12 мин.

Николас Ломбертс: «Никогда не читайте газет»

Это искрометное интервью защитника «Зенита» будет растащено на цитаты. Курсы по управлению гневом для Суареса, совет в духе Булгакова, штанга-убийца и обреченность никогда не побывать на лучшем музыкальном фестивале мира – в расшифровке беседы с Федором Погореловым.

Нико

– Недолго Халк просидел в нашей студии, всего час. Потом пришел Николас Ломбертс и как защитник его выгнал.

(смеется, говорит по-русски) Добрый вечер!

– Наш слушатель интересуется, помогаете ли вы Нету и Витселю учить русский язык?

(говорит по-русски) О! Какой вопрос, какой сюрприз. Нет, я не настолько хорош в русском языке, чтобы помогать кому-то.

– (вопрос слушателя): «Зенит» в этом году критикуют все, кто только может. Как вы относитесь к критике?

– Самое лучшее – это игнорировать критику. Я в свое время отказался от чтения спортивной прессы, это было одно из лучших решений в моей жизни. В Бельгии я просматривал газеты после матча, там публиковали оценки футболистам. Иногда мне казалось, что я и журналист смотрели разные поединки. В общем, мой совет – не читайте газет. Это позволяет сохранять спокойствие и не обращать внимания, в частности, на всю ту шумиху, которая сейчас существует вокруг «Зенита». С другой стороны, этот ажиотаж вполне объясним. Мы – топ-клуб, на нас обращают много внимания, от нас многого ждут. Но я думаю, с «Зенитом» все в порядке. Мы продолжаем сражаться за Кубок России, боремся за золото чемпионата, считаю, нам по силам догнать и перегнать ЦСКА. В это воскресенье нам предстоит решающая игра с «Кубанью».

– Во многих российских газетах отчет о матче пишется еще до того, как этот самый матч начался.

– А, ну, значит, они действительно видели другую игру, я был прав (смеется).

– Вы получили травму, когда были в расположении сборной Бельгии. Расскажите, что случилось и в какой форме вы находитесь сейчас. Я имел с вами короткую беседу после кубковой игры с «Кубанью», и вы оценили свое состояние словами, которые я не могу произнести в эфире.

– На самом деле я получил травму в конце первого тайма игры с «Мордовией», и это было довольно серьезное мышечное повреждение. Предполагалось, что я выбыл на три недели. Я уехал в Бельгию, меня осмотрели врачи нашей сборной и не разрешили мне играть. Хотя все быстро заживало, и я был, по собственным ощущениям, готов выйти на поле. Впрочем, я всегда очень хочу играть, и врачам зачастую приходится меня сдерживать. После «Кубани» я чувствовал себя нормально. Понятно, что я не играл четыре недели, и после такого перерыва мне было тяжело провести на поле 120 минут. На этой неделе у нас было два выходных, а это всегда приятно. Мне в этом сезоне не очень-то везло: подкат Суареса, потом эта травма. Надеюсь, что в концовке обойдется без повреждений. Хочу начать следующий сезон абсолютно свежим.

Нико 5

– Кстати, о Суаресе. Вам-то больше повезло, чем Ивановичу.

– Не согласен! Ивановича менять не пришлось, а я покинул поле после подката Суареса, так что мне пришлось хуже. И, между прочим, за грубые действия против меня и Губочана Суареса от матчей не отстраняли.

– Как думаете, что вообще происходит в голове у Луиса Суареса?

– Вообще не представляю! У меня никогда не возникало мыслей укусить кого-то. Не могу залезть в голову к Суаресу, но, судя по его поведению, у него не все в порядке. Как его наказывать, я тоже не знаю. Может быть, его стоит направить на курсы по управлению гневом, может быть, ему помогли бы общественные работы. Посмотрел бы, как некоторые люди трудно живут, сравнил бы это со своей обеспеченной прекрасной жизнью. Хотя у себя на родине, в Уругвае, он видел, наверное, разные стороны жизни. Так что вообще не понимаю, почему он так себя ведет.  

– Да, похоже, тут поможет только осиновый кол. Вы знаете, мы запутались: Кирилл Набутов, например, утверждает, что у вас с Витселем разные родные языки, у вас – французский, а у Витселя – фламандский. Так ли это, и на каком языке вы общаетесь между собой?

– Нет-нет, совсем наоборот! У меня родной язык – фламандский, а у него – французский. Я говорю с Акселем на французском, потому что мой французский лучше, чем его фламандский. Для меня это не проблема, моя жена довольно часто говорит дома на французском языке.

– (вопрос слушателя): Каков Эден Азар за пределами поля?

– Он приятный человек. Всегда расслаблен, не парится, но в лучшем смысле этого слова (смеется). Я никогда не видел его сердитым или расстроенным. Он ведет себя примерно так же, как при пробитии пенальти. Не случайно он всегда забивает одиннадцатиметровые: он просто стоит и спокойно ждет, пока голкипер прыгнет в один угол, и потом бьет в другой. Примерно так же спокойно он ведет себя и вне поля.

– Считается, что нынешняя сборная Бельгии – просто фантастическая по своему потенциалу. Вы, Венсан Компани, талантливая молодежь вроде Витселя, того же Азара, Феллайни. Вы сами это ощущаете?

– У нас действительно хорошая сборная, талантливые ребята, причем не только те, которых вы назвали. Мне кажется, что мы готовы к чемпионату мира. Но туда еще нужно попасть. Дело в том, что мы в одной группе с Хорватией, у них тоже сильная команда, они четвертые в рейтинге, если не ошибаюсь. Хорошо бы занять первое место в группе. Вторым командам придется нелегко, в стыковых матчах можно попасть, например, на Францию или Португалию. В любом случае, мне нравится играть в этой сборной, хотя я и не так часто выхожу на поле. Но должен заметить, что для меня важнее быть в основном составе «Зенита». Матчи чемпионата России проходят каждую неделю, а поединки сборных – несколько раз в году. Но, конечно, я всегда готов сыграть за Бельгию. 

– Понятное дело, премиальные-то платят в клубе.

(смеется) О, да! Ведь для меня это самое главное в жизни.

Нико 4

– В воскресенье во время матча с «Краснодаром» вираж порадовал выступлением, посвященным Александру Бухарову. Заряды «пусть Бухаров купит абоны» и «эй, Бухаров, как там на банке?» – это дико смешно. Вы как-то обсуждаете эту ситуацию в команде?

– Я первый раз слышу об этом. Что ж, ему придется как-то справляться с этой ситуацией. Кстати, думаю, у него есть шансы выйти на поле в ближайшее воскресенье. Кержаков и Халк травмированы, поэтому Александр может нам понадобиться. Он способен решить исход матча с «Кубанью», я ему этого желаю. Бухаров – талантливый футболист с хорошей техникой. Возможно, с «Кубанью» он сыграет так, что вираж больше никогда не будет скандировать ничего подобного.

– Видите ли, в чем проблема, дорогой Николас: Халк час назад в этой студии сказал, что восстановился и сможет выйти на поле в воскресенье. Так что котировки Бухарова резко понижаются.

– Это очень хорошо, что Халк сможет сыграть, я очень рад. В любом случае, если Бухаров или другой игрок понадобится «Зениту», он выйдет на поле и выложится на все сто процентов. Кстати, футболист иногда может решить исход поединка, даже если он вышел на одну минуту.

– Понятно, что вы пропустили эти матчи, но все же, как оцените игру Егора Бабурина? И как повлияла смена вратаря на игру нашей обороны?

– Не думаю, что сильно повлияла. Я рад, что Бабурин получил шанс, воспользовался им, провел хорошие матчи, особенно с «Локомотивом». Я очень надеюсь, что наш первый вратарь Малафеев будет очень долго играть за «Зенит», но никто не знает, сколько еще продлится его карьера. Егор Бабурин обладает большим талантом, у него есть все, чтобы играть на высшем уровне. Думаю, как раз такие матчи – важная часть процесса становления классного вратаря.

– Ваши впечатления от нынешнего газона на «Петровском»? Нам, как зрителям, важно понимать – это футболист кривоногий или мяч так отскочил.

– Поле находится в том состоянии, в котором и должно находиться с учетом погоды в Петербурге. Газон не очень хороший – что на «Петровском», что на базе в Удельной. Это конечно, не упрощает нам задачу, нужно постоянно быть готовыми к неожиданным отскокам мяча. Сегодня мы тренировались на новом поле на базе, там была трава, но отскок там тоже был довольно странным. В России вообще нужно постоянно быть готовым к тому, что каждую неделю надо адаптироваться к другому покрытию. Сначала ты сыграл на не совсем хорошем поле «Петровского», потом ты провел матч на синтетическом газоне, потом сыграл на ужасном поле в «Черкизово» – такого отвратительного покрытия, как там, я вообще никогда не видел.

– Да, это Ольга Смородская вместе со своими родственниками и почетными проводниками России выращивала этот газон.

(вопрос слушателя): Какая музыка вам нравится?

– Я всегда был большим поклонником Пола ван Дайка. Когда мне было четырнадцать, моей любимой песней была We Are Alive, а не главный хит, даже забыл, как он называется. Мне нравятся и другие представители музыкального стиля хаус. Люблю слушать Тиесто, Чаки, Лайк Майк. Вообще, я уже неоднократно говорил всем моим знакомым, что в Бельгии проходит самый лучший танцевальный фестиваль в мире, но я обречен никогда не попасть туда, пока не завершу свою карьеру. Называется он «Tomorrowland» и проходит всегда в третий уик-энд июля. Это как раз те выходные, когда я играю в футбол. Надеюсь, что когда мне будет лет 35, у меня все еще будет настроение посетить этот фестиваль.

– После эфира мы поставим вам русскую народную песню «Колбасёр по пояс голый», вы оцените. (вопрос слушателя): Помните ли вы, в каком матче и кто показал вам большой палец из VIP-ложи на «Петровском»?

– Нет, а кто-то показывал?

– Правильный ответ – Дмитрий Медведев.

– Ого! Я не видел, и даже не знал об этом. Ничего себе! You made my day.

Нико3

– Матч с «Кубанью» закончился серией послематчевых пенальти, и вы были в числе тех счастливчиков, которые могли пробить. Есть ли у вас в голове план, как бить пенальти?

– Пенальти – это всегда что-то особенное, это лотерея. Я не специалист, поэтому предоставил возможность бить одиннадцатиметровые другим. Но если бы мне пришлось исполнять пенальти, я бы это сделал. Думаю, я бы принял решение, куда посылать мяч, в самый последний момент. Честно говоря, я рад, что все закончилось ударом Семака, и мне не пришлось подходить к отметке.

– Многих болельщиков поразило, что «Зенит» не смог обыграть «Кубань» в основное время. Тем не менее, мне показалось, что «Кубань» – одна из самых дисциплинированных команд в чемпионате.

– Нужно признать, что «Кубань» – действительно хорошая команда. Вы справедливо заметили, что это один из самых организованных коллективов в премьер-лиге. Они часто заканчивают поединки со счетом 0:0 или 1:1, так что, поверьте, «Кубань» – не подарок.

– Кстати, а кто определяет порядок пенальтистов?

– Сначала вызываются добровольцы – те, кто чувствуют себя уверенно и хотят пробить. Таких обычно три-четыре человека. Остальные принимают решение с небольшой помощью тренера.

– Цементный завод – два человека, ликеро-водочный заявок не прислал. Скажите, вас удивили 4:0 от «Баварии» в ворота «Барселоны»? Это конец эпохи великой «Барселоны»?

– Я уже видел такой заголовок в одной из бельгийских газет. Не думаю, что все так плохо; в любом случае «Барселона» будет всегда бороться за самые высокие места в Европе, это же топ-клуб. Понятно, что поражение 0:4 – это плохой результат. С другой стороны, они проиграли не кому-нибудь, а «Баварии». «Бавария» сейчас – лучшая команда мира, настоящая машина, для которой игра с «Барселоной» была похожа на тренировку. Они настолько четко представляют, что будет делать соперник, и настолько четко взаимодействуют друг с другом, что побеждают просто на автомате. Хотя «Бавария» и выиграет Лигу чемпионов в этом году, все равно такие команды, как «Барселона», «Манчестер Юнайтед», «Реал» всегда будут бороться за первые позиции в Европе.

– Возили мы эту «Баварию» на «Петровском», 4:0, даже не вспотели.

(смеется) Я не думаю, что сейчас это получилось бы столь легко.

– Я согласен, что игра с «Кубанью» – ключевая. А что вы можете сказать про «Аланию», с которой нам играть 4 мая на «Петровском», и про самобытный коллектив «Анжи» из Махачкалы, с которым нам биться 8 мая в Кубке России?

– Понятно, что простыми эти игры не будут. Сейчас самый важный матч – с «Кубанью». Потом, если мы побеждаем краснодарцев, самым важным будет матч с «Аланией», и так далее. Понятно, что ни от «Алании», ни от «Ростова» подарков ждать не стоит. Все наши соперники стараются свести поединки с нами к ничьей, особенно на «Петровском». А нас ничья совсем не устраивает. Ну а дома против «Анжи» нам тоже нужно побеждать, это же полуфинал Кубка. «Зенит» недавно брал Кубок России, и нам бы очень хотелось сделать это еще раз. Этого очень хотелось бы лично мне.

– Хорошо, что Кубок России дорог Николасу Ломбертсу.

(вопрос слушателя): Знаете ли вы, что сейчас с Фатихом Текке?

– Честно говоря, нет. Не знаю, играет ли он сейчас в футбол. Думаю, он вместе со своей семьей в Трабзоне.

– Это вряд ли, учитывая, что однажды в Трабзоне Текке хотели застрелить. А кого из игроков «Зенита», покинувших клуб, вы бы хотели вернуть?

– В свое время моим лучшим другом был Ивица Крижанац. Было бы здорово, если бы он приехал. Сейчас он  играет в Турции, если не ошибаюсь. У меня были очень хорошие отношения с Хусти, по-моему, он отлично себя проявляет в «Ганновере», правда, сейчас Саболч травмирован. Я с удовольствием вспоминаю свой первый год в «Зените», тогда я играл вместе с Аршавиным, Тимощуком и Ширлом. Мы впервые в истории стали чемпионами России – старые добрые времена. Я бы с радостью повидался с Ким Дон Джином, кстати. Он отличный парень, всегда очень вежливый. Он слишком хорош для этого мира (смеется).

– (вопрос слушателя): Есть ли у вас любимые упражнения в спортзале?

– Почти каждый день я хожу в зал, иногда занимаюсь там и после тренировок «Зенита». В основном я качаю торс. Перед сезоном, во время сборов я делаю много упражнений для ног. Но как раз в течение сезона я ноги берегу и даю им отдохнуть. Если говорить о любимых упражнениях, то это жим лежа.

– Сколько жмете? Заваливало ли вас когда-нибудь штангой?

(смеется) Да, был один случай, ужасно глупо! Это было в Петербурге, причем в обычном общественном спортзале. Я поднял штангу десять раз и собирался положить ее на место, но положил с одной стороны неправильно. Она завалилась на одну сторону, а потом опрокинулась полностью, и мне никак не удавалось поднять ее. Хорошо, что мне помогли, а иначе я так бы и лежал там до сих пор.

Нико2

Фото: Татьяна Сухарева