Свой - чужой. Кто спасет Ольгу Смородскую и «Локомотив»
У «железнодорожников», возможно, остался последний шанс - Сергей Овчинников на тренерском посту. Нет у Ольги Смородской другой спасительной идеи. И для себя лично, и для клуба. Все остальные варианты «Локомотив» за последнее время перебрал. И с каждым новым становилось только хуже.
На мой взгляд, самое сильное качество Овчинникова – самоирония. Не ум, происхождение, бэкграунд или харизма, а именно самоирония. Постоянная готовность посмеяться над самим собой и какими-то собственными приключениями.
- Я однажды на базу на «Харлей-Дэвидсоне» приехал.
Мы сидим обомлевшие. От смеха и масштаба личности одновременно. С раскрытыми ртами – то ли от коликов в животах, то ли оттого, что он снова нас поразил. Как утром. Как вчера. Как на прошлом сборе.
- Ну, я кататься на мотоцикле не умел, конечно.
И вновь пауза. Гениальная, гроссмейстерская. Кто-то не выдерживает:
- А зачем тогда купил?
- Молодой еще был. Деньги в руках, а не на счете. Еду из Москвы домой, смотрю стоит в салоне такая красота. Зашел, отсчитал.
Новая пауза.
- Он тяжеленный. У меня с участка выезд был под горку. Так я садился, заводил, ворота открыты, меня охранник с разбега подтолкнет – я и еду. Юрий Палыч, как увидел, застыл. Хотя, казалось, я уже ничем его удивить не смогу.
- И сколько ты на нем ездил?
- Да больше не выезжал. Потом, когда возвращался, главное было – мимо дома не проехать. А то бы больше точно не вернулся. Им же управлять невозможно! Так он у меня в гараже и стоял, пока один товарищ не купил.
Сережа. Сергей Иваныч. Широкой души человек. Всегда около него – компания. Объединяет людей вроде бы без каких-либо усилий. Просто рассказывает что-то, а все рядом. На мартовском сборе в Лондоне была картина маслом.
- Кто у тебя завтра к журналистам на интервью идет?
- Кокорин с Рыжиковым.
- Сережа! Сергей Викторович!
Тот рядом. Заранее смеется. Рыжиков, скажу я вам, вообще один из самых душевных людей в нашем футболе. Даже не знаю, было ли сказано о нем за глаза хоть одно плохое слово.
- Сережа, ты ведь завтра знаешь, что сказать, когда спросят – благодаря чему у вас в этом году все матчи, кроме одного, на ноль?
Рыжикову еще смешнее. Как и нам. У него отменное настроение – «Рубин» набирает обороты, Капелло, кажется, окончательно определился с вратарским трио, дома все хорошо. Плюс личная статистика – более чем достойная.
- Ты же понимаешь, что завтра твоя судьба в сборной решается? А то я после сбора в Марбелье открываю газеты – там ни слова о тяжелейшей подготовке вратаря национальной команды Рыжикова к матчам Лиги Европы. Последний шанс, Сережа. Подумай вечером как следует.
Я тоже смеюсь и вспоминаю, как мы сидели под совсем вроде бы не февральским солнышком на террасе отеля в Марбелье. Пили кофе, смотрели куда-то в сторону горизонта. Как Овчинников любовно говорил обо всех трех голкиперах - своих подопечных. О Рыжикове, Габулове и конечно же Акинфееве.
- У меня мечта и задача – сделать все, чтобы он весь цикл «на ноль» прошел.
- Немногие заметили, Иваныч, что только сборная России не пропустила в отборе ни одного мяча.
- И хорошо. Не надо спешить с комплиментами. Осени давай дождемся.
Это ведь тоже его работа. Хотя, безусловно, все они – Игорь, Володя, Сергей – в ежедневном режиме работают с клубными тренерами. Но если сегодня Овчинников – тренер вратарей в сборной, стало быть, это его прямая заслуга. Только он не скрывает, где он хочет работать. И кем.
- У меня врагов в футболе нет.
Эту фразу я от него слышал неоднократно. Иногда у нее было продолжение, но не всегда. Возможно, под настроение.
- Кроме Бышовца.
После того как Овчинникова вновь попросили заявить в прессе, что он хочет быть главным тренером «Локомотива», пошло предсказуемое обсуждение: а как же он, человек Семина, будет работать в одной связке со Смородской. При условии, естественно, что его позовут. И при условии, что Ольга Юрьевна останется президентом. Это же ведь скрытый конфликт. Если даже скрытый. А вот с чего вы взяли? Я вот, право слово, не знаю – насколько сегодня Овчинников – человек Семина. Не в исторической ретроспективе. В реалиях настоящего времени.
Был «Локомотив», сборная, киевское «Динамо». «Кубань» - куда совсем еще начинающего тренера Овчинникова взяли по рекомендации Семина. Где он заставил говорить о себе именно как о тренере – победами над столичными клубами. Где он за свои деньги покупал на базу телевизор с комплектом спутникового оборудования, чтобы команда могла смотреть лучшее из европейского футбола. Где он работал без премиальных, насколько я знаю. Было брянское «Динамо» - наглухо стоящее навылет. Которое он поднял с самого дна ФНЛ в середину таблицы и был уволен в середине сезона. Конфликт со спортивным директором, как и в «Кубани». Было «Динамо» минское. Зелено-мальчишечье. Меньше чем за год восемь игроков минчан доросли, работая с Овчинниковым, до первой сборной. Штанге на тренерском совете персонально благодарил молодого коллегу за работу. Теперь сборная. Новый опыт, новый стаж. Первая команда, где Овчинников работает не в связке с Семиным-младшим. Как многие говорят – талантливым, но не реализовавшимся тренером.
И надо, конечно, спросить у них самих – Овчинникова и Семина-старшего, – насколько тесны их сегодняшние отношения, но на том самом сборе в Марбелье, когда Юрий Палыч заехал вместе с Мостовым и Белоусом на одну из тренировок сборной, так не показалось. Не знаю, в чем дело. Не думаю, что причина в сыне – что он отдельно, а Овчинников отдельно. Или в том, что Семин, уверен, по-прежнему ставит перед собой задачу вернуться в «Локомотив», как и Овчинников. Так бывает иногда – жизнь в один момент разводит людей по разным дорогам. Просто так, без скандала и драки.
Чем дольше я думаю обо всем этом, тем сильнее мне представляется, что Овчинников для Смородской – это не просто отличный вариант. Это единственный спасительный вариант. Непопулярнее Федуна руководителя в «Спартаке» вроде бы не было. Даже к Червиченко, по-моему, негатива у болельщиков было в момент его президентства поменьше. А потом пришел Карпин. Возвращение которого в клуб казалось делом невозможным. Федуну по-прежнему достается от фанатов после неудач, но это уже несравнимо с прежними эмоциями.
Так и Овчинников наверняка сумеет закрыть Смородскую от нынешнего негатива. Культовая фигура для «Локомотива». Пожалуй, он да Лоськов – и все. Больше личностей такого масштаба в красно-зеленом мире нет. Однако мерить гипотетическое появление Овчинникова в родной команде такими мерками нелепо. Он хочет работать. Как показывает практика, он может тренировать успешно – команду, где надо вводить в состав молодежь в большом количестве, где надо всплывать с самого дна. Где надо уметь бить фаворитов, в том числе и на их поле. Он все это делал раньше. Только не в «Локомотиве». Хотя… Игроком же он прошел именно этот путь? Так почему у него это не должно получиться и тренером.
Мне кажется, Семин тоже это понимает.
Илья Казаков
Фотографии: РИА Новости/Геннадий Светланов; РИА Новости/Владимир Песня; unitedsouth.ru.
Следуйте за еженедельником «Футбол» в соцсетях:
Покоритель «Анжи» Вандерсон – о жизни легионера, амбициях и «Краснодаре». Кто виноват в нынешних бедах и как жить дальше «Локомотиву»? Почему итальянские клубы перестали сорить деньгами? Какую ошибку совершил «Рубин» в Лиге Европы? Где скрываются матерые охотники за голами? Об этом и многом другом – в новом номере еженедельника «Футбол».
Подписка на еженедельник открыта:
А Вадим Евсеев?