4 мин.

Нервяк. Что стоит за этим словом, передающим суть победы в Кардиффе

Такого матча у нашей сборной хиддинковского периода не припомню. Это был совсем непривычный матч; после игры, обмениваясь впечатлениями с коллегами, с персоналом сборной, с игроками, то и дело слышал слово, которое и сам не раз повторял на разные лады в телерепортаже: нервная игра. На нервах играли. Нервяк.

ЯНБАЕВ КАК СИМВОЛ

Говорилось это слово с удовольствием, глаза сверкали, светились улыбки – как это ни покажется кому-то странным. Так же, помните, у Толстого пожилой полковник в разговоре с молодым адъютантом «не сдерживал счастливой улыбки, звучно отрубая красивое слово «наповал».

Игроком матча был Янбаев. Не потому, что был он лучшим, хотя одним из – это обязательно, а потому, что игра Рената по своему собственному сюжету была матчу совершеннейше подобна. Он начал нервно, путаясь в позиции, ошибался. Потом взял себя в руки, перед перерывом при поддержке Аршавина раскочегарился слева так, что на эти минуты даже не могло прийти в голову вспомнить о Жиркове – и во втором тайме бился вместе со всей командой.

Вы скажете – что нам Уэльс… Ну, а я вам скажу, что и сейчас то же можно сказать. Игра на игру не приходится. С тем, почему команда в первые минуты словно забыла, как важен этот матч, пускай разбираются тренеры. Ясно, что здесь проблема настроя по преимуществу; ясно и то, что о нюансировке этого процесса рассуждать, будучи сторонним наблюдателем, бессмысленно.

А вот то, что такой матч мы провели и занесли в свой опыт – точно позитивный факт.

Почему? Да потому, что мы увидели: сборная способна не теряться, когда игра у нее не клеится. Позитив в том, что не стали ждать у моря погоды, не стали искать внезапных озарений и на лидере тоже пахать – мол, вытаскивай – не стали. А действовали методично. Пропустили несколько ударов, потом прибрали к рукам мяч, потом придавливали Уэльс все глубже, все бесповоротнее… Гол Семшова, а точнее, то, как он был приготовлен (аршавинская пауза и пас в тот самый момент, когда контур партнера выглянул из-за защитника – ах, ах, ах!), ведь тоже из этого созрел – соперник уже досиживал, запертый, в своей штрафной, как в последнем бастионе крепости.

Но и тут дело не встало на место. Уэльс заковырял нам ответный гол. И ведь дальше было гораздо труднее – Аршавин уже «встал», заменами игру было легче сломать, чем выправить, потому что оставлять на поле трех нападающих при одном потерявшем мобильность опасно, а снимать лидера еще опаснее. Но опять переломили. Что сказать? Спасибо, Уэльс, за урок.

ТРЕВОГА КАК НОРМА

Я не восхищаюсь этой игрой. Никоим образом. Просто я не думаю, что у сборной есть сколько-нибудь системный кризис. Не скрою, меня беспокоит, как штаб справится с новой проблемой, от которой мы стали отвыкать, – с балансировкой состояния игроков, выступающих в разных турнирных циклах (у легионеров весна, у нас осень). Меня отчаянно беспокоит, что у сборной как минимум четыре позиции, на которых резерва или вообще нет, или практически нет.

И еще меня беспокоит то, о чем многие говорят. А именно то, что игра сборной действительно не вполне напоминает ту, времен Евро. И тут нет ни мистики, ни недоработок: фирменная черта стиля нашей команды на Евро – скорость, мощь, маневр. Все это возможно тогда, когда есть серьезное время на подготовку. Когда силы игроков приводятся к общему соответствию. Но сейчас это объективно невозможно. А играть остается с главным соперником. С командой, которая не уступает нам в классе (если только в классе лидеров), которая, вполне возможно, свежее, которая, как и мы, не допускает мысли, что можно проехать мимо чемпионата мира…

Но по этим поводам можно только тревожиться. Ведь ответы на них могут быть даны лишь с течением времени. А тревожиться – это самое наше, болельщицкое дело. Если б мы не тревожились, кто б мы тогда были?

ГОЛ КАК РАБОТА

А игра с Уэльсом прошла. Согласен с коллегой Севидовым – хорошо то, что хорошо кончается. Мы увидели в этом матче, что команда готова бороться за победу и добывать ее даже в матче, в котором все складывается против, когда периодически все валится из рук. Нормальная у нас команда, хорошая.

Может, теперь перестанут рассуждать о Павлюченко как об отстающем, кстати. Парень вышел, чтобы забить. Это я не о настрое – это я о задаче. Он начал работать над этим с первого касания мяча. Он выполнил эту работу. Гарри Реднапп просто не умеет это использовать. А сборная умеет. И нечего ориентироваться на Гарри Реднаппа. Мало ли, может, он дурачок просто.

Колонка из газеты «Советский спорт»