13 мин.

Эквилибриум # 4. Дракслер, Аого, Варгас и другие

Варгас и Аого

Переход крайнего защитника в полузащиту - маршрут известный , также как и путь обратный.

Хуан Варгас начинал как левый защитник, в «Фиорентине» Чезаре Пранделли передвинул его по бровке ближе к атаке и тем самым дал перуанцу полностью раскрыть свои возможности. Непрерывная угроза с фланга, удары и прострелы издали, из сложных положений и мяч, непредсказуемо крутящийся как слетевший  с «болгарки» диск. Его имя интересовало многие клубы, но после травмы Хуан так и смог выйти на прежний уровень, обзаведясь, к тому же, лишними килограммами.

Денис Аого нестабильностью обладал в целом : вызываемый в сборную Германии он конкуренции там не выдерживал, а в клубе проигрывал также сборнику Марселю Янсену ; их, между тем, периодически в клубе использовали и вместе – Янсен играл левого полузащитника, а Аого – левого защитника, или наоборот.

3

Этот сезон может стать для Дениса Аого поворотным, благодаря тренерскому ходу Торстена Финка игрок словно переродился, а его реинкарнация любопытна в контексте Хуана Мануэля Варгаса.

Торстен Финк в «Гамбурге» и Давиде Баллардини в «Дженоа» придают своим полузащитам форму «ромба» ( хотя схемы-то вообще разные : у Финка - 4-4-2, а у Баллардини – 3-5-1-1, там «ромб» как бы спрятан в панцире из защитников и игроков края поля), где Аого и Варгас являются в этих построениях левыми гранями «даймонда» , конкретнее – левыми центральными. Аого не отказывает себе в желании уйти по старой памяти во фланг, но по существу, он больше вращается в центре поля, а по краю носится Янсен. Почти, то же самое и у Варгаса – его родной левый фланг топчет Лука Антонелли, нечасто предоставляя надобность туда смещаться перуанцу. Разница только в том, что Антонелли при схеме в три центральных защитника свободнее, чем Янсен, поскольку «Гамбург» играет четыре в линию. Но  ребята на своих новых позициях не теряются, это основное и главное. У них есть ноги, заряженные ноги бровочника, чтобы успевать везде – и обороняться, и атаку поддержать, и вместе с тем, эти парни неплохо играют в пас и это неудивительно, ведь и по фланговому прошлому мы знали об их технике.  Аого  чище всех в составе «динозавров» играет в пас – 85, 6% , у Варгаса - 80 % , это нормально, если вспомнить о  том, что он в нескольких играх бегал сугубо по флангу и что Хуан играет в центре поля с момента появления у руля Давиде Баллардини, то есть не так давно .

Не удивлюсь возникшим противоречиям в восприятии на этот счет. Все же Варгаса мы знаем как игрока сформировавшегося, знаем, насколько он способен быть опасным на позиции крайнего полузащитника или атакующего инсайда, а в густой схеме Балардини ему и развернуться некуда, его агрессия буквально потухает в бескислородном пространстве. Тем не менее, нужно говорить в первую очередь о форме перуанца – он и на родном месте при Дельнери не сказать, чтобы впечатлял, поэтому нахождение в «рамках» Балардини, пускай и во вред его темпераменту, вполне может вернуть ему игровую форму - маленькое дело лучше большого безделья.

С Аого – другая история. Он, ранее малоустойчивый защитник с хорошим кроссом и ударом за пазухой, похоже, находит в футболе себя по-новому, преодолевая все сложившиеся о себе стереотипы. Всегда казалось, что Аого способен на нечто большее, он и в игре старался проявлять энтузиазм, но его креатив чаще оставался понятным только ему самому. Финк расширил поле для человека бровки и получил отличный результат : гол и 4 голевые передачи в совокупности с повсеместной пользой и чредой классных ударов, едва не достигнувших цели.

Фактически, Торстен Финк предъявил нам «нового» Аого. Баллардини показывает нам «другого» Варгаса, но путь ли это к «новому» перуанцу или этап возвращения к старому, привычному Варгасу – покажет только время.

9

 

Дракслер и Херрманн

Защитники Бундеслиги, честное слово, точно подопытные. В борьбе с вирусами – Гетце, Ройсом, Марином – их полегло бесчисленное количество. Они, вроде бы, изучили и идентифицировали проказу их косящую, но бороться пока получается слабо. И пощады им не видать - вирус приобретает уже новые формы. Юлиан Дракслер – разновидность Ройса, только разновидность, так как неизвестно, какую конфигурацию он приобретет позже. Смертельная неизвестность.

Вы наслышаны о том, сколько уже игр молодой Юлиан провел за «Шальке». Появляться начал при Магате, что неудивительно. Ему находилось место преимущественно на месте левого атакующего полузащитника/полунападающего – и при Магате, и в дальнейшем. В этом игровом году «Шальке» угодил в кризис, хотя с опытнейшим Стевенсом во главе такого удручающего результата, после прошлого-то сезона, как-то не ожидалось, а Дракслер оказался в тактическом сепараторе. Выжил, расцвел, а мы нашли его на позиции центрального атакующего полузащитника.

Немного предыстории.  Клуб приобретает Мишеля Бастоса, одинаково хорошего как на правом фланге, так и на левом, умеющего играть и в нападении, и защитника. Впрочем, как защитника, конечно же, его не покупали. Джефферсона Фарфана, неистового терзателя с регбийной манерой бега, подвинуть с правого фланга представлялась делом сложным, поэтому Бастос с первых игр появился слева, где до этого резвился молодой Юлиан. Распределилось, между тем, все не сразу – был матч с «Майнцем», в котором Йенс Келлер, оставшись без основного центрального нападающего Хунтелаара, играл в нечто типа 4-4-2 / 4-2-4, без чистого центрфорварда. Тогда Бастос бегал по левого краю, в центре якобы нападения, а на самым деле в его оттяжке, располагались Фарфан и Рафаэль, а Дракслер находился на правой бровке. Получилась, откровенно говоря, полная ерунда и «Шальке» чисто за счет заряженности Бастоса и косолапости Элкина Сото увез из карнавального города ничью. Фарфан в центре поник совсем, поэтому тренер больше его с правого фланга не крал.

Получается, для Юлиана места, кроме атакующего центра, не находилось. Он тому не сильно расстроился и начал здесь даже прибавлять. Дракслер очень быстр. Дракслер техничен, причем обыгрышем не увлекается и готов всегда поделиться мячом – Дракслер не по юности щедр. Безусловно, ему пока не хватает видения поля – помощником дирижера его можно назвать разве что, но Юлиан хорош в быстром коротком перепасе с продвижением вперед. Юлиан укладывает мячи с линии штрафной удивительно точно – прибавляем сюда чувство створа и поставленный средний удар. И вдобавок ко всему, молодой человек очень вынослив – я ни разу его не видел выдохшимся, чаще замечая, во время замен, на его лице безмерное желание играть.

5

Дракслеру всего-навсего 19 лет. На какой позиции он закрепиться, посмотрим, хотя, мне кажется, его отдельной позицией уже скоро ограничить будет нельзя. Мне жаль защитников, штамм DraXler все активней ..

Добавлю сюда и несколько слов о Патрике Херрманне. Правый полузащитник с легкой руки Люсьена Фавре, напоминающего глазами Эмметта Брауна,  стал поигрывать время от времени на позиции второго нападающего. Мы говорим о быстроте Дракслера как о качестве, быстрота же Херрманна –  эталон. Только двое игроков Бундеслиги – Марио Гетце и Патрик Херрманн - умеют всегда освобождаться от опеки, заковывай ты их в цепи и заколачивай потом в корабельный ящик. Их нельзя удержать, их нельзя догнать. Херрманн, конечно, не разыгрывающий игрок, но достаточно хитрый и умный – он становится интересным ассистентом, вспомните хотя бы его недавний пас на Де Йонга в домашке против «Ганновера».

1

Я Конан

Футбол Мирок Сломки в «Ганновере» за все то время, что он команду тренерует, не претерпел каких-либо серьезных изменений и отклонений : команда старается играть быстро, не возить телегу по центру поля взад-вперед и как можно скорее, в минимум телодвижений и если получиться -касаний, переходить к финальной фазе атаки. Его футбол называют контратакующим, вертикальным, надо сказать, по делу.

В рамках этой идеи, однако, расстановки и сущность позиций изменялись. Основная схема Сломки – 4-4-2, с двумя центральными полузащитниками оборонительного стиля ( Пинто, Шмидебах) , с двумя работящими крайними полузащитниками ( Штиндль, Рауш, Пандер) и двумя нападающими, один из которых завершитель ( Абделауэ, Диуф, Собех), другой – подыгрывающий( Конан Я, Шлаудрафф).

В прошлом сезоне в команду пришел сенегалец Диуф, показал себя сразу, да так, что Сломка не имел права им пренебрегать. Команда в отдельных играх строилась по схеме 4-3-3. В этом сезоне начал подтягиваться в основу высокий Собех, переполнив и без того тесный штат нападающих.

Как-то нужно было рационально всем этим материалом распорядиться и здесь, как часто случается, поспособствовал случай : травма вывела из игры основного правого полузащитника Ларса Штиндля, с одной стороны, а с другой, в команде новой жизнью зажегся Саболч Хусти. При всем уважении к старательности Штиндля, Ларс слишком академичен и никак не смог бы выдавать на своем фланге тот же продукт, что венгр на своем левом. Венгр буквально дорвался до футбола, будучи хладнокровным и точным во всех своих действиях, он оставлял позади себя огненный шлейф. Пасовал длинно и коротко, но одинаково удобно, пробивал из всевозможных положений, исполнял стандарты и терроризировал защитников. Красная карточка его могла остановить, как в игре с «Вердером», полученная за неистовое празднование гола, но, увы, не только она. Саболч сгорел сам, получив травму при пробитии пенальти в ворота «Гамбурга».

Вернемся же на правый фланг. Сломка еще в прошлом сезоне назначал туда Шлаудраффа : получалось местами неплохо, со скидкой на то, что Ян так или иначе магнитился в центр. В сезоне нынешнем основной правый полузащитник команды – вчерашний нападающий, ивуариец Я Конан . Африканец стал на второй собственный немецкий сезон одним из открытий чемпионата, затем получил травму, после восстановления от которой он был вынужден бороться за место в составе, поскольку тогда в фаворе у Сломки были Абделауэ и Шлаудрафф.

6

Конан игрок загадочный, если не сказать диковатый. Он обладает непредсказуемым дриблингом, резким и часто неуловимым. Конан энергичен и упруг, словно по его жилам курсирует древесная смола. Он физически закален, склонен к действиям из глубины, поэтому с ролью полузащитника он вполне справляется. Конан получил на новом месте постоянную практику, а Сломка таким образом снизил себе головные боли при выборе нападающих на игру, сократив таким образом реестр. Естественно, Конан не может похвастать такой же техникой и чистотой работы с мячом, как Хусти, однако он на фланге чрезвычайно активен и неутомим – в этом его с венгром можно сопоставить.

Поли

Честно говоря, находился в апатии к этому футболисту. Слишком много было хвалебных слов даже в то время, когда мы уже могли его идентифицировать и понять, в чем он умел и что ему не под силу. Оптимальная его характеристика такова : трудолюбивый полузащитник, склонный больше к разрушению, так как технический арсенал и мыслительный аппарат не позволяют большего. В «Интере» на позиции левого полузащитника, которому позволено поддерживать атаку, смотрелся небрежно, суетливо и как-то тупо, то есть не остро. В центре поля еще более-менее сносно. Однако его игра за «Сампдорию» мои наблюдения отчасти опровергает, апатию заменяет любопытство.

Чиро Феррара передвигал Андреа ближе к единственному нападающему по левому флангу, симметрично Крстичичу в схеме 4-3-3/4-5-1 ( то есть Поли и Крстичич не были ярко выраженными атакующими игроками, но из полузащиты - самыми атакующими), это случалось, к примеру, в играх против «Фиорентины», «Сампдории» и «Болоньи». И нужно признать, Андреа Поли взял своим игровым упрямством и настойчивостью. Нет, он никогда не будет мучить защитников непрерывным дриблингом и рывками, зато, в отличии от некоторых, Поли не выпадает из игры, он, в силу своих умений, цепляется за каждый эпизод – это, мне кажется, определяющий момент его успеха. Защитники, по старой памяти, недооценивают Андреа, где-то давая ему больше свободы, чем нужно, а он этим пользуется, умело выкручивая ступню для удара или передачи.

2

В Андреа Поли намного больше амбиций, чем таланта, что отнюдь не хуже обратных пропорций, а где-то даже и лучше, учитывая хрупкость таланта и его неспособность развиваться в аморфном теле.

Бадель

В этом году в большой Европе появился интересный футболист – Франк Арнесен привез хорвата Милана Баделя в «Гамбург». Бадель – полузащитник с организационными умениями, он игрок центра поля. Как правило, он играет в «Гамбурге» глубже всех – когда один, а когда и в паре, но случалось и исключение, выездной матч против «Вольфсбурга», где хорват сыграл под нападающими и сделал это неплохо, в общем.

Для сравнения, предлагаю вспомнить полузащитника «Дженоа» Даниэля Тежера, играющего почти всегда строго перед защитной линией. В чем его ценность? Парень с армейской выправкой классно пасует в одно касание, причем делает это не ближнему, а вертикально, сквозь линию полузащиты соперника, тем самым ее отрезая. Совершенно тоже самое делает и Милан Бадель, только отличие этих игроков в том, что Тежер слишком автоматичный и не очень-то изобретательный, он с мячом мало работает, Бадель же способен на нестандартные ходы, которые на фоне его размеренной и рациональной игры часто проходят успешно.

9

Полузащитник центральной оси, со всеми режиссерскими атрибутами, точнее – их задатками, вполне может прижиться в Италии – это я все реджист сватаю. Одно время хотел видеть в Италии Ярослава Плашила, уж очень он основательно выглядел в центре поля «Бордо» одно время, которое, к сожалению, постепенно ушло. А еще советую клубам серии А к Тино Косте из «Валенсии» присмотреться.

Македа

Кажется, матч «Манчестера» против «Астон Виллы», подаривший нам фамилию Федерико, случился лет десять назад тому назад. А после имели место бестолковые арендные скитания, в которых столько времени было убито … Не потеряно, а именно убито – это когда делают, а результат все не приходит, зато появляются мысли – стоит ли вообще что-то делать дальше?

Нынче Федерико пытается забивать гвозди в воду в чемпионате Германии, в «Штутгарте». Могу сказать, в оправдание парня, что он не баклушничает, старается, как и в «Сампдории» в свое время, однако схема описана выше и не видится возможным, что в «Штутгарте» Федерико сумеет разорвать шаблон.

«Штутгарт», равно другим командам Бундеслиги, умеет играть в 4 нападающих, чем время от времени и занимается. То есть – два крайних, центральный и еще одни под ним, в оттяжке, хотя, в качестве опции, игроком в оттяжке бывает и атакующий полузащитник ( Гентнер, Хольцхаузер, Максим). В общем, в варианте с Траоре на левом фланге, Гарником на правом, Ибишевичем и Окадзаки в центре – возможны всяческие обмены местами друг с другом по ходу игры и выдвижение любого на удар по позиции центрфорварда. И быстро все это происходит, бикфордово.

Вот в такую систему и попал Федерико Македа, совершенно не универсальный нападающий, большой, сильный, но довольно ограниченный и медленный, короче говоря -центральнее не придумаешь.

Домашняя игра против «Лацио» в рамках Еврокубка точно индикатор : Окадзаки и Траоре снижаются от чужой штрафной с целью найти мяч и что-нибудь закомбинировать - Македа пасется в ареале центрального нападающего, позже ему надоедает, он тоже уходит вглубь, и тут же, получив мяч, Траоре и Окадзаки на бешенной скорости выбрасываются вперед, оставляя Македу где-то в промежутке, редуцированным. Такой вот комедийный несинхрон.

4

У Ибишеича, давно приспособленному к подобному ртутному футболу, есть черта, только не смейтесь, присущая и возведенная в абсолют колумбийцем Фалькао. Это умение заранее планировать прыжок на жертву.

Под Македу ничего менять не станут, ему придется измениться самому. Но едва ли в сегодняшнем «Штутгарте» …