33 революции в минуту
Как логично заметил Станислав Рынкевич, мы живём в эпоху, когда интенсивность информационного потока превращает события двухнедельной давности в средневековье. В подобной ситуации порывы поделиться своими мыслями о матче, завершимся почти три дня назад в не самом, мягко популярном блоге, могут показаться сродни попыткам обсудить перспективы развития платформы Google Me в 2013 году. Однако, в отличии от неудачливой социальной сети, предоставлявшей нам уникальную возможность оказаться забаненными на гугле, результаты давешнего полуфинала Лиги Чемпионов останутся в памяти человечества не на год и не на два, и оставят куда больший объём информации на обдумку.
В первой игре на «Сигнал Идуна Парк» дортмундцы выступали в статусе скорее даже не тёмных лошадок – а команды вроде соперника «сливочных» по предыдущему раунду – стамбульского Галатасарая. Рассчитывать практически не на что, молодой и малоопытный на высшем уровне состав и так прыгнул выше головы, со второй попытки пробившись в четвёрку сильнейших европейских клубов сезона, и даже полагаться на какую-то удачу было бы просто бессовестно по отношению к госпоже фортуне (не той, что из Дюссельдорфа, а которая с колесом и в Пантеоне) после невероятного, но всё же во многом спорного камбэка в домашнем матче с Малагой. Сыграть достойно, потрепать нервы будущему финалисту, повысить на парочку миллионов трансферную цену Ройса и Левандовски – какие ещё сверхзадачи можно ставить в таком положении?
Правильный ответ наверняка знали лишь Юрген Клопп и восемьдесят с лишним тысяч болельщиков, обеспечившие традиционный аншлаг на домашнем стадионе главной сенсации европейского сезона – значительно, значительно большие задачи. На пару с южными согражданами из Мюнхена, Боруссия за каких-то два дня провернула настоящую революцию в европейском футболе, безоговорочно переиграв двух стабильно главных фаворитов Лиги Чемпионов с уничижительным счётом 7:1. И если успех Баварии казался скорее частным случаем, демонстрирующим скорее мощь мюнхенской машины и серьёзные неполадки в механизме каталонском, чем на общую тенденцию, то именно Дортмунд проявил себя в роли крейсера Аврора, произведя залп, возвестивший о серьёзных переменах, грядущих в европейской футбольной иерархии. Переменах какого рода – пока совершенно не ясно – результаты революции редко бывают предсказуемыми, и кто знает, кто окажется у власти уже на следующий год – белые, красные или сине-гранатовые? – но совершенно ясно то, что масштабы произошедшего всем нам, футбольным историкам, лишь предстоит переварить и расставить по полочкам. Впрочем, история вообще долго усваиваемый продукт.
В, мягко говоря, непривычной ситуации, когда два первых полуфинала Лиги Чемпионов завершились с разницей +3 , лишь интрига матча на Сантьягу Бернабеу хоть как-то соответствовала приемлемому для ответных семифайнолов уровню саспенса. Если на другом испанском (несмотря на активное недовольство посетителей Ноу Камп этим фактом) стадионе встреча носила уже довольно формальный характер, то во вторник в Мадриде происходили серьёзные процессы, и недаром в воскресном матче Бундеслиги с Фортуной, которая таки на этот раз прописалась в Дюссельдорфе, Юрген Клопп выпустил, не считая участия усиленно набирающего игровую форму Матса Хуммельса, фактически резервный состав, что особенно заметно, учитывая не слишком то большее число футболистов у Боруссии в составе основном. Уж кому как не самому стильному тренеру Лиги Чемпионов знать, что забить три безответных мяча за полтайма – это не фантастика, а суровая реальность, и жеманничать в данном случае было бы исключительно глупо – да и не склонен Юрген Клопп то к особой жеманности. Залп у Авроры получился громкий, внушающий, но до взятия Зимнего всё ещё было далеко, и для него требовалось сохранить предельную концентрацию все девяносто минут, выдерживая тот уровень прессинга, что возможно в ближайшие годы станет новым стандартом в европейском футболе на смену тика-таке.
И, как ни странно, большую часть матча делать это удавалось. Я, пожалуй, не стану играть в корреспондента газеты Спорт-Экспресс 00-ых годов и описывать события матча, который половина читателей видела лично (а кто-то так и непосредственно со стадиона (а кто и того пуще с тренерской скамейки)), а другая тщательно изучила хай-лайты на утреннем ю-тубе, но большую часть матча Боруссии удавалось контролировать игру, позволяя хозяевам завершить атаку лишь n-ным забросом мяча в штрафную на откуп высоченным Хуммельсу с Субботичем, а также сама имела пару прекрасных моментов забить Реалу в контратаке (что, должно быть особенно ударило по самолюбию последних). Это была игра опытной команды, достойной говорить на равных с лучшими командами Европы, и, что немаловажно, говорящей. Но всё-таки вести себя столь солидно на совершенно новом уровне конкуренции – штука чрезвычайно сложная, и последние десять минут игры едва не оказались для пылкого революционера роковыми. Аккурат к пропущенной контратаки с участием Кака, Озила и Бензема, Боруссия слегка обнаглела, перейдя на половину Реала, и позабыв о главном оружии Жозе Моуриньо, решила что на восьмедесятой то минуте не грех такой Реал и додавить. Чего с ними церемониться. И если на Весталенштадиуме именно эта наглость была одним из козырей дортмундцев, то на последних минутах матча на Сантьягу Бернабеу она же их едва и не сгубила. Однако, что вселяет надежду в большое будущее команды Юргена Клоппа, так это то, как она повела себя после второго пропущенного гола. В ситуации, когда почувствовавший запах крови Реал был готов разорвать оборону наивного новичка в клочья, Боруссия, воспользовавшись передышкой в связи с травмой Свена Бендера, на удивление спокойно погасила всю энергию раскуражавшихся мадридцев, как будто бы и не было тех сумасшедших пяти минут, и игра так и продолжалась с 82 минуте при счёте 0:0.
Факт, что Боруссия была и остаётся чрезвычайно молодой командой, и за три недели до матча на Уэмбли в этом плане также вряд ли что-то существенно изменится. Но после таких ответных матчей в четвертьфинале и полуфинале Лиги Чемпионов (оба из которых, к слову, великолепно отработал один из лучших комментаторов НТВ+ Кирилл Дементьев) факт также то, что это одна из выдающихся команд в истории футбола XXI века, если не сказать больше.