«Это грустный день для европейского футбола». О расследовании Европола договорных матчей в Европе
Это грустный день для европейского футбола. В Гааге, Нидерланды, Роб Уэнрайт, директор валлийского Европола, не пожалел эффектности для своего объявления. И его пресс-конференция достигла своей цели: это был эффект разорвавшейся бомбы. Бельгия, Германия и Италия на протяжении нескольких лет, как известно, погрязли в футбольной коррупции, связанной со спортивными ставками (см.ниже). Но с откровениями вчера выступил представитель европейского уголовного розыска полиции, которые исследовали в течение двух с половиной лет одну сеть, обнаружив явления значительной величины. Европол ничего не сказал, но вопрос уже поставлен. Коррупция не ограничивается юношескими Чемпионатами или низшими дивизионами крупных стран. Престижные соревнования Лига Чемпионов и Чемпионаты Мира и Европы озабочены (ситуацией). Беспокойно и тревожно.
Каковы факты? С 2008 по 2011 год, было выявлено 380 матчей, в основном в Европе, а также около 425 арбитров, игроков и руководителей клубов как участников. «Кажется абсолютно ясным, что это самое большое расследование предполагаемых договорных матчей за все время», сказал Уэйнрайт. Большинство этих игр связаны с чемпионатами Европы, в основном, с турецким, венгерским, швейцарским и немецким. Мало того: два матча Лиги Чемпионов, прошедших на британской земле, находятся под следствием европейской уголовной полиции, которая не раскрывает никаких подробностей. Четырнадцать отборочных игр Лиги Европы также находятся под подозрением, как и некоторые отборочные матчи ЧМ-2010 (два в Африке и один в Центральной Америке) и к Евро-2012. Первое расследование, на данный момент завершенное, показало, что около 300 различных игр были сфальсифицированы по всему миру. Этот факт является предметом нового расследования.
Каковы механизмы коррупции? Расследование Европола, проведенное в сотрудничестве с властями немецкими, финляндскими, венгерскими, австрийскими и словенскими уже привело к заключению четырнадцати подозреваемых. Сотни других до сих пор не пойманы. В Венгрии, три игрока и четыре судьи уже были арестованы и 320 000 евро изъяты. Венгерская полиция заявила, что пятьдесят человек были вовлечены в 33 договорных матча. Они вступили в преступную сеть, существующую больше двух лет. Что известно об этой сети? Европол, расследуя с июля 2010 года, держит под подозрением мафию, базирующуюся в Сингапуре с филиалами в Европе. Система является комплексной и глобальной. Один договорной матч может включать в себя пятьдесят подозреваемых в десяти различных странах. «Существует зачастую финансист в Азии, вбрасывающий деньги, говорит Кристиан Кальб, консультант в области игр и ставок. Даже если в этой части Европы нет заинтересованных, то зачастую таковые имеются на Балканах, которые отвечают за работу «в поле»: коррумпированные игроки, менеджеры, судьи. Заработанные деньги затем проходят через «налоговый рай», как Панама, это также расследовалось в Кальчиоскомессе в Италии.» Сумма заработка на этот раз составит при всех 380 матчах, от 8 млн евро до 16 на ставках. Один только матч между «Ред Булл» Зальцбург и «Харберг» в Австрии принес прибыль в 700 000 евро.
Касается ли это в первую очередь Лиги Чемпионов? Нет. Другое дело, что суд в Бохуме в 2011 году, показал аналогичную практику в С1, но это было освещено в СМИ меньше, чем расследование Европола. Тем не менее, факты были достаточно убедительными (3-4, 20 октября 2009 года, группа С1), вызвав сомнения. Расследование, проведенное немецкой полицией, в сотрудничество с дисциплинарным комитетом УЕФА, пришли к выводу, что преступная группировка манипулировала венгерской командой ради сделанных ставок. Но формальных доказательств договорного матча не было предоставлено, даже несмотря на то, что два венгерских игрока были осуждены УЕФА за «нарушение принципов верности и честности и несообщения о попытке взяточничества». На самом деле, человек, не взявший взятку, но при этом не сообщивший об этом свою федерацию или УЕФА, совершает преступление. FIFPro, международное объединение профессиональных игроков, не принимает этой тяжести и регулярно спорит об этом с УЕФА. В мае 2011 года, Арбитражный суд по спорту в Лозанне, схватив в качестве крайней меры двух венгерских игроков, при этом оставив в силе принятые санкции против Vukasin Poleksic, но отменил аналогичное Норберту Месарошу. «Существование реальных манипуляций на матч ЛЧ Дебрецен-Фиорентина не может быть установлено», заключил Суд в заявлении.
Францию пощадили? На это нельзя ответить точно на данный момент. На вчерашней пресс-конференции европейского агентства полиции не было выявлено однозначных матчей из охваченных следствием. Но установлено множество сомнений и чтобы их рассеять Фредерик Тирье написал вчера письмо Робу Уэйнрайту. Президент Лиги хочет объяснений. «… Я был бы очень признателен, если бы вы милостиво поведали мне о подозрениях в договорных матчах связанных с одним из следующих соревнований: Чемпионат Лиги 1, Чемпионат Лиги 2, Кубок Лиги, пишет Тирье. Если это так, то я бы немедленно сообщил компетентным органам власти и выполнил бы свой гражданский долг в любом суде. В противном случае, я мог бы положить конец вопросам, задаваемым на пресс-конференциях». УЕФА должна получить все документы Европола до конца недели, прежде чем передать их «в компетентные дисциплинарные органы» для возможных санкций, говорится в заявлении.
Как бороться? Европол и Интерпол могут расследовать, УЕФА и ФИФА могут сделать это своим приоритетом (см. в другом месте), международный союз профессиональных игроков может бить тревогу посредством своей «Черной книги», опубликованной в прошлом году: но все это без сотрудничества с государствами будет малоэффективно. «Сотрудничество между исполнительной судебной властью и спортивными организациями должно быть выведено на новый уровень», отметил представитель ФИФА прошлой ночью.
«Чего не хватает, так это воли», отмечает Кристиан Кальб. "УЕФА сделала много, но нуждается в поддержке ста стран, а не 15. Некоторые из них еле шевелятся, возможно, именно потому, что это приносит им деньги. В Центральной Америке, Азии и некоторых филиппинских островах вы можете держать пари на все, что будет душе угодно, почти без ограничений. На европейском уровне, два противоположных подхода. Французский подход, со стремлением все контролировать, и англо-саксонский, более склонный к идее саморегулирования. В любом случае, дело вызовет повышение количества санкций и, возможно, заставить задуматься о некоторых формах ставок, которые очень трудно контролировать, такие как Live-ставки."
Винсент Гарсия (совместно с А.С. и Е.М.)
Во Франции Лига 2 уже пострадала? Несмотря на более строгое законодательство, нежели в других европейских странах и их органов контроля, Франция не застрахована от договорных матчей. 12 мая 2012 года, было выявлено несколько подозрительных сигналов перед матчем Ланс-Истр (1:0) в Лиге 2: количество ставок было аномально высоким, особенно на Ланс, ставки концентрировались в провинции Корсика. ОРИО (орган регулирования игр-онлайн) осудил эти аномалии, но спустя 8 месяцев, следствие не смогло достигнуть значительного прогресса. «Поскольку у нас нет новостей о результатах предварительного спортивного расследования, Жан-Франсуа Виолетт, президент ОРИО в своей колонке 20 декабря. (…) Я сожалею, что несколько замедляется решение этого вопроса. Я жду, чтобы объяснить эти необъяснимые явления.»
Прокуратура Бетьюна сформировал досье в июле 2012 года. В апреле 2011 года, французские сайты ставок сняли все ставки на матчи Лиги 2 в результате подозрительно большого движения капитала на матч Тур-Гренобль (2:2). Дело не получило никакого развития. В декабре 2011 года матч группового этапа Лиги Чемпионов Динамо Загреб – Лион (1:7) поднял вопросы у Аякса из Амстердама, потребовавшего отменить этот результат, который обеспечил квалификацию Лиону, попросив также УЕФА начать расследование. Европейская инстанция заключила, что не было найдено «никаких доказательств, оправдывающих начало расследования». Во Франции, ОРИО не заметил никаких подозрительных ставок в этот момент. – Винсент Гарсия.
Худшие опасения Платини.
Президент УЕФА сделал борьбу с коррупцией приоритетом, наравне с финансовым феер-плеем. Через месяц-полтора после его избрания, он также встретился с Жозе Мануэлем Баррозу, президентом Европейской Комиссии, чтобы просить создать спортивную полицию (невиданную еще до этого дня), которая была бы способна помочь Спорту справиться с угрозой коррупции и договорных матчей. Далее он продолжал: «ставки незаконны, чума заинтересованных» (18 февраля 2009 года, Европейский Парламент), «ставки стали базой для появления новых преступных сетей» (13 октября 2011 года, выступление перед министрами спорта Европейского Союза), и моля об «ответственном органе, амбициозным и скоординированным» (15 марта 2012 года, конференция Совета Европы).
Но это были не просто слова. УЕФА создала в 2008 году «систему раннего предупреждения» (систему обнаружения мошенничества) для слежения более чем за 29 000 матчей в Европе. Это наблюдение за всеми европейскими соревнованиями (в том числе за Лигой Чемпионов и Лигой Европы), а также за матчами Первых и Вторых Дивизионов из 53 стран-членов УЕФА, а также за национальными Кубками. УЕФА вкладывает каждый год около 5-7 млн евро в эту работу. При малейших признаках тревоги, собранная информация отправляется в соответствующие органы. УЕФА также требует от каждой федерации «целостности офиса» (ответственных за анти коррупцию) полного рабочего дня, потому как они являются связующим звеном между дисциплинарными службами европейской конфедерации и юридическими и полицейскими властями в странах. Она финансирует сама себя. Наконец, она работает без каких-либо ограничений с Европолом и Интерполом, о чем свидетельствует продолжающееся расследование. В тоже время, УЕФА настаивает, чтобы все европейские страны признали принципе «спортивного мошенничества». На сегодняшний день 11 из 53 стран приняли: Болгария, Кипр, Франция, Греция, Италия, Польша, Португалия, Швеция, Грузия и Турция. К ним вскоре должны присоединиться Россия и Швейцария. Этьенн Моати.
Я за запрещение ставок.
Бакари Санья, защитник Арсенала и сборной Франции, твердо занял вчера эту позицию. Другие «les Bleus» оказались более склонными к фатализму.
Вчера днем, по случаю первой пресс-конференции перед товарищеским матчем с Германией в среду на Стад де Франс, в действительности на несколько мгновений закрались прения. Скорее всего, Ромэн Алессандри был недоволен вопросами о дедовщине и его пристрастием к рэпу. Игрок Ренна не смог ускользнуть от настойчивых вопросов СМИ и признался, что «ни о чем подобном не слышал. Но это действительно выглядит похоже на тех, кто использует ставки. Что касается меня, то я этим не занимаюсь».
Немного ранее, Бакари Санья, в своем старинном доме, был более разговорчивым: «Я никогда лично не сталкивался с этой проблемой. Мы вполне могли сообщить об этом в Лигу, в Совет Федерации о том, что была сделана ставка. Я мусульманин и ставки запрещены. Я за запрет ставок в мире спорта. Вполне видны проблемы, которые они вызывают.»
Позиция Алессандрини более фаталистична, более реалистична, в некотором смысле, не разделяемая: «Это также является частью жизни… Существует довольно много людей, которые живут этим. От зависит от того, что (происходит) в действительности…»
Таким образом, ставки – вне закона? Дидье Дешам, тренер, кажется слишком осторожным в этой теме: «Я не имею власти… Я не знаю, насколько это возможно. Это является частью спортивной жизни. Потом, нулевого риска не существует, но рамки должны быть определены, чтобы ограничить этот риск. На самом деле, нужно уже принять единое (мнение) по поводу того, что можно делать и что нет.» На самом деле, бывший тренер Марселя (2009-2012) был «удивлен». «Это касается и меня. Сегодня, вы можете держать пари на что угодно, в любое время. Это увеличивает риск обмана. Во всех видах спорта.» Поскольку он ничего не говорит случайно, это было (сказано), без сомнений, верно.
С. Та.
Бельгия – первая жертва.
Бельгийский футбол был на грани смерти. В 2005 году, его сотряс крупный коррупционный скандал (связанный с Первым Дивизионом), завязанный на деле с китайским бизнесменом, Ye Zheyun, подозревавшийся в причастности к делам известной триады. Большинство клубов города Ла-Лувьер подозревались – которые на данный момент прекратили свое существование – и его президент на тот момент Филиппо Гаоне, как и команда Льерс, бывший президент которой уже умер. Тридцать один человек были призваны к правосудию и все еще ожидают суда. После многих перипетий, бельгийское правосудие еще не вынесло приговор, который ожидается в конце 2013 года.
Германия, вращающийся центр.
В 2011 году, благодаря прослушиванию телефонных разговоров, проведенных в ходе расследования по организованной преступности (проституция и торговля наркотиками), полиция Бохума раскрыла один из крупнейших коррупционных скандалов, которые когда-либо затрагивали европейский футбол. 12 млн евро были выделены балканской преступной организацией, чтобы сфальсифицировать около 270 игр в девяти европейских странах. Полученная бандой прибыль, оценивается в 7,5 миллионов евро.
Среди заинтересовавших матчей, есть отборочный матч к ЧМ-2010 (Лихтенштейн-Финляндия, 1:1, 9 сентября 2009 года), ЛЧ (Дебрецен-Фиорентина, в октябре 2009 года), четыре матча в Лиге Европы и встречи в матчах Швейцарии, Бельгии, Турции. Анте Сапина, гражданин Хорватии, проживающий в Германии, был приговорен к пяти с половиной годам лишения свободы. Восемь других членов банды также были осуждены.
В.Г.
Италия привыкла.
Прошло уже более полутора лет, в течение которых в Италии откровенно рассказывают о ставках, с которыми сталкивается их футбол. После скандала Тотонеро в 1980 году, сейчас наблюдается Кальчиоскомесси. 1 июня 2011 года полуостров был потрясен волной арестов. Кристиано Дони, капитан Аталанты, и Беппе Синьори, бывший нападающий, были арестованы. Действительно, уголовное расследование, начатое в Кремоне (Ломбардия) в ноябре прошлого года после жалобы местного клуба (D 3), пять игроков были уличены в употреблении анксиолитических наркотических веществ. В ходе расследования и подслушивания телефонных разговоров, возросло количество подозреваемых, куда попадали игроки Серии А и даже тренер Ювентуса Антонио Конте, дисквалифицированный на десять месяцев (свелось к четырем благодаря апелляции) за несообщение о некоторых фактов во время его пребывания в Сиене. Только прокуратурой Кремоны были найдены 22 клуба и 61 игрок (подозреваемых). Дополнительные расследования начались в Генуе, Неаполе и Бари, выявившие влиятельные мафиозные организации, зачастую расположенные за рубежом.
Технически: связывались с игроком, подкупали их взяткой для влияния на результат матча, а затем ставили на согласованный результат. Клуб Наполи, идущий на втором месте, попал под санкции, но вернул два штрафных очка по апелляции в течение двух недель.
М. Го
«Могут возникнуть некоторые сюрпризы»
Жан-Франсуа 6, председатель ОРИО отмечает, что у Франции нет никакого иммунитета к проблемам коррупции, связанным с онлайн-ставками.
- Вы удивлены результатами этого расследования и его масштабами?
- Абсолютно нет. Это выделяет четыре важных момента.
1. Мы занимаемся международными сетями, связанными со ставками там, где только возможно.
2. Это вызывает неприятие у тех, кто говорит, что спортивное движение защищено от коррупции и риска манипуляций, когда дело доходит до высокого уровня, как чемпионат мира, ОИ или крупные теннисные соревнования.
3. Это также ярко иллюстрирует, что никакой спорт от этого не застрахован.
4. Международные полицейские органы сделали этот вопрос одним из приоритетных. Такая конференция (организованная вчера Европолом) была бы немыслимой некоторое время назад.
- ОРИО была бы допрошена следователями Европола в этом случае?
- Не в этом дело. Но вы можете быть удивлены.
- Знаете ли вы как Франция обеспокоена этим расследованием?
- Я не занимаюсь кем-либо отдельно. Но не существует никаких объективных причин, чтобы Франция не участвовала в этом деле. Она не более устойчива, чем другие страны. Требуется время, чтобы создать платформу для международного наблюдения, которое я считаю своей обязанностью в течение долгого времени. ОРИО является независимым органом, который обеспечивает справедливость соревнований от влияния ставок во Франции. В основном, пагубное влияние ставок на соревнование во Франции приходится на иностранное.
- Как вы думаете, такие откровения будут способствовать высокому уровню осведомления об этом явлении?
- Действительно, коррупция, основанная на онлайн-ставках, опаснее, чем допинг. Она устанавливает правило: проиграл (игру), получил (деньги). Хотя правила итак легко обмануть, чтобы выиграть. Мы стоим перед явлением международного масштаба. И понятно, что часть государств до сих пор только пытаются его осознать.
Марк Шеврие
Этот материал был подготовлен тремя журналистами для выпуска журнала "L'Equipe" от 5 февраля 2013 года.
P.S. Переводил в в художественном стиле.
P.S.S. Блог "Полтора Острова" уже год с Вами! 18 февраля была годовщина:)
И как после таких классных переводов пытаться работать на уровне? :DD
у тебя лучше получилось :))
Ну, насчет УЕФА у меня есть подозрения, что в их финансовой деятельности все далеко не так чисто и пушисто, но вот Интерпол.
Хотя, человек всегда может найти способ подстроить ситуацию под себя. Не один, так второй.
Фига, эстет нашелся)
http://voffka.com/archives/ci/2008/11/13/048106/658848.jpg
всем перенимать опыт
Спасибо за перевод, ХК!