Это конечно эпохальное изменение в мировом футболе, и становиться грустно от того, что все заканчивается. Грустно, даже несмотря на то, что МЮ и лично Фергюсон мне никогда не нравились.
Ардашер, спасибо как всегда легко, живо, а сегодня и очень актуально.