8 мин.

АКВ и АМG

Мне временами бывает грустно оттого, что в среде гунеров образовался раскол. Люди, которые любят одни цвета и эмблему, единое целое под названием ФК «Арсенал», немного лет назад нашли, а вернее им дали, повод масштабных поначалу дискусов, а затем комом, стремительно катящимся вниз, как и сам клуб в последние годы, до каких-то обменов любезностями, походящими на состязание «чей детородный орган больше», любовь искреннее и правдивее, вера истинная, а взгляды вернее. По сути своей и непонятно, кто что отстаивает, для чего и насколько это вообще выглядит целесообразно, потому что истины никто ведь не знает – как лучше: с этим дядей или без него?

Фаны «Челси» могут бодаться в пылу споров о том, в чем польза правления Абрамовича или почему Лэмпарду не предложили новый контракт. Но вряд ли это обретет характер вражды, потому что любую горечь таких перепалок можно зажевать воспоминаниями об ушастом кубке прошлого сезона. Манчини можно не любить, но многие понимают, что для постройки команды из сброда звезд, нужно определенное время. А в «Ливерпуле» уже кажется пережили период кризиса не только в клубе, но и фанатской среде. Все налаживается, но не в «Арсенале».

АКВ – «Arsene Knows Best, кто не знает. То бишь, людей, кто все еще верит в способности нынешнего тренера клуба, прозвали аквшниками. Походит на клеймо - арсенофил, венгероид. Мол человека признали одним из этих – кто «топит» за тренера десятилетия, а не команда двадцатилетия. А у него и чувства есть к эмблеме, он чувствует тонкую грань между Щчесны и Фабьянски, так же знает, что Беллерин из молодежки вот-вот может дорасти до приличного игрока, что Миячи бедолага получил очередную тяжелую травму, а Артете недавно стукнуло 31. Они так же следят, так же переживают, расходуют валидол в тех же объемах, и в графе любимых у них стоит тот же клуб. Но они другие.

Другая сторона - АМG (Arsene Must Go). У амгшников, как им кажется, в приоритете боления стоит клуб, а не физрук тренер, в отличие от «мерзких прихвостней французского маразматика». Они воспринимают это как нечто из разряда революционизма – идут против системы, устоев. Былые достижения не должны стоять выше спортивных результатов – их кредо последних лет. Они, в разумном большинстве, понимают, к чему сулит смена тренера, готовы принять ливерпульское бултыхание, а самые рьяные даже могут покичиться тем, что готовы принять вылет в чемпионшип с честью. Лишь бы не с нелюбимым в борьбе за унизительный «трофей» – четвертое место.

Не знаю, у какого клуба существует по накалу и некому яростному, даже ненавистному настроению друг другу, вот такого рода раскол на равнозначные лагеря. Если бы в рамках клуба «Арсенал» была бы возможность вести соревнование между организацией Венгера и условной другой без него (FC Arsenal vs FC Arsene), то эти игры бы обретали такой элемент дербийности и антагонизма, что и северолондонскому противостоянию бы не снилось. Случай хоть и не самый позитивный, но уникальный в своем роде.

В самом расколе по большому счету выявляется тип личности каждого, соотносящего себя к той или иной стороне. АКВ и АМG – это не клеймо, это отдельные индивиды и типы личностей. Если человек достаточно в теме, понимает клубную обстановку и примерные подводные камни, следит за отчетностью и интервью с новостями знает, что было лет 10 назад и размеренно воспринимает нынешние реалии, то ему ничего не помешает самоопределится в этой плоскости.

Аквшники – люди, которые чувствительны поболее революционеров. Их спектр чувств широк так же, как просторы пуховика любимого тренера. Явно сентиментальные, кто-то в меру наивен, особенно женская половина. Но это точно преданные по жизни ребята – великое качество, кстати. Само собой позитивно мыслящие и некие живчики общества. Наверное, активисты – где-нибудь на студвесне ярчили или шутки шутили в клубе веселых и находчивых. Возможно, даже могут на ложках сыграть «Реквием по мечте». Для них дороги отголоски той связи с чем-то великим, символика этого величия и ее олицетворение. Они рады тому, что у них есть этот смысл и повод для веры. Некое бремя, которое только избранным суждено пройти и с честью стерпеть все преграды и обойдя черные полосы, вступить на белую с чувством «я верил и это случилось». А кто не верил, пусть проваливает из под лучей этого солнца - «болей за Барсу или Сити, глор». Это как ставить на лошадь, которая когда-то была регулярным фаворитом и брала почти все забеги, но со временем сдулась. В знак того прошлого величия, они продолжают на нее ставить, пусть и чуть меньше былого, но верят, что какой-нибудь, да заездик она возьмет и тогда они размахивая буклетом с победной ставкой гордо и довольно собой будут счастливы от этого элемента дежавю. Но эта вера – бремя очень тяжелое, когда речь идет о том, чему сбыться суждено в случае чуть ли не 10/1. Они и есть отображение своего тренера – Арсен Венгер в каждом интервью говорит «I believe», а не «все пропало». Он иногда оговаривается тут же добавляя «я думаю, предполагаю», но все прекрасно понимают, что Арсен живет верой, а не домыслами или предположениями. Он всегда так работал.

Есть элемент привязанности – на нем и строиться почти вся вера. Привязанность – одна из разновидностей страха, к слову. У Хорнби боление за клуб – брак. Аквшники похожи на примерных жен, к которым муж давно не испытывает того влечения медового месяца, частенько засиживается на работе, от него иногда несет чужими духами, может даже ударить в пылу ссоры. Он изменился до неузнаваемости, но она его терпит и верит, что изменится (в следующем сезоне мы уж поборемся). Боится уйти, потому что с ним столько связано, ищет оправдания всем поступками (денег не дает Кронке, а не он не хочет тратить). Искать кого-то – ну кому я сейчас могу быть нужна? С кем мне будет лучше, чем с ним в те первые медовые годы?

И все гунеры были аквшниками. В этом действительно есть что-то от религии. Атеистами вряд ли становятся с ходу. Им давали поводы для этого. Они формировались после определенных событий и течений своей жизни. Реагировали на это и становились с каждым таким случаем теми, кем являются сейчас. Амгшники – реалисты и никогда не примут за чистую монету весть о том, что Арсен возьмет 70 млн. и потратит их на «top quality players». Аквшники всегда будут воспринимать их негативно мыслящими, чей стакан наполовину пуст. Да, это разочарованные люди, не терпящие обмана и предательства. Они злопамятны, возможно. Возможно, их предавали те, кого они любили или были близки. Или просто они лишь требовательнее. Маскималисты. Желают лучшего и не хотят довольствоваться меньшим. Но они ни чем не лучше аквшников, как и не хуже - факт.

Среда гунеров – это по сути своей и есть отголосок борьбы сердечной веры против внутреннего разума. Религии и атеизма, любви и ненависти. И он закован в этой ранее братии, а сегодня культа тренера и противного лагеря неверующих. Работа Арсена Венгера в «Арсенале» несколько лет назад стала религией, которую приняли миллионы по всему миру. Они приняли идеи революционного и сексуального футбола по его приходу в клуб в конце прошлого столетия, позже приняли переезд на новый стадион. Вместе с этим получили непобедимых с Анри и Пиресом с Беркгампом. Не слишком давно они приняли молодежный-инкубаторский проект, они приняли крах этого проекта, они приняли политику покупки возрастных игроков (в прошлом туре «Арсенал» сыграл самым возрастным составом за последние семь лет – 27 лет и 351 день). Они приняли перспективы бритишкора и так же верят, как сам тренер, что из Рэмси, Гиббса, Уилшера, Дженкинсона, Уолкотта – вырастет поколение, которое приведет клуб к успехам. Успехам, которые клуб не видел почти восемь лет. И это они приняли, оправдывая все тем, что железки не так важны, как романтизм величайшего тренера, его идеи и философия существования и путь футбольного клуба.

Римский? Папа Лондонский.

У всякой религии свои атеисты. По сути религия – не полноценна, если у нее нет противников. Хемингуэй называл атеистов «думающими людьми». Не думаю, что он хотел принизить умственные способности верующих. В том-то вся правда, что одни привыкли думать и строить расчеты, основываясь на логике и здравом смысле, другие же на вере и своей любви к объекту веры, чем-то духовном, сакральном, не материальном. Аквшниками и амгшникам не чужды эти понятия. Разницы в том, у кого и что преобладает.

Кто-то хуже? Никто не лучше. Не надо никого мирить и крестить мизинцы. Аквшник и амгшникик все равно будут сидеть за кружкой пива и чокаться за здравие великого тренера. Его величие тоже ничто не отменит. Ни работа в Краснодаре, ни провальный сезон 13/14, ни продажа Джека Уилшера в стан проклятого «МЮ». И нужно понимать не то, что одни хотят будущего без него, когда другие с ним, а то, что после неминуемого ухода величины их обоих одолеет почти добрая и ностальгическая грусть о былых и лучших временах великой команды, которую и тот и другой любят одинаково и за одно и то же.

Я не знаю, как закончить. Думал-думал, но не нашел подходящих слов, чтобы лаконично подытожить. С этим конфликтом примерно так же. Думаю, что после ухода Венгера будет без изменений. Не потому, что новый тренер может оказаться таким же (дай бог, кстати) или мы просто разучились быть в мире. Тренер поменяется, руководство и владельцы, игроки, - это не повод. Мы-то те же и личность нашу вряд ли можно подвергнуть переменам. Незначительно если. А в целом все будет точно так же, только сменится имя, поменяется объект веры и нелюбви.

Но что точно - таких же расходов во мнении и отношении к нему, гаммы и спектра различных чувств за все эти годы, вряд ли в скором времени кто-то сможет добиться и вообще добьется. Поскучать придется всем, даже самым рьяным амгшникам, чтобы они не плели.