Интервью на двоих. Джеррард и Каррагер: братья по крови
После 15 лет в одной команде Каррагер и Джеррард знают друг друга лучше, чем некоторые жены своих мужей. Но рано или поздно их пути разойдутся. Когда они объявят о своеобразном футбольном разводе?
Джейми Каррагер: С чего бы нам начать… С тренера? Стиви, хочешь говорить первым?
Стивен Джеррард: Роджерс неукоснительно следует своим игровым идеалам. Если они не работают, Брендан не станет менять стратегию. Роджерс будет улучшать тактику, а не придумывать план Б и план В.
Каррагер: Конечно, все тренеры разные, у каждого свои мысли. Брендан хочет, чтобы мы больше контролировали мяч. У нас получается все лучше и лучше, так что результат не заставит себя ждать.
Джеррард: Наши предыдущие тренеры требовали забрасывать мяч далеко, если команда уступала в счете. Роджерс же просит проводить атаки постепенно, выводить игроков на ударную позицию разрезающими передачами. В этом и заключается наша тактика. Мы еще только начинаем перестраиваться, но все в команде уже осознали тренерскую философию. Так что, думаю, мы на верном пути.
— Можно ли сравнить Роджерса, скажем, с Бенитесом?
Каррагер: Я любил играть под руководством Рафы. Его тренировки серьезно улучшили мои защитные навыки. Если рассматривать футбол со стороны обороны, Бенитес — лучший тренер, которого я только встречал.
Джеррард: Он серьезно помог нам, команде. Рафа — тренер категории «топ». Конечно, с некоторыми другими специалистами у меня складывались более теплые отношения, но как профессионал Бенитес безупречен.
— Вы удивились переходу Бенитеса в «Челси»?
Каррагер: Если честно, да. Полагаю, он очень хотел вернуться к тренерской деятельности. К тому же Рафа всегда мечтал поработать с командой, сражающейся за чемпионство. Но я поражен ситуацией с фанатами (поворачивается к Джеррарду). Думаю, ты не сменил за всю карьеру ни одного клуба, лишь бы не портить отношения с болельщиками…
Джеррард: (кивает).
Каррагер: Слушай, Рафа долгое время был без работы, поэтому воспользовался первой же возможностью вернуться.
Джеррард: Не забывай, что случилось с ним в «Интере». Дела Бенитеса в Милане шли не лучшим образом. Не думаю, что после поездки в Италию он был засыпан предложениями от других клубов. Поэтому, когда «Челси» вышел на связь, Рафа начал цепляться за эту должность обеими руками. Думаю, болельщики «Ливерпуля» были поражены новым местом работы Бенитеса. Но они по-прежнему уважают Рафу. Хотя, конечно, неприятно видеть его в стане врагов.
— В отличие от иностранцев, вы зачастую смотрите на положение дел в клубе с позиции болельщиков, а не игроков…
Джеррард: Есть такое. Мы и сами можем назвать себя болельщиками «Ливерпуля». Мы понимаем, чего фаны требуют от игроков. Одна из черт Каррагера, которая за все эти годы не изменилась, это желание побеждать для болельщиков.
Каррагер: Разница между местными и иностранцами, безусловно, существует. Когда ты проигрываешь, то переживаешь не только как футболист, но и как болельщик. Разочарование от неудачи мы несем со стадиона домой. Я подметил эту особенность с первого моего матча в составе «Ливерпуля». Нельзя сказать, что приезжие не хотят побеждать. Но неудачи они переживают куда более спокойно.
— Важно ли иметь мерсисайдцев в стартовом составе?
Каррагер: Да, но на первый план всегда должно выходить мастерство игроков. В идеале они должны быть и талантливыми, и родом из Ливерпуля.
Джеррард: Очень важно, что фаны уважают воспитанников «Ливерпуля». Но, как правильно говорит Джейми, класс превыше всего. Нельзя выбирать состав, руководствуясь сентиментальными чувствами. К тому же местная молодежь должна чувствовать ответственность перед клубом. Многие, только попав в обойму, забывают, какая им предоставлена честь.
Каррагер: В последнее время на трансферы тратятся, если не сказать выкидываются, огромные деньги. Так что свои воспитанники выгоднее и с финансовой точки зрения.
— Стивен, когда вы впервые пересеклись с Каррагером?
Джеррард: Мне было лет 16, когда я первый раз встретил тебя, так?
Каррагер: Верно.
Джеррард: В академии мы вместе не играли. Джейми чуть старше меня, поэтому, когда я впервые увидел его в подтрибунном помещении, он уже был в первой команде. С тех пор Каррагер постоянно издевается надо мной!
Каррагер: Да ладно, не припомню, чтобы я тебя третировал, по крайней мере, без причины! Я старше, поэтому должен приглядывать за молодежью, появляющейся в «Ливерпуле». Когда впервые увидел Стивена, сразу понял, что он пробьется в основу. Вопрос только — когда? Уже после первых занятий было ясно, что Стиви далеко пойдет.
— За годы выступлений в «Ливерпуле» каких только титулов вы не завоевали…
Каррагер: Многие сразу вспоминают победу в Лиге чемпионов. Но хет-трик в 2001-м (Кубок лиги, Кубок Англии, Кубок УЕФА) был еще большим достижением.
Джеррард: Но разве финал в Стамбуле не затмевает тот сезон?
Каррагер: Лигу чемпионов можно выигрывать каждый сезон. Но мало кто сможет повторить наше достижение образца 2001 года. Это огромный подвиг — выиграть три кубковых турнира подряд. И тяжело приходится не только в финалах. Вспомните ожесточенные четвертьфиналы, полуфиналы. Каждая победа давалась непросто.
Джеррард: Во второй половине того сезона решающие матчи следовали один за другим.
Каррагер: Стоит отдельно упомянуть викторию над «Бирмингемом» в финале Кубка лиги. Та победа дала нам толчок, без которого мы не справились бы с «Арсеналом» и «Алавесом».
— Есть еще нерассказанные истории о стамбульском финале?
Джеррард: Вряд ли, все только о нем и спрашивают! Мы не могли упустить ни одной детали, иначе болельщики нас не поняли бы.
Каррагер: Ты говорил, что должен был пробивать последний пенальти, до которого очередь так и не дошла?
Джеррард: Да, думаю, люди знают об этом. Если нет, то теперь точно знают (смеется). Большое облегчение, что мне не пришлось исполнять послематчевый 11-метровый. Пришлось бы очень сложно. Если забиваешь — получаешь кубок, а если нет… Хорошо, хоть Дудек спас меня. После того сэйва будто гора упала с плеч.
— Как вы относитесь к той победе спустя много лет?
Каррагер: Это была вершина моей карьеры. Выиграть самый значимый трофей на Земле, да еще таким образом…
Джеррард: Соглашусь с Джейми. Завоевать три титула за сезон, конечно, замечательно, но выиграть Лигу чемпионов почетней.
Каррагер: Многие со мной не согласятся, но, по-моему, Лига чемпионов важнее внутреннего первенства. И даже несмотря на то, что я никогда не выигрывал национальный чемпионат, ни за что не променял бы его на Лигу чемпионов.
— После стамбульского финала Джеррардом интересовались многие клубы. Джейми уговаривал вас остаться?
Джеррард: Конечно, я посвятил Джейми во все трансферные дела. Естественно, он посоветовал мне никуда не уходить. Другого совета Каррагер дать и не мог: для него «Ливерпуль» превыше всего.
Каррагер: Джеррард входит в число футболистов, которых мечтает видеть у себя любой клуб мира. Считаю, Стиви — один из самых преданных игроков в европейском футболе. Некоторые клубы, которые интересовались Джеррардом, в последние годы добились большего, чем мы. Многие на его месте бы ушли бы. Но не Стиви. Есть кое-что важнее трофеев, не так ли?
Джеррард: Конечно. Когда ты молод, очень важно, чтобы вокруг тебя находились более зрелые одноклубники. С опытными игроками всегда можно посоветоваться.
— Помните финал Кубка Англии-2006?
Каррагер: А, финал имени Стивена Джеррарда? Его ведь теперь так называют, верно?
Джеррард: (смеется). Не важно, главное, что мы победили.
Каррагер: Ты был живой, когда объявляли количество добавленных минут?
Джеррард: Силы едва оставались. Было невыносимо жарко, ноги сводило в судорогах. К тому же мы недооценили «Вест Хэм». Думали, что обыграем его с разницей в два-три мяча. Но для многих «молотобойцев» это был важнейший матч в карьере. Они сразили нас стартовым натиском. Но отдадим должное нашим парням: все-таки нам удалось повернуть игру в свою сторону.
Каррагер: В финале ты был неотразим. Благодаря тебе мы взяли Кубок. Тот сезон вообще выдался отличным: третье место, в одном балле от «Манчестер Юнайтед». Плюс замечательный кубковый рывок, мы опять переиграли «Челси» в полуфинале.
Джеррард: Каждый финал был особенным. Сейчас очень приятно вспоминать те сумасшедшие матчи, зная, что ты стал частью истории.
— А какие впечатления остаются от выступлений за сборную Англии?
Джеррард: Думаю, ни один игрок сборной Англии нашего времени не может назвать свою карьеру в национальной команде успешной. Нам никак не удается пройти дальше четвертьфинала. У каждого игрока собралась целая серия неудач.
Каррагер: Мне повезло принять участие в чемпионате мира. Но карьера Стивена в сборной была куда ярче моей. Если честно, я мечтал достичь в национальной команде большего. Так вышло, что на моей позиции выступали более мастеровитые игроки. Главное разочарование заключается не столько в результатах, сколько в малом количестве поединков за сборную.
Джеррард: Последние годы в национальной команде были самыми удачными. В молодости я не мог постоянно играть на высоком уровне, теперь же мне более или менее удается обходиться без спадов. Возможно, в этом помогла капитанская повязка. Мне нравится чувствовать повышенную ответственность, и я горжусь этой ролью.
Каррагер: Не поймите меня неправильно. Хоть я и не достиг всего, чего хотел, каждая игра в футболке национальной команды была огромной честью для меня. Я вырос на матчах сборной Англии на мексиканском и итальянском мундиалях. После таких турниров только и мечтаешь оказаться на месте игроков национальной дружины.
— Серия пенальти в футболке сборной Англии отличается от 11-метровых в составе «Ливерпуля»?
Джеррард: Любой 11-метровый — огромная ответственность. Только на тренировках реализовывать пенальти легко. Страх промахнуться в официальной игре зашкаливает. В 2006 году Джейми жутко не повезло: судья заставил его перебивать 11-метровый. Считаю, рефери тогда ошибся. Что касается меня, то я реализовал свой последний пенальти в составе сборной, но не хотел бы подойти к «точке» еще раз.
Каррагер: Пенальти в Германии стоит особняком. Я был настолько сфокусирован на том, куда буду бить, что совершенно забыл о судье. Нужно было дождаться свистка. Я серьезно поплатился за свою ошибку. Но я не из тех, кто плачет о неудачах в послематчевых пенальти. Это лотерея. Она может закончиться как угодно.
Джеррард: Незасчитанный пенальти ты исполнил здорово. Надеюсь, на следующем турнире удача будет сопутствовать нам. Мне не терпится преодолеть этот злосчастный четвертьфинал!
— Думаете, получится?
Джеррард: Нужно быть реалистами. Мы не являемся фаворитами. Сборная Англии находится в группе из 8-10 команд, каждая из которых будет претендовать на высокие результаты в Бразилии. Но кто знает, в какой форме сборные подойдут к турниру? За это время многое может произойти, поэтому поживем-увидим.
Каррагер: Прежде всего, нужно успешно квалифицироваться на чемпионат. Затем следует учесть, что выступать придется на другом континенте с незнакомым климатом. Играть будет намного сложнее. Думаю, хорошо дойти хотя бы до 1/4 финала. Стиви хочет пройти этот барьер, но давайте ставить более реальные цели. Это будет важнейший турнир для латиноамериканских команд. Скорее всего, победит кто-то из них. У Уругвая, Аргентины и Бразилии очень крепкие сборные, к тому же на их стороне будут армии болельщиков. Так что оказаться в числе восьми лучших команд будет большим успехом. А если удастся выйти в полуфинал, то произойдет чудо.
— Кто победит: команда из одиннадцати джеррардов или одиннадцати каррагеров?
Каррагер: Тут даже думать не надо. Конечно, команда джеррардов!
Джеррард: (смеется). Думаешь? Я поставил бы на скучную нулевую ничью. Никогда тебе не забил бы, да и ты вряд ли сумел бы отправить мяч в мои ворота.
Каррагер: (смеется). Зато в нашем активе будет два сухих матча!
— На поле вы выглядите солидно. А за его пределами? Кто, например, хуже одевается?
Джеррард: (поворачивается к Каррагеру). Ответишь что-нибудь?
Каррагер: (смеется). Эмм… В твоем гардеробе полно всяких отбросов, верно?
Джеррард: Думаю, за эти 15 лет мы оба когда-нибудь носили всякую дрянь. Но мы стараемся одеваться как остальные жители Ливерпуля. Мы не хотим выделяться. Может, наш стиль не нравится лондонцам и другим приезжим, но так уж повелось.
— Вы уже представляете себе, где окажетесь лет через пять?
Джеррард: Не знаю. На днях как раз разговаривали на эту тему. Хочу остаться в футболе. Не важно, в качестве работника клуба или журналиста.
Каррагер: Тоже вряд ли отойду от игры. Посмотрим, чем нам предложат заняться после окончания карьеры. Тогда и решим, как будет лучше для нас и наших семей.
FourFourTwo, март 2013
Фото: telegraph.co.uk, fotball.aftenposten.no, mirrorfootball.co.uk, propaganda.photoshelter.com, thefa.com, skysports.com
Вопрос про одиннадцать Каррагеров и Джеррардов особенно понравился.