Отцы и дети
Не секрет, что многие дети знаменитых футболистов сами, гоняя мяч с малых лет, становятся во взрослой жизни профессиональными спортсменами. В большинстве случаев карьеры звездных детей складываются не так ярко, как у их родителей, хотя бывают и исключения. Но речь пойдет совсем о другом, ведь у наших героев все впереди, но уже сейчас есть весьма заметная предыстория.
Лето 1994 года. Чемпионат Мира в США. В сборной Бразилии главными действующими лицами выступают Ромарио и Бебето. Первый забивает в каждом из трех матчей группового этапа в ворота России, Камеруна и Швеции, тем самым едва ли не в одиночку завоевывая первое место в квартете для национальной команды. Второй сначала довершает разгром камерунцев, а затем на стадии 1/8 финала в присутствии 85 тысячи зрителей оставляет хозяев, сборную Соединенных Штатов, за бортом турнира.
Сборная Голландии привезла на международный форум один из сильнейших составов: опытные Франк Райкард и Рональд Куман, находящиеся в самом расцвете сил братья Де Буры и Деннис Бергкамп, а также молодая поросль в лице Марка Овермарса. Европейская «оранжевая» сборная не самым лучшим образом выступила на групповом этапе, набрав одинаковое количество очков с командами Бельгии и Саудовской Аравии, однако сумела занять первое место. В первом раунде на выбывание без особых проблем пройдена Ирландия и на горизонте проглядывается битва титанов.
9 июля. Даллас. Четвертьфинал между сборными Бразилии и Голландии. Этот матч стал одним из самых захватывающих среди проводившихся тем летом на полях Америки. Вся драма развернулась во втором тайме: сначала Ромарио замкнул прострел Бебето, а спустя 10 минут уже второй, с мастерством и изяществом, присущим только южноамериканским футболистам, уложил на газон вратаря и покатил мяч в пустые ворота. Голландцы отыгрались тоже буквально за 10 минут, однако еще спустя 5 оборотов секундной стрелки Бранко окончательно похоронил надежды европейцев. Далее случился полуфинал со шведами с единственным мячом Ромарио и безголевой финал против Италии, вместивший в себя трагедию Роберто Баджо.
Однако это стоит отдельной истории, которая уже была рассказана тысячу раз. Мы же вернемся в четвертьфинал и ко второму голу бразильцев за авторством Бебето.
Многие должны помнить, что перед и во время Чемпионатом Мира в ЮАР двухлетней давности на телевидении показывали рекламный ролик одной известной компании с легендарным камерунцем Роже Миллой в главной роли. А вся суть была в том, что Роже на Чемпионате Мира 1990 года впервые в истории исполнил оригинальное празднование гола, а за ним уже начали повторять все остальные. Возможно, Милла и был первым, но Бебето 4 года спустя, совершенно точно, показал миру способ празднования забитого мяча, ставший самым популярным среди футболистов всей планеты.
Это воображаемое качание младенца на руках, исполняемое сейчас как после голов в матчах Чемпионата Мира и Лиги Чемпионов, так и первенств Лихтенштейна и Таиланда. Дело в том, что за 2 дня до матча с голландцами у Бебето родился сын. По словам самого футболиста, вся команда была сосредоточена только на победе в турнире, ведь Бразилия на тот момент последний раз была триумфатором мундиаля 24 года назад, в 1970 году, когда в составе национальной команды еще блистали Пеле, Жаирзиньо и Карлос Альберто. Но после того, как Бебето по телефону услышал плач своего новорожденного сына, в ночь перед матчем он молил Бога только о том, чтобы забить в предстоящей игре гол и посвятить его ребенку.
Как вы уже знаете, все так и случилось. Бебето забил великолепный мяч и сразу же непроизвольно начал качать руками. Позже к нему присоединились Мазиньо и Ромарио. И вот тут начинается самое интересное, особенно для любителей конспирологии и всяческих теорий заговоров. Потому что дети всех троих, родившиеся незадолго или во время Чемпионата Мира в США занимаются футболом и вполне могут в будущем стать одними из самых ярких звезд сборной Бразилии. Причем, что еще любопытно, на данный момент ярче всех о себе заявил сын Бебето, после него сын Мазиьно и пока остается в тени отпрыск Ромарио. В общем, в том порядке, в каком их отцы присоединялись к празднованию гола.
Итак, знакомьтесь, Маттеус.
Тот самый, из-за которого и поднялся весь шум. Свое имя получил, как ни трудно догадаться, в честь легендарного немца Лоттара Маттеуса. Надо сказать, что у бразильцев достаточно популярно давать детям имена великих футболистов или других знаменитостей. Так, на только что завершившейся Копинье (молодежном кубке Сан-Паулу), принимали участие Дасаев, Раванелли, Линекер, Райкард и даже Джон Леннон с Джоном Кеннеди.
Маттеус начал карьеру в структуре «Фламенго», в котором его отец дебютировал на высшем уровне. Молодой талант впервые появился на поле почти год назад в рамках чемпионата штата Рио-де-Жанейро. Позже в июне он дебютировал и в чемпионате страны и до конца сезона появлялся со скамейки запасных еще 10 раз. Однако «Фламенго» сейчас переживает не лучшие времена и на данный момент молодому футболисту тяжело раскрыть весь свой потенциал и показать все, на что он способен.
А потенциал у парня есть - играя на позиции атакующего полузащитника, Маттеус обладает всеми необходимыми качествами, чтобы стать плеймекером топ-уровня. Хорошее видение поля, точный пас и великолепная техника – все, как у отца. В январе этого года Маттеус ездил со сборной до 20 лет на Чемпионат Южной Америки в качестве титулара (игрока основного состава) и, несмотря на абсолютный провал команды (последнее место в группе), выглядел достаточно неплохо и даже забил мяч в первом матче против сборной Эквадора, который, однако, позже засчитали как автогол.
Во время этого турнира на него обратили внимание скауты туринского «Ювентуса», которые уже разглядели за последние недели на полях Аргентины Хосе Кевалльоса и Нико Кастижо, и, по словам некоторых журналистов, готовы заплатить «Фламенго» 2 миллиона евро. Многие южноамериканские футболисты слишком рано переезжают в Европу, хотя Маттеусу не стоит брать и обратный пример с отца, который перешел в «Депортиво» только в 26 лет, однако от предложения такого клуба, как «Ювентус», отказываться не принято.
Но нам нужно следовать дальше, и на очереди Мазиньо со своим сыном Рафиньей.
Строго говоря, у Мазиньо два сына, которые также пошли в футбол, причем старший уже очень хорошо известен мировому сообществу. Это Тьяго Алькантара, однако он родился еще в 1991 году и, вообще, выбрал не сборную Бразилии, а национальную команду Испании, за которую уже даже провел 3 матча.
Но мы обратим свой взор на младшего – Рафаэля Алькантару, более известного как Рафинья. Он как раз таки решил выступать за сборную Бразилии, сборную своего отца, несмотря на то, что с малых лет играет за команды «Барселоны» различных возрастов. В отличие от Тьяго, который попал в каталанский клуб только в возрасте 14 лет, а до того мотался по академиям других испанских команд и «Фламенго».
О Рафинье заговорили еще несколько лет назад, отмечая прежде всего его космическую технику, с которой он проходил по полкоманды на юниорском уровне и заколачивал великолепные мячи. Уже в 17 лет игра Рафа удостоилась сотен тысяч просмотров на YouTube. Переход на уровень выше в «Барселону Б» немного уравнял возможности Рафиньи и его соперников, и сейчас он выглядит уже не столь впечатляюще. Несмотря на это, все равно, не многие в 19 лет имеют в своем активе около 70 матчей за команду, пусть и выступающую всего лишь в Сегунде.
В ноября 2011 года Рафинья дебютировал за основной состав «Барселоны» в Кубке Короля, а еще через месяц он исполнил свою мечту – выйти на поле бок о бок с братом. Произошло это в рамках Лиги Чемпионов в домашнем матче против «БАТЭ». Ту игру «Барса» выиграли 4:0, а Рафинья был одним из лучших на поле, несмотря на то, что не отличился результативными баллами.
Как уже отмечалось выше, Рафаэль выбрал бразильскую сборную, однако до этого он успел засветиться аж в трех версиях юниорских команд Испании. Как бы то ни было, в январе этого года вместе с Маттеусом Рафинью вызвали на молодежный Чемпионат Южной Америки, где он провел на поле 3 неполных матча, но сыграл их не на самом лучшем уровне, и, когда требовалось мысль и организация в центре поля, он ее добавить не смог. Однако у Рафиньи еще все впереди, тем более на данный момент он находится в благоприятной для себя атмосфере каталанского клуба.
А мы переходим к последнему герою статьи.
Из всей бразильской тройки с ЧМ-94 Ромарио был самым большим талантом. В общем то, его можно даже назвать самым большим талантом своего поколения. Поэтому на его сына больше давления, а журналисты пристально следят за каждым шагом Ромариньо. Но, к сожалению, пока это шажки, а не шаги.
Впервые про него услышали именно как о самостоятельной фигуре, а не как о сыне великого Ромарио, год назад, когда он неплохо смотрелся на уже упоминавшейся выше Копинье и забил великолепный гол, выступая за «Васко». Позже летом Ромарио в интервью L’Equipe заявил, что его сын пройдет просмотр в «Барселоне». Неизвестно, чем все закончилось, но Ромариньо вернулся в Бразилию и подписал первый профессиональный контракт с «Васко», клубом, в котором когда-то начинал карьеру его легендарный папа и выигрывал титул чемпиона страны и лучшего игрока Южной Америки. К сожалению, в супергранде бразильского футбола Ромариньо не получал игровой практики и отправился за ней в достаточно известный клуб "Бразильенсе", поднимать тот из Серии С.
Возможно, его не ждет такая же великая карьера, хотя способности молодого игрока отмечал даже партнер по сборной его отца Роналдо. Возможно, и другие дети тех бразильцев не станут большими футболистами. Однако, согласитесь, было бы приятно увидеть на Чемпионате Мира в Катаре в 2022 году Маттеуса, Рафинью и Ромариньо, качающих ребенка после забитого гола.
Узнать больше о футболе Южной Америки можно в блоге "Огненная Земля".
Материал из двенадцатого номера журнала Football Tribune:
ССЫЛКА НА ПРОСМОТР ЖУРНАЛА ОНЛАЙН
ССЫЛКА НА СКАЧИВАНИЕ ЖУРНАЛА В PDF
ССЫЛКА НА СКАЧИВАНИЕ ЖУРНАЛА В PDF (2)