Бундеслига и ТВ. Часть 2
Часть 2. Две модели показа. Конфликт. Расторжение соглашения
Две модели показа Бундеслиги на бесплатном ТВ
Весной 2008 года DFL совместно с Sirius разработала и представила на утверждение в антимонопольный комитет Германии две возможные модели показа Бундеслиги на бесплатном ТВ. Партнёры уже тогда понимали, что полностью отдать чемпионат Германии “на откуп” кабельным и спутниковым каналам им никто не разрешит, - они, впрочем, и не стремились к этому. Более того, DFL заявляла, что обеспечить присутствие Бундеслиги на бесплатном ТВ - одна из задач Лиги. Потому и предлагались два сценария, каждый из которых имел одинаковые шансы на итоговое утверждение. Лига заявляла, что показ Бундеслиги как на бесплатном, так и на платном ТВ – самая правильная для немецкого рынка концепция, поэтому Бундеслига ни в коем случае не ушла бы только на платное ТВ. Соответственно, после согласия антимонопольного комитета и объявления тендера, бизнес с бесплатным ТВ строился бы следующим образом: заинтересованные каналы делали бы предложения по покупке прав на основании одной из моделей, но какая из двух в конечном итоге была бы утверждена, зависело от решения уже непосредственно членов DFL.
Кстати, в интересах телевидения DFL даже предложила с сезона-09/10 изменить существующий игровой план и время начала матчей. В целом, новое расписание было рассчитано на получение дополнительных доходов от ТВ за счет, грубо говоря, разброса поединков во времени – Лига предложила чаще начинать матчи, чтобы меньше поединков игралось одновременно. Довольно логичное решение, за счёт которого футбол на телеэкранах занимал бы больше времени. Так, что касается Первой Бундеслиги, то, например, для привлечения большего интереса к воскресным поединкам, DFL предложила в субботу играть на один матч меньше (не 6, а 5), перенеся его как раз на воскресенье, а непосредственно в воскресенье начинать все матчи не в одно время – в 17:00, как это происходило несколько последних сезонов, а два матча - уже в 14:45, оставив на 17:00 один топ-поединок. Время же пяти субботних игр менять не предусматривалось – 15:30. Согласно новому игровому расписанию, традиционно одна пятничная игра оставалась – в 20:30, но до 8 раз в сезон она могла быть перенесена на это же время, но только на субботу, - так происходило бы, когда на неделе в среду играла бы сборная Германии… Забегая вперёд скажу, что игровой план в итоге действительно был изменён, но не так, как предлагала DFL изначально, хотя и во многом похоже. Здесь важно другое. Необходимо обратить внимание именно на то, как DFL хотела отождествить новое расписание с показом Бундеслиги на бесплатном ТВ.
Углубляться в первую модель не будем – скажу лишь, что она была очень похожа на то, как показывалась Бундеслига на бесплатном ТВ в последние пару лет и предусматривала начало Sportschau по субботам до 20:00. Понятно, не эта модель стала «яблоком раздора», и антимонопольный комитет внимания конкретно на неё не обратил. Необходимо изучить вторую модель, "альтернативную".
Вторая модель предусматривала передачу полноценного обзора пятничной и субботних игр, начиная только с 22:00 в субботу (было понятно, что ARD не захочет снижать планку и среди бесплатных каналов будет лидером в показе Бундеслиги; так что на 22:00 должны были перенести классическое “Sportschau” телеканала ARD, которое с обзором игр выходило в 18:30). В качестве «компенсации» за столь поздний субботний показ предполагалась передача раз в две недели в прямом эфире воскресной топ-игры в 17:00. Плюс ко всему, каждое воскресенье сразу после завершения всех матчей (в 18:45) – их обзор. Но и это еще не всё. До восьми субботних поединков в сезоне - те, которые из-за переноса игрались бы в 20:30 (эти субботние поздние игры получали бы статус «игры месяца» - “das Spiel des Monats”), были обязательными к передаче в режиме LIVE вообще при любой модели. Немного запутанно, но разобраться можно.
Из-за второй модели начались недопонимания между антимонопольным комитетом с одной стороны и DFL и Sirius – с другой.
Конфликт между антимонопольным комитетом и Sirius/DFL
Формально DFL и Sirius определенные требования не нарушали, ведь Бундеслига в должном объёме продолжала присутствовать на бесплатном ТВ. «Нет никаких предпосылок к тому, что Бундеслига исчезнет с бесплатного телевидения. Обе схемы предусматривают обширное присутствие Бундеслиги на общедоступном ТВ. Этим, кстати, наш чемпионат отчетливо выделяется на фоне других европейских топ-лиг», - заявлял пресс-секретарь DFL Кристиан Пфенниг, намекая на то, что, мол, почти во всей Европе футбол ушел на платное ТВ. Но антимонопольный комитет посчитал, что столь поздний эфир в субботу, - не что иное, как нарушение принципов «честной конкуренции» и обеспечение платным телеканалам абсолютного приоритета в показе матчей. Эксклюзивность, актуальность и банальный интерес, - всё было бы на стороне именно платных каналов. И, соответственно, получился бы значительный «крен» в сторону платного телевидения среди зрителей: поклонники футбола в Германии были бы вынуждены в субботу так или иначе обращаться к платному ТВ, если не хотели ждать относительно позднего вечера. Государственный орган тут же выдвинул своё требование, которого он держался до самого окончания истории: ведомство согласно дать «зелёный свет» на объявление тендера лишь в том случае, если при альтернативной модели обзор игр в субботу будет перенесен с 22:00 на время до 20:00. Но DFL и Sirius это требование категорически не устраивало. Начались споры, при которых обе стороны не хотели уступать друг другу. Тогда еще никто не знал, что взаимные препирания в результате закончатся не найденным решением, а крахом сотрудничества Sirius и DFL.
Например, один из руководителей DFL Кристиан Зайферт апеллировал тем фактом, что в случае удовлетворения требований комитета упадут ТВ-доходы, а дело еще в том, что уровень доходов от продажи телеправ напрямую влияет на успехи немецкого футбола на европейской арене: «Мы на верном пути к тому, чтобы активно помешать развитию немецкого профессионального футбола. Даже для зрителей гарантия того, что обзор Бундеслиги на бесплатном ТВ будет показываться по субботам до 20:00 – лишь на первый взгляд хорошо. Лига находится в постоянной конкуренции с первенствами Англии, Германии, Испании, где существенно больше доходы от телевидения, чем у нас. Если пропасть между нами и, например, Англией будет расти и в дальнейшем, шансы немецких клубов на успех в Еврокубках автоматически будут падать – даже просто потому, что не хватит денег на суперзвезд. А никакой болельщик не захочет, чтобы звезды экстра-класса играли лишь за рубежом». «Футбол, особенно профессиональный, решает большие задачи, для достижения которых необходимо серьёзное финансирование – значительной частью из средств, вырученных от ТВ», - придерживался того же мнения Райнхард Раубалл.
Жесткой критике подвергли требования государственного ведомства и частные платные телеканалы. Их объединение VPRT, в котором представлены такие компании как RTL, ProSiebenSat.1 и Premiere, и вовсе упрекнуло антимонопольный комитет в лоббировании интересов ARD.
Однако DFL заявляла и вела себя, будто готова к поиску путей выхода из возникшего конфликта. Но готовность и претворение готовности в дело – вещи разные, и дальше тупиковых переговоров и предложения незначительных изменений ситуация не зашла.
Тем временем уже пришел июль, и 23 числа в Бонне антимонопольный комитет вновь подтвердил, что компромисса между ним и DFL не найдено, и требования о разрешении объявления тендера опять отклонены. Хватаясь за последние надежды все-таки добиться своего и «сломить» государственный орган, DFL пыталась убедить госведомство, что несмотря на поздний эфир в субботу, на бесплатном ТВ Бундеслига всё равно будет присутствовать в достойном объёме. В конце концов, партнёры предложили помимо Обзора игр в 22:00 передавать по субботам по цифровому телевидению так называемое «Mini-Sportschau» в 19:30. Однако предложенные DFL пустяковые изменения, как и прогнозировалось, антимонопольный комитет не удовлетворили. Реакция ведомства была прогнозируемой: широкого распространения цифровое ТВ пока не имеет, очень мало домов располагает таким видом телевидения. Глава антимонопольного комитета Бернард Хайцер строго объяснил, что если DFL и дальше будет настаивать на своём, не предлагая качественно нового пути выхода из ситуации, очень скоро будет окончательно объявлено о полном запрещении таковой модели продажи прав.
Также существовал ещё один вариант: несмотря на противоречия с комитетом, Sirius и DFL тендер объявили бы, чтобы спровоцировать со стороны ведомства официальное запрещение, ведь до сих пор решения комитета носили так называемый “рекомендательный характер”. В этом случае стало бы возможным направить против ведомства иск в суд. С помощью судебного процесса, возможно, нашелся бы выход из тупиковой ситуации. Но продолжения эта авантюрная история с судом не получила…
Стало очевидным, что шансов на спасение сотрудничества между Sirius и DFL почти никаких не осталось.
Расторжение соглашения между Sirius и DFL
Итак, занимательная история клонилась к концу. В начале сентябре стало ясно, что будущие ежегодные 500-миллионные надежды DFL окончательно рухнули. И хотя договор между Sirius и DFL пока официально расторгнут не был, DFL объявила, что вскоре телеправа по-новому будут выставлены на продажу, - разумеется, уже без участия фирмы Sirius. Об этом сообщил заместитель председателя DFL Питер Петерс. Конкретная дата пока не называлась, говорилось лишь, что в «следующие» месяцы – но в любом случае, продажа телеправ должна была состояться до марта 2009 года (именно на март было назначено регулярное лицензирование клубов Бундеслиги, и все финансовые возможности и намерения клубов обязаны к этому времени быть утверждены, в том числе доходы от ТВ). На вопрос, будет ли Лига все-таки подавать в суд на антимонопольный комитет, Петерс ответил, что формально они не могут на это решиться, «ведь не существует тех официальных заявлений ведомства, против которых мы могли бы подать в суд. Всё носит рекомендательный характер». В тот же момент представитель фирмы Sirius ехидно критиковал виноватое во всей ситуации государственное ведомство, отмечая, что ввиду принятого комитетом решения конкурентоспособная продажа прав вообще невозможна.
Таким образом, попытки спасти сотрудничество окончательно прекратились, и в середине сентября было объявлено, что к концу месяца (к 30 числу) DFL должна прекратить всякое сотрудничество с фирмой Лео Кирха. Собрание руководства Лиги состоялось во Франкфурте-на-Майне 25 сентября, когда и было официально расторгнуто соглашением с медиамагнатом. «Государственное ведомство своими требованиями лишило наше сотрудничество основ. Обдумав все возможные действия и последствия, руководство Лиги решило прекратить отношения с фирмой Sirius», - объяснял неизбежный и давно ожидаемый шаг Райнхард Раубалл. «Мы понимаем решение Лиги. Так сложились обстоятельства. Желаем Лиге успехов в продаже телеправ», - спокойно высказался представитель фирмы Лео Кирха.
Таким образом, безуспешно закончилась и вторая попытка медиамагната иметь бизнес с высшим эшелоном немецкого клубного футбола. Представители некоторых команд, приличная часть чьих бюджетов складывается из доходов от ТВ, высказывали серьезные опасения по поводу возможных финансовых потерь из-за расторжения контракта с фирмой Sirius.
Теперь DFL предстояло пройти весь путь заново…