7 мин.

Лига Одного: чем для Франции может стать приезд Бекхэма

  

becks

На прошлой неделе из-за Дэвида Бекхэма на Елисейских полях была пробка: Бекс участвовал в рекламной акции Adidas. В ярко-жёлтых кроссовках, с фирменной улыбкой Бекхэм был лакмусовой бумажкой для прохожих, жителей Парижа и туристов, которые заполнили тесный магазин у Триумфальной арки, в надежде получить автограф или фотоснимок.

                    

Этот предел внимания - норма для Бекхэма. Так было в Англии, США, Италии, Испании, так будет во Франции. Но переход Бекса в "Пари Сен-Жермен", шум сопутствующий этому, то, что теперь Виктория будет ближе к исконной индустрии моды, является лишь фоновой акцией в новой масштабной философии одного из главных клубов новой футбольной Европы.

Сейчас у "ПСЖ" открытый кредит. После прихода шейхов у них нет денежного лимита. Это не такая уж и новость для европейского футбола - клубы стали новой игрушкой консорциумов из Ближнего Востока. Но это новость для французской футбольной "Лиги 1". Когда компания Qatar Sports Investment купила "ПСЖ" в 2011-ом году денежные потоки взлетели как на дрожжах. Это уникальный случай для футбольной Франции.

bekcham

В прошлом игроки использовали Францию для создания "своего имени", чтобы после перебраться в европейский "денежный мешок" из Англии или Испании. Теперь за короткий отрезок времени "ПСЖ" сам стал "мешком", скупая таких игроков как Златан Ибрагимович, Хавьер Пасторе, Тьяго Силва, Лукаc и, да, Бекхэм. Всё для того, чтобы стать таким же корпоративным гигантом спорта как "Реал Мадрид" или "Манчестер Юнайтед". С 2011-го года "ПСЖ" потратили на игроков свыше 250 миллионов евро (325 миллионов $) и планируют потратить ещё больше этим летом, ведь в их планы попал Уэйн Руни. В отличие от более неудачных примеров финансовых вливаний, в Париже дают результат - вчера клуб сыграл вничью с испанской "Валенсией" и, по сумме двух матчей, вышел в 1/4 Лиги чемпионов УЕФА.

val

"Руководство "ПСЖ" заинтересовано не только в том, чтобы стать лучшими во Франции, - говорит Лилиан Тюрам, Чемпион мира и Европы, - они хотят стать первыми во всём мире".  "Но я вижу и потенциальную проблему, - добавляет Тюрам, - отсутствие внутренней конкуренции. Если "ПСЖ" будет слишком крут, имея подобные преимущества, у них не будет конкурентов. Значит, и не будет драмы. А это никому не интересно".

Это мнение - которое разделяют многие - зависит от ещё одной большой темы. Темы интереса к футболу в Париже. "ПСЖ" - второй по популярности клуб Франции (после "Марселя"), но если вы думаете, что парижане любят "соккер" только потому, что вся Европа любит "соккер", то вы немного не точны.

psg

"ПСЖ" никогда не мобилизовал жителей города на манер английских команд, - говорит Лоран Дюбуа, профессор университета "Дьюк" пишущий о французском футболе. Это подтверждает то, что Париж представляют лишь два профессиональных клуба в первых двух лигах страны. Лондон представляют девять.

"В Париже футбол смотрит обширная масса интеллектуальной элиты, - продолжает Дюбуа, - уровень их зацикленности и снобизма по поводу "соккера" не так уж и велик, они всегда найдут другие темы для разговора". Согласно этому, стратегия катарцев становится более понятна - Sports Investment фокусируются на загранице, на мировом рынке. По словам одного из многолетних "суппортеров" "ПСЖ" - в обход парижских фанатов.

ppp

Уже произошли изменения  в ценовой категории билетов, в символике и в процессе рассадки болельщиков на "Парк де Пренс". Клуб скорректировал эмблему, что стало большим разочарованием для опытных фанатов "ПСЖ", заявляющих, что пропасть между Парижской командой и парижанами увеличивается.

"Со времён катарских инвестиций, все, что делает клуб - дешёвое увеличение популярности и превращение простой команды (down-to-earth football club) в пачку стирального порошка, - говорит 38-летний Кристофф Олдри, экс-глава одного из главных болельщицких клубов "ПСЖ", - это простая привлекательность упаковки - люди должны брать лучшее. Смена логотипа, формы - мерчендайз, нацеленный на создание мирового маркетингового продукта".

Три года назад Олдри был главой одной из самых значительных суппорт-группировок "ПСЖ" - Supras Auteuil. Официально группа была распущена в 2010-ом году, однако Олдри говорит, что это была мера предосторожности со стороны парижской мэрии и французского правительства после гибели одного из фанатов во время матча. После покупки клуба катарскими миллиардерами, никто из них не общался с фанатскими объединениями "ПСЖ". Никто не провёл ни встречи, ни презентации. А после ещё и вход на "Парк де Пренс" из-за цен на билеты стал возможен лишь для "определённого класса населения".

"Всё просто: "ПСЖ" стал клубом для элиты", - разводит руками Олдри.

  

psge

Для болельщиков "Манчестер Юнайтед" и "Челси" слова Олдри давняя реальность, но отличие "ПСЖ" в отсутствии английской конкуренции.

Английские клубы всегда будут нацелены на победу в Премьер-лиге. Как и испанские. В долгосрочной перспективе пропасть между "ПСЖ" и всеми остальными может нанести французскому футболу только вред.

Филипп Оклер, пишущий о французском футболе, характеризует состояние "Лиги 1" одним словом - "ужасное".

"Посещаемость падает, - говорит Оклер, - продажи прав на телетрансляции идут вниз, в то время как французские клубы намного больше зависят от телевидения, чем английские. И распределение прав здесь не такое демократичное, как кажется. "ПСЖ" не будет заинетерсовано в развитии молодых игроков - они будут платить за самых лучших. Обыкновенное пренебрежение интересами национального футбола".

"Наша команда построена на культуре паса, - говорит спортивный директор клуба Леонардо, - подобная культура не строится с прицелом на локальные интересы, она выходит на интересы Европы".

fff

Это заявление, хоть оно и не было подтверждено высшим руководством, отражает имидж нынешнего "ПСЖ" - они хотят выиграть, но не обязательно во Франции. Они хотят внимания, но не обязательно парижан. Они хотят звёзд, но не обязательно с футбольными талантами.

Вот почему с ними Бекхэм. Он будет жертвовать часть зарплаты на благотворительность, он признаёт, что командный интерес в 37-летнем игроке простирается далеко за пределы футбольного поля: майки, мерчендайз, неосвоенные рынки Азии и Южной Америки. Игра в Париже помогает развитию его собственного бренда. Собственной "пачки стирального порошка". Бекс знает это как никто другой.

Он не играл в среду, но он уже в команде - он праздновал гол у боковой линии вместе с другими партнёрами.

Это была большая ночь в развитии "ПСЖ". Теперь они в восьмёрке лучших команд Европы и продолжают бороться за главный трофей. Игры подобные этой и турнир подобный этому находится в центре "катарского квеста": сделать из "ПСЖ" больше чем клуб.

23

"Они могут пройти в Лиге чемпионов очень далеко, - говорит Оклер, - быть может, выиграть её. Почему бы и нет? И это убьёт хлеб французского футбола. От этого пострадает "Лига 1" и вся Франция. Но, честно говоря - вы  думаете, это волнует "ПСЖ" ?"

 

Сэм Борден, "A League of One", The New York Times, 6.03.2013.

Оригинал.