7 мин.

«Физика» шутит. Илья Казаков – об «Анжи» и личности Гуса Хиддинка

Интерес к команде Гуса Хиддинка по-прежнему велик, хотя ее результаты не так впечатляют, как в первой части чемпионата. «Физическая форма», «место в Лиге чемпионов», «денежный стимул» – это все имеет прямое отношение к «Анжи» в настоящем.

Пресс-конференция Гуса Хиддинка после матча с «Аланией». Идет четвертая минута. Вопрос из зала:

– Председатель совета директоров «Анжи» (Константин Ремчуков. – Ред.) сказал, что у него есть несколько претензий к вам по поводу подготовки команды. И что состоится встреча с Керимовым, Ремчуковым и вами. Состоялась? И какие выводы были сделаны?

Гус предыдущие три минуты смотрел по сторонам. Говорил банальные понятные вещи – о судействе, нереализованных моментах, страсти и желании игроков. А здесь стал смотреть перед собой, на вопрошавшего. Даже на видеозаписи было видно, что ни фига он не постарел. В тех моментах, когда кто-то затрагивает его личное пространство, – уж точно.

– Обычно я не обсуждаю собрания, которые проходят внутри клуба. Достаточно сложная ситуация, когда у человека нет опыта в футболе. Зачастую первой причиной поражений считаются неважные физические кондиции игроков. Это самый простой способ. Если бы мы выиграли, вопросов бы не возникло. А насчет собрания – спросите у председателя совета директоров, может, он сможет на этот вопрос ответить. Что касается физического состояния, недавно мы прошли тесты: поверьте, это очень сложно – играть на третий, четвертый день и быть командой, которая больше всех путешествует в Европе. И то, что мы физически хорошо готовы, можно доказать цифрами. Сравнили их с теми, что были у сборной России на Евро-2008, – мы находимся на том же уровне и даже выше. Мы сдали кровь, результаты этого теста тоже показали хороший уровень готовности. Нужно разделять две вещи: физическую готовность и свежесть. Тот факт, что команда пропускает вдесятером гол от «Ньюкасла» на 93-й минуте и физически здорово смотрится, говорит о хорошей готовности.

На мой взгляд, это вообще была знаковая пресс-конференция Хиддинка. Поразительно, что эхо оказалось тихим. Ведь Гус столкнулся на ней с двумя мощнейшими стереотипами о его работе в 2013 году – о «плохой физической форме команды» и «о его уходе, если «Анжи» не попадет в Лигу чемпионов». И дал совершенно четкие ответы на них.

– На мой взгляд, – может быть, у кого-то другое мнение, – нет связи между тем, какое мы место занимаем и продолжу ли я свою работу.

Я понимаю, как родилось мнение о плохой физической форме «Анжи». Только один гол в четырех весенних матчах чемпионата. Два разгрома «всухую» – в Мордовии и Краснодаре. Говоря откровенно – провал перед оставшимися играми исключительно с командами из первой половины таблицы. Только «Волга» в следующем туре – как возможность выиграть на классе. Дальше – те, кто с амбициями и кого лихорадит не меньше, чем «Анжи».

Все команды Хиддинка были радостью для прессы. Максимальная открытость и доступность. Благо для тренера в дни побед и… дополнительная головная боль, когда перестает везти.

Капелло перед товарищеской игрой с Исландией в феврале не изменил своему правилу: любая тренировка открыта для журналистов не более двадцати минут. Коллеги, случалось, брюзжали: «Чего он закрывается, какие тактические секреты мы подсмотрим?» Один репортер даже спросил тренера на пресс-конференции:

– Почему сегодня занятие тоже было секретным? Матч-то товарищеский, исландских разведчиков здесь нет.

Капелло улыбнулся. Внимательно посмотрел на прессу и сказал, что на тренировке могут быть эпизоды, когда никто, кроме команды, не должен услышать, что он может сказать игроку или что один футболист может сказать другому. Как ни странно, все в зале покивали головами, соглашаясь с тренером. Потому что обрывочное наблюдение при недостатке информации может привести к ложному выводу. Например, минуте на двадцатой матча Россия–Бразилия со скамейки запасных поднялись Жирков, Самедов и Дзагоев. Надели манишки, побежали разминаться.

– Смотри, – сказал мне коллега Нобель Арустамян, – Капелло недоволен краями, готовится замена.

Я рассказал, что Капелло практикует постоянную разминку запасных, чтобы те в любой момент были готовы войти в игру – делая это с первых минут, не со второго тайма. А по трое игроки разминаются согласно недавним правилам ФИФА-УЕФА.

Точно так же любая заурядная перепалка игроков после какого-то эпизода на тренировке могла вызвать у нас, журналистов, любые предположения о конфликте в команде. Точно так же, имея свободный доступ в отель, где квартировал на том февральском сборе «Анжи», репортеры видели, запоминали и обсуждали увиденное.

Как Гус отменил тренировку из-за сильного ветра, когда пальмы клонились к земле и по территории футбольного центра летали крышки от мусорных баков (но двумя часами раньше сборная занималась в том же центре по полной программе).

Как сбор «Анжи» закончился на день раньше запланированного срока.

Как игроки, переодевшись в обычную одежду, ходили ужинать в ресторан, расположенный вне отеля (пусть и поблизости).

На мой взгляд, никакого криминала в случившемся не было. Спросить клубных тренеров, практиковали ли они подобное в межсезонье, – навряд ли услышим массовое «нет». Тем более Хиддинк – гениальный психолог, старающийся вытащить из подопечных лучшее за счет позитивных эмоций (что, как говорят психологи профессиональные, на дистанции дает больший эффект, чем работа за счет негатива – в виде крика, запретов, тирании) и умеющий осадить, разозлить, встряхнуть игроков.

Но выводы были сделаны, возник стереотип – и понеслось. «Физически не готовы», «потеря дисциплины» и так далее.

Я думаю, проблемы «Анжи» в другом. Отчасти похожие на те, что когда-то были у «Сатурна».

Деньги – мощный стимул, но, опять-таки по убеждениям психологов (начиная с Маслоу и заканчивая любым другим), они не могут быть стимулом вдолгую. «Анжи» с самого начала своего start-up был вынужден переплачивать, тратить заоблачные суммы, раздувать штат. «Анжи» жил в Москве, тренировался в дальнем Кратове, а летал играть в Махачкалу. Уставая, не получая целостности в собственных ощущениях.

Если Гус готов цифрами доказать, что команда в хорошей форме, я ему верю. Точно так же я уверен, что селекция в клубе ведется на пять с плюсом.

Причины, по мне, исключительно в психологии. Повторюсь, как и в «Сатурне», который, собрав хороших игроков, вдруг стал падать в зону вылета. Потому что у всех «Сатурн» был делом на полтора-два часа в день, не считая дороги. А головы были заняты иным: бизнес, семейные проблемы, что-то еще. Команда была создана вахтовым методом, и это становилось в последние годы все заметнее.

В «Анжи» так и не так одновременно. Более сложная конструкция, с множеством нюансов. Просто, как кажется мне, пока там не хватает людей, которые играют и за клуб. Может, я ошибаюсь.

Но ЦСКА с «Зенитом» мне понятнее, как и «Рубин», – в рамках этой идеи. Лично я поставил бы на эти команды как на тройку призеров сезона-2012/13. Не на «Анжи». И не на «Спартак» с «Локомотивом». По той же самой причине.

Илья Казаков

Кто из российских футболистов способен написать интересную биографию? Какое будущее ждет Андрея Аршавина? Почему Максим Канунников перешел в «Амкар»? Что думают о ситуации в «Локомотиве» болельщики клуба? К чему приведет налог на иностранных тренеров? В чем секрет успеха «Баварии»? Какие именитые игроки большую часть сезона провели на скамейке запасных? Об этом и многом другом – в свежем номере еженедельника «Футбол».

Следуйте за еженедельником «Футбол» в соцсетях:

   

Подписка на еженедельник открыта: