9 мин.

Восток – Запад. Шейх Мансур, Сулейман Керимов и другие восточные бизнесмены в европейском футболе

Европейские клубы все охотнее обзаводятся владельцами со сложносочиненными именами и объемными кошельками. В каждом из них они видят спасителя, который разом решит все проблемы, но нередко кризис лишь усугубляется. Еженедельник «Футбол» представляет символическую сборную миллиардеров с Востока, заставивших говорить о себе не Западе. 

Инвесторам из стран Азии интересны не только команды из высших лиг, но и представители вторых дивизионов. Например, английского: не так давно «Ноттингем Форест» обрел вторую родину в Кувейте, а «Лидс» – в ОАЭ. А чуть раньше щупальца богатеев дотянулись до «Ноттс Каунти» из четвертой лиги. Этот проект, правда, оказался мыльным пузырем. Вместо запланированного и стремительного подъема на верх английской футбольной пирамиды «сороки» получили несколько скандалов, главный из которых связан с Солом Кэмпбеллом. Известный защитник получал в «Ноттс Каунти» 40 тысяч фунтов в неделю, но разорвал контракт после первого же матча, осознав, что уровень инфраструктуры и общая обстановка не соответствуют его представлениям о «шейх-тим». В настоящее время команда значительно поумерила пыл и идет в середняках Лиги 1. От арабов же не осталось и воспоминаний.

Во главе «Портсмута» однажды оказался загадочный персонаж Али Аль-Фарадж, сам факт существования которого вызывал вопросы. Связавшись с аферистом, впервые за два десятилетия вылетел из испанской Примеры сантандерский «Расинг». Не все обещания выполняет и владелец «Хетафе» Бути бин Сухайль Аль-Мактум.

Словом, будьте бдительны: не всяк тот шейх, кто обещает клубам счастливую жизнь.

Кто: шейх Мансур бин Заед Аль-Нахайян, ОАЭ

Где: «Манчестер Сити», с 2008 года

Год рождения: 1970

Расходы на трансферы: около 540 млн евро

Чем знаменит на родине. Входит в правящую семью Абу-Даби, являясь одиннадцатым из девятнадцати сыновей основателя ОАЭ и братом нынешнего президента страны. Также занимает пост вице-премьера и министра по делам президентства. И без того завидное положение шейха Мансура дополняет факт женитьбы на дочери правителя Дубая – второго по статусу эмирата в составе ОАЭ.

Капитал семьи Аль-Нахайян оценивается в 1 трлн долларов. Он сколочен на нефти, обнаруженной в Абу-Даби полвека назад, когда нация рыбаков начала превращаться в мощное государство. Подсчитано, что каждый раз, когда цена «черного золота» повышается на 1 доллар, Абу-Даби зарабатывает дополнительные 500 млн долларов. Сам шейх Мансур в свободное от политики и футбола время возглавляет совет директоров Международной нефтяной и инвестиционной компании. Как и многие представители аристократии, владелец «Манчестер Сити» увлекается конным спортом (сам не раз побеждал в соревнованиях) и руководит Управлением ОАЭ по скачкам. В футболе его интересы не ограничиваются английской Премьер-лигой: шейх Мансур является президентом «Аль-Джазиры» – четырехкратного вице-чемпиона ОАЭ.

Чем знаменит в Европе. Создал амбициозный и на сегодняшний день самый успешный проект из числа «шейх-тим». Сотни миллионов, потраченные на укрепление состава «Манчестер Сити», конвертировались в Кубок Англии и чемпионство – первые трофеи с середины 1970-х. Тем не менее на европейской арене «горожане» не доказали своей состоятельности до сих пор.

Кто: шейх Тамим бин Хамад Аль-Тани, Катар

Где: «Пари Сен-Жермен», с 2011 года

Год рождения: 1980

Расходы на трансферы: около 250 млн евро

Чем знаменит на родине. Четвертый сын эмира Катара, при этом являющийся наследным принцем. Титул перешел к нему от старшего брата Джасима, по некоторым данным, отказавшегося от власти по состоянию здоровья. Тамим в настоящее время «тренируется на кошках» – возглавляет Олимпийский комитет Катара и несколько верховных советов: по охране окружающей среды, образованию и информационным технологиям. А поскольку наследник престола окончил Королевскую военную академию Великобритании, он еще и заместитель Главнокомандующего Вооруженных сил Катара.

Одно из основных увлечений наследного принца – теннис. Символично, что нынешний президент «ПСЖ» Нассер Аль-Хелайфи, учившийся в той же школе, что и королевская семья, когда-то профессионально занимался этим видом спорта, а теперь возглавляет теннисную федерацию Катара. Также Нассер является гендиректором «Аль-Джазиры Спорт» – канала, купившего права на трансляцию матчей чемпионата Франции. И это тоже не случайно.

Чем знаменит в Европе. Старт проекту «ПСЖ» был дан два года назад, после чего клуб активно включился в гонку вооружений: увидеть Париж и жить вечно захотели Хавьер Пасторе, Тиаго Силва, Златан Ибрагимович. Первый сезон после прихода нового владельца успеха не принес, зато в этом команда добралась до четвертьфинала Лиги чемпионов и находится в шаге от того, чтобы завоевать третье в истории клуба чемпионство.

Кто: Сулейман Керимов, Россия

Где: «Анжи», с 2011 года

Год рождения: 1966

Расходы на трансферы: около 160 млн евро

Чем знаменит на родине. Керимов – миллиардер, бывший депутат Государственной думы и нынешний член Совета Федерации. Интерес к спорту проявлял еще до покупки «Анжи»: Сулейман Абусаидович возглавляет Попечительский совет Федерации спортивной борьбы России, а контролируемый им холдинг «Нафта-Москва» являлся генеральным спонсором покинувшего нас раньше срока раменского «Сатурна». «Социальную нагрузку» в виде клуба из Махачкалы Керимов получил в январе 2011 года – как считается, не без прямого указания властей. Наличие в экономически отсталом регионе сильного футбольного клуба, выделяющего гормоны радости, должно хотя бы на время отвлекать людей от бытовых проблем. 

Чем знаменит в Европе. Наш ответ арабам и тот редкий случай, когда успешный бизнесмен стремится войти в футбольную элиту вместе с клубом с малой родины. «Анжи» Керимова – это красота по-дагестански: при посредничестве Германа Ткаченко хозяин клуба привез в Россию Роберто Карлоса, Самюэля Это’О, Юрия Жиркова и Гуса Хиддинка. Название команды стало именем нарицательным: ходят байки, что игроки из ведущих чемпионатов сами наводят справки о возможности своего трудоустройства в «Анжи». Одного из таких корреспонденты «Футбола» видели в Германии своими глазами.

Кто: шейх Абдулла бин Насер бин Абдулла Аль-Ахмед Аль-Тани, Катар

Где: «Малага», с 2010 года

Год рождения: 1969

Расходы на трансферы: около 80 млн евро

Чем знаменит на родине. Вопреки репутации «ненастоящего шейха», Абдулла – дальний родственник эмира Катара. А его троюродный брат и почти тезка Абдулла бин Насер бин Халифа Аль-Тани занимает пост министра внутренних дел этого государства. Располагая такими связями, хозяин «Малаги» может ни о чем не беспокоиться и спокойно заниматься бизнесом: не зря же он входит в совет директоров «Доха-Банка» и руководство Nasser Bin Abdulla & Sons Group. Предметом страсти Абдуллы являются лошади: шейх – важный человек в Федерации конного спорта Катара, имеющий в своем распоряжении полтора десятка породистых скакунов. Лошади по кличке Малага среди них пока нет.

Чем знаменит в Европе. Тем, что назвал эмоциональное поражение «Малаги» в четвертьфинале Лиги чемпионов проявлением неуважения и расизма со стороны арбитров. Досталось и УЕФА, погрязшему, по мнению шейха, в коррупции. Хотя появление «анчоусов» на столь высокой стадии – вещь сама по себе удивительная. Аль-Тани купил «Малагу» за 36 млн евро и поначалу активно вкладывал средства в команду. Делал это не из любви к футболу, а потому что имел в Испании бизнес-интересы. Но понял, что в ближайшее время отдачи не последует, и охладел к проекту. В итоге футболисты перестали получать зарплату, а Санти Касорле удалось стать как самой дорогой покупкой «Малаги» времен Аль-Тани, так и самой дорогой продажей. Суперклуба из «Малаги» не получилось.

Кто: Анурадха Десаи, Индия

Где: «Блэкберн», с 2010 года

Год рождения: 1963

Расходы на трансферы: около 40 млн евро

Чем знаменита на родине. Несмотря на то что мадам Десаи считала своим призванием психологию, она не смогла устоять перед соблазном и ввязалась в семейный бизнес – птицеводческую компанию VH Group, также известную как Venky’s. Со временем предприимчивая дама возглавила концерн и «прокачала» его до статуса одного из крупнейших в отрасли, а себя – до звания президента Всемирного птицеводческого конгресса. Покупка «Блэкберна» рассматривалась бизнесвумен и ее братьями как хорошая возможность прорекламировать свой продукт и выйти на новый рынок, но, к удивлению индийцев, выяснилось, что клубом нужно управлять. И делать это надо с пониманием футбольной специфики. А мадам Десаи как-то призналась, что может иногда посмотреть крикет и хоккей, но ничего не знает о футболе… 

Чем знаменита в Европе. «Уберите бабу из клуба!» – этот призыв наверняка можно услышать не только на стадионе в Черкизове, но и в пабах английского Блэкберна. Индийцы приобрели клуб-середняк Премьер-лиги и довели его до состояния, когда пределом мечтаний стало сохранение места в Чемпионшипе. Первым делом они уволили Сэма Эллардайса по причине «незрелищной игры и провальной трансферной политики» и передали штурвал его помощнику Стиву Кину. Веру индийцев в этого человека не пошатнули ни акции протеста болельщиков, ни вылет команды из элитного дивизиона. В конце концов Кин подал в отставку сам, и «странники» активно принялись менять тренеров, не особо утруждаясь изучением их резюме.

Ярослав Кулемин

Столкновение двух столиц – куда уедет «золото» российской Премьер-лиги? Как воюет с «Мордовией» Доринел Мунтяну? С чего начинается путь в сильнейших академиях Европы и России? Все рекорды Клуба Федотова – в инфографике. Кто из ориунди – будущее Италии? В чем экзотика Кубка Либертадорес?

Следуйте за еженедельником «Футбол» в соцсетях:

   

Подписка на еженедельник открыта: