2 мин.

Кузнец не нужен

Ну что? Забородили, кажется, идейку-то. Не будет вам «чемпионата СНГ», робяты. И не потому даже, что ФИФА строит из себя фифу с принципами, а потому, что возня с ним была затеяна не в то время и совершенно не теми людьми. Главные разрушители коммерческих основ в российском футболе вдруг решили предстать идейными борцами за светлое коммерческое будущее, а подряженный на эту свадьбу генерал, удумав блеснуть конкретикой, дал тем самым понять, что вопрос даже не прорабатывался сколь-нибудь глубоко.

Предложение Украине вклиниться на паритетной основе, все же, можно было обставить дипломатическими соображениями: так и так, заходите, пока мы добрые. Но, бляха-муха, два дивизиона по 16 команд – нужно ни бельмеса не шарить в предмете, чтобы двигать такое. Даже самой Украине, в общем-то, глубоко непринципиально, насколько многочисленна спарринг-обслуга сборщиков ее евроочка – набиваться к ней в клиенты, сдавая взамен генеральскую «Аланию», можно, разве что выставив предварительно галочку «18+». А то нам своего разврата не хватает, ага.

Впрочем, даже в такой чуши можно было выискать некие исторические шансы. Возможно, наши украинские друзья сочтут это оскорбительным – но, думается, в следующий раз равенства им не предложит никто. Сказать, почему? Вот характерный пример. Российский кинопрокат – не так давно, кстати, еще более убитый, чем российский футбол в плане экономики – за прошедший год заработал миллиард с третью в американской валюте. Украина же со своих кинозрителей собрала 100 миллионов, при том, что население ее меньше российского всего в три раза. Очевидно, что и футбол в наших двух странах, случись с ним вдруг нормальное экономическое развитие, будет являть собой два разных масштабов предприятия.

Так на кой нам, спрашивается, вся Украина? Трех-четырех клубов хватит за глаза. И в этом будет резон для каждой из сторон. Какой, спросите?

Есть города на карте бывшего Союза, в которые регулярно наведываются всякие Стасы Михайловы. И есть города, в которые теоретически каждую неделю могут приезжать Мадонна, U2, Guns N’ Roses и другие мировые звезды первой величины. Их немного, считанное количество. Точно так же, есть в наших странах и клубы с потенциалом мировых брендов. Из прочих же целесообразнее формировать бренды федеральные, региональные, каждому – свой сценарий. И для порядка стоило бы разграничить их по совокупности игровых и маркетинговых возможностей – включение лучших клубов ближнего зарубежья в открытый супердивизион позволило бы сформировать и расширить зону деятельности максимально возможного в данном экономическом пространстве размаха.

Но все это будет иметь смысл лишь в том случае, если клубы и там, и там начнут жить на заработанное, а не на поданное. Подвижек к этому не наблюдается – напротив, «катарщина» процветает. Первые две строчки в турнирной таблице занимают клубы с ограниченными маркетинговыми возможностями: один – бренд засранный, другой – вообще не бренд, в лучшей своей перспективе узколокальный. Вся эта катавасия с «объединением во имя коммерции» напомнила одну хорошую народную притчу – про то, как барин кузнецу позавидовал.