Упражнение. Атака vs Оборона
Приветсвую всех.
Изучая различные варианты упражнений в интернете, я увидел одну закономерность: 90% упражнений обособленные. Игра в обороне, игра в атаке, техника ведения мяча, техника передачи и т.д. и даже игровые тактические упражнения не учитывают одной ЗОЛОТОЙ истины: в футболе НЕТ пауз, нет "первого свободного паса" и т.д.
Когда я начал размышлять на эту тему, я понял, что стандартный квадрат как упражнение абсолютно бесполезный. Во первых - это статичное упражнение, во вторых там не соблюдаются принципы игры (соперник не ждет, когда ты встанешь на позиции и т.д.). Проблема была сформулирована, а значит начались поиски ее решения.
Решения были такие:
Игра до полного отбора.
Забрал мяч - отдай ближнему.
Переход из обороны в атаку и обратно проходит без пауз. Ошибки во время этих стадий игры - это часть футбола.
Упражнение начинается с овладевания, а не с владения.
и т.д. дорабатывать упражнения можно бесконечно. Я привел простой пример того, как обычный квадрат 4-1 из статичного можно превратить в упражнения, у которого будет тренировочный эффект.
В завершении я хочу рассказать Вам об упражнении, которое учит играть в футбол! Итак, у Вас есть команда, которая играла в обороне используя персональную опеку. Вам нужно переучить их на игру в позиционку. Конечно, можно пойти по дороге: от простого к сложному. Можно выстроить 4 защитника в линию, а напротив них выстроить 4-х нападающих. И в зависимости от того, у кого из нападающих мяч, осуществляются те или инные перестроения (диагональная подстраховка, пирамида). Но эффективность данного упражнения сомнительна. Во первых из 8-и игроков работают только 4. Во вторых в игре не бывает таких комфортных ситуаций. И нечего создавать такие ситуации на тренировках. Футбол - это стрессовая ситуация каждую секунду. Каждую секунду надо принимать решения, каждую секунду подходить к процессу с точки зрения "если...то...". В общем, я сомневаюсь, что тут будет перенос тренированности. И уж точно игра не стоит свечь.
А теперь взгляните на это упражнение. Добавив соперника за спиной у нас получается эпизод из игры. Теперь защитникам необходимо организовывать подстраховку не для галочки, а для того, чтобы перехватить мяч! Это уже футбол! Хочешь быть с мячом - делай правильно, быстро. И разумеется, раз идет противостояние, то идет отработка не только игры в обороне, но и игры в атаке (нахождение свободных зон между защитниками, быстрое принятие решения, подготовка перевода мяча в зону без обороняющихся, созидание)!
Думайте о футболе на футбольном языке. Придумывайте футбольные упражнения, а не упражнения с мячом.
Помните, все ваши идеи останутся идеями, если вы не попробуйте их в жизни!
Можно добавить 4-го игрока, но в данном упражнении дальний от мяча чаще будет бесполезным. Потому что дать передачу через одного еще можно (когда один чуть входит в квадрат, или выходит), а через двух уже нарушается стройность: линия ломается настолько, что либо мы существенно увеличиваем по вертикали размеры площадки, либо, наоборот одному придется сужать квадрат по вертикали (хотя, в этом случае начинается отработка другого элемента: заполнение-освобождение и использование зон). Я работаю в 3 защитника, поэтому для меня такое упражнение оптимальное. Но иногда я делаю и игру в 2 игрока в линии.
По способу передач: начну с того, что ненужно растягивать квадрат как в ширину, так и в длину. Если сделать его слишком большим, то у нас пропадет футбол. Не будет давления на игрока с мячом. Защитники просто не будут успевать перестраиваться.
Создав оптимальный размер квадрата (я играю 3 коридора по 2,5 метра шириной приблизительно и до 10 метров в длину) игроки сами будут выбирать предпочтительный вариант передачи. Будет осознание того, что если пойдет пас верхом, то не факт, что партнер успеет его обработать, до вступления в борьбу с защитником. Но, как запасной вариант, конечно нельзя забывать про передачи "черпаком" - это тоже решение!
Резюмирую: задавайте начальные правила, и потом адаптируйте их под подготовленность Ваших игроков. Но помните: задачи должны быть такими, чтобы шло обучение! Чтобы была стрессовая ситуация.
Спасибо за вопрос.
т.е. тут не только игра 3 на 3 в эпизоде (+3 за спиной) но и игра 1 в 1. Правильный угол вступления в отбор (подход к сопернику), своевременность и т.п.
Серебро и бронза есть. Остался сделать главный шаг в главном турнире)
Спасибо)