Он был Динамовской породы
В наше время принято восхищаться звездами современного футбола. Причем по большей части зарубежного. Про героев былых времен мы вспоминаем все реже и реже. Про тех, кто стоял у истоков нашего футбола мы знаем вообще очень мало. В основном, как говорится, "по рассказам дедов да геройским орденам". Это вполне объяснимо, в наше время остались только редкие фотоснимки и ретрокадры баталий 40-ых, 50-ых и 60-ых годов прошлого века.
Один из таких героев прошлого - Эдуард Зарембо. Это человек, о котором я буду помнить всегда, он - легенда белорусского футбола. Один из лучших игроков минского Динамо шестидесятых, вписавший свое имя в историю золотыми буквами. В составе минчан он становился бронзовым призером Чемпионата СССР 1963 года и финалистом Кубка СССР 1965 года. Кто-то скажет: "Тоже мне достижения!" Если учесть, что в истории белорусского футбола было всего одно чемпионство 1982, три бронзы 1954, 1963 и 1983 годов, а так же два финала Кубка 1965 и 1987, то станет абсолютно понятно, почему футболисты Динамо Минск тех лет - легенды! К тому же шестидесятые - это самый выдающийся период истории всего нашего футбола, его звездный час. Быть в одном строю с Эдуардом Малофеевым, Михаилом Мустыгиным, Иваном Савостиковым, Вениамином Арзамасцевым и противостоять Льву Яшину, Игорю Численко, Альберту Шестерневу, Игорю Нетто, Михаилу Месхи, Славе Метревели, Валерию Воронину, Валентину Иванову и другим бесчисленным звездам того времени, значит быть частью самой головокружительной Легенды в истории Советского футбола!
Конечно, я не могу рассказать, как он играл, ведь матчей с его участием никогда не видел. Знаю, что Эдуард Дмитриевич привлекался в сборную Союза в 1965 году и даже провел два товарищеских матча в ее составе. 13 октября 1965 года в шведском Буросе против одного из лидеров местного чемпионата клуба "Эльфсборг". И 20 октября 1965 года на Парк де Пренс против клуба "Стад Франсэ".
Эдуард Зарембо второй слева в нижнем ряду.
Но зато я могу рассказать, каким он был в послефутбольной жизни. Нет, мы не были друзьями или хорошими знакомыми. Эдуард Дмитриевич был моим учитилем физкультуры в школе, и я горд, что имел честь прикоснуться к Легенде, слушать забавные истории из его игроцкого прошлого. И все это из первых уст. Потом с течением времени доводилось читать все эти его воспоминания в различных интервью белорусской прессе и улыбаться оттого, что ты уже в теме.
Для своих лет Зарембо был в то время (когда я учился в старших классах) очень живеньким мужичком (старичком назвать его язык не поворачивается). Помню первое знакоммство с новым физруком, когда Эдуард Дмитриевич предстал перед строем нашего класса в простом спортивном костюме и веселенькой бейсболке с надписью на английском NO FEAR (с англ: не бояться, нет страха). Он сразу же обратил наше внимание именно на эту надпись и сказал, что он действительно никого и ничего не боится. Эти первые секунды его общения с нами, его будущими подопечными, заставили нас улыбаться. Так новый учитель дал нам понять, что он добрый и с ним будет весело. Но издевательского отношения к себе он терпел, хотя и не запоминал "негодяев" среди нас. Помню, один малец повел себя по-хамски на одном из уроков, и Зарембо со словами "пшол вон из зала" выставил проказника с занятия. Но уже на следующем уроке, когда мы играли в футбол, он, наблюдая за нами со стороны, не уставал нахваливать все того же хама словами "хорошо бежит, как рысь"... Эдуард Дмитриевич вообще очень часто любил использовать необычные выражения и обороты.
Естественно главным занятием на его уроках для пацанов был футбол. Футбольной площадки на школьном дворе не было, и мы гоняли мяч на асфальте, вместо ворот были деревья. Легендарный Зарембо наблюдал за нашими матчами, подсказывал, подбадривал, аплодировал голам, успокаивал проигрывающих, а в самые жаркие моменты выступал в роли рефери. Мне кажется, он очень любил свою работу и отдавался ей на все сто. Значит и игроком таким же был. Про его бескомпромисность рассказывают все его современники. Не даром же его в Союзе звали "король подката", как одного из первых футболистов использовавших данный прием! В каком-то журнале даже однажды его назвали самым грубым защитником в отечественном футболе за всю историю. Помню заголовок " У них был Рэмбо, а у нас Зарембо". Но мне кажется, что журналист, написавший сие творение, основывался на простой статистике и чьих-то воспоминаниях тех "бородатых" лет. То бишь сам тоже матчей шестидесятых своими очами не наблюдал. В наше время, например, сложился стереотип, что Ковтун всем ноги "отрывал" и грубее его нет и быть не может.
Наша школа была небольшая, всего два класса в параллели, но футбольные зарубы между "ашками" и "бэшками" проходили всегда в упорной борьбе. Чуть ли не до драк доходило порой. Для таких редких матчей между классами нам нужен был честный судья. И мы нашли его в лице бронзового призера Чемпионата СССР 1963 Эдурда Зарембо. Помню, что по субботам у нас последним уроком была физкультура, а у параллельного класса на один урок меньше по расписанию. Мы попросили Эдуарда Дмитриевича провести наш урок вне школы, в ходе которого мы бы сыграли матч с нашими "вечными врагами" и выявили чемпиона школы. Он согласился. Хотя матч занял гораздо больше времени чем сам урок, а у него быть может были свои какие-то важные семейные дела. Суббота же как никак! Но он отбросил все свои дела и возился с нами, отсудил дерби да еще грамоты для победителей приготовил. Зарембо вобще очень много тратил личного времени на учеников, возил на соревнования, после которых приходилось еще провожать всех до школы, чтоб противники не избили команду (бывали случаи, так как мы играли за все возраста). Зимой заливал каток на школьном дворе до поздна, когда остальные учителя уже пили дома горячий чай! И еще много примеров можно привести.
В ноябре 1997 года, накануне шестидесятилетнего юбилея Легенды, к нам в школу пришел журналист одной газеты (кажется "Советской Белоруссии"), чтобы написать о нашем заслуженном преподавателе. В интервью Зарембо рассказывал уже известные нам ученикам истории про "короля подката". Про то, как однажды спустил с трапа самолета перед вылетом одного горе-журналиста. Про то, за что его в команде прозвали "кефир", а Арзамасцева "витамин". Про то, как нырял в фонтан в Алма-Ате на спор. Этот случай описывал и Эдуард Малофеев:
"Перед поездкой на южные сборы минский «динамовец» Игорь Рёмин захотел постричься наголо. Как-то ему удалось «поймать» на этом нашего одноклубника Эдика Зарембо, который за подобный поступок предложил Игорю 80 рублей. Когда они пришли в парикмахерскую, Эдик взял механическую машинку и выстриг Рёмину полосу от лба к макушке — дескать, теперь-то ты точно пострижешься. Игорь получил свои законные 80 рублей, и тут Зарембо почувствовал, что прогадал. Предложил нам оплатить стрижку Рёмина в складчину, мы согласились. Но Эдик не остановился на достигнутом, и когда команда прилетела в Алма-Ату, Зарембо сказал:
— Видите фонтан у гостиницы. Я могу за 80 рублей в нем прямо в одежде искупаться. Скидывайтесь!
Из воды он вылез очень довольный, отряхнулся и забрал у нас деньги."
Как раз через пару недель после выхода в газете интервью с Эдуардом Дмитриевичем, мы писали в школе сочинение на тему "Герои живут рядом". Именно про него я и писал, использовал в сочинении материалы того интервью. Мое сочинение тогда оказалось самым необычным и одним из лучших в классе. Я долго хранил ту газету дома с фотографией, где Зарембо и мой друг Леха борются за мяч. К сожалению потом в ходе переездов эта статья где-то затерялась.
Эдуард Зарембо был Настоящим Динамовцем, породистым таким. Он был очень предан клубу, переживал и болел за него всегда и после окончания игроцкой карьеры. Как-то на вопрос Goals.by "Почему он не болеет за БАТЭ?" Эдуард Дмитриевич отвечал:
«За борисовский БАТЭ я не болею вообще. Я болею за минское «Динамо». И как бы там борисовчане не играли, я — динамовец. Понимаете? Я всю жизнь провел в этом клубе, отдал ему все лучшие годы жизни, поэтому я не могу менять своих взглядов. Я не изменник. И сейчас переживаю за дела родного клуба. Буду болеть за «Динамо», пока жив."
И в 60 и в 70 лет ветеран был невероятно подвижен и быстр, даже излишне суетлив порой. Но как известно "Динамо" - сила в движении! Иначе и не могло быть. Знаю, что когда я окончил школу, а хозяином минского Динамо стал крупный белорусский предприниматель Юрий Чиж, Эдуарда Дмитриевича часто приглашали на различные клубные мероприятия. Уверен ему было очень приятно, что Динамо не забыло о нем и его товарищах, не забыло о своих Легендах. Белорусская Федерация Футбола тоже часто приглашала Зарембо на чествования лучших футболистов сезона, где он вручал призы лучшим игрокам наших дней. И всегда приятно было видеть его на такого рода мероприятиях, знать что Легенда жива, здорова и продолжает радовать нас.
К сожалению 3 марта прошлого года Его не стало. На 75 году жизни один из самых породистых Динамовцев скончался в городе-герое Минске. Как сейчас помню тот день. Захожу в интернет, почитать новости и тут такое... Сразу отправил СМС тому самому другу Лехе, который позировал с Зарембо для фото в газету. В ответ пришло сообщение: "Очень хороший был мужик. Жаль..." Действительно жаль... Ушла частица Великой истории Динамо Минск. Жаль, что таких людей в наше время все меньше, которые бы несколькими словами могли заставить окружающих улыбаться.
В этом году в канун 23 февраля Goals.by составил список десяти лучших защитников в истории белорусского футбола. И легендарный Зарембо занял там свое законное место. На страницах белорусской спортивной газеты "Прессбол" как-то появился цикл воспоминаний "Матч моей жизни. Беларусь", в котором известные белорусские футболисты возрождали в памяти один день карьеры, один матч - матч всей их жизни! О таком матче рассказали Хацкевич, Гуренко, Алейников, Зыгмантович и Байдачный. Потом правда этот цикл воспоминанний как-то резко прекратился. Очень жаль! Жаль, что мы не узнаем никогда о матче жизни Эдуарда Зарембо. Правда, жаль...
Огромная благодарность, Светлая Вам память и Царствие Небесное, Эдуард Дмитриевич.