Саггс: Атмосфера на стадионах огорчает
Душa британской группы новой волны Madness («Сумасшествие») Грэм Саггс Макферсон - о духе современного футбола, участии в боях за Chelsea Headhunters и, конечно, музыке.
Саггс играет на сцене самого себя. Вот уже на протяжении тридцати лет Madness, соединив в себе элементы ска, панка, поп-рока и «черной» танцевальной музыки, имеет миллионы верных поклонников и триумфально шествует по музыкальным чартам. Группа нашла свой уникальный саунд, быстро став культовой во всем мире и породив целое направление. В России в любви к Madness не раз признавались Гарик Сукачев и Сергей Шнуров. Тексты песен группы весьма непросты, что далеко не всегда характерно для новой волны и ска, а каждый новый видеоклип становится яркой пародией на социальные и политические события, происходящие в Англии и в мире.
Как музыкальный стиль ска появился на Ямайке в конце 1950-х годов прошлого века. Для него характерен раскачивающийся ритм 2/4, когда гитара играет на четные удары барабанов, а контрабас или бас-гитара подчеркивает нечетные. Мелодия исполняется трубой, тромбоном и саксофоном. Производным от стиля ска является рэгги.
Год 2012-й стал запоминающимся для Madness. 4 июня группа приняла участие в гала-концерте, посвященном бриллиантовому юбилею царствования королевы Елизаветы II. Вместе с Madness в Букингемском дворце имели честь выступить такие знаменитости, как Пол Маккартни, Том Джонс, Робби Уильямс, Клифф Ричард, Стиви Уандер, Энни Леннокс. А 12 августа на Олимпийском стадионе в Лондоне во время церемонии закрытия ХХХ летних Олимпийских игрMadness исполнили свою культовую песню Our House («Наш дом»), написанную в 1982 году.
Имидж Саггса как ведущего вокалиста органично вписывается в музыкальный стиль Madness. Он полон оптимизма, остер на язык и не стесняется высказываться на злобу дня. Есть у Саггса и давняя футбольная страсть – «Челси», или blues, из Южного Лондона. К слову, нынешние болельщики «синих» могут только мечтать о богатом послужном списке фанатской доблести Саггса, ведь в юности он входил в группировку Chelsea Headhunters («Охотники за головами из Челси»), лично участвовал в записи песни Blue Day в исполнении игроков любимого клуба и едва не спровоцировал драку с телохранителями Романа Абрамовича.
В КОМПАНИИ ИСПАНСКИХ ДЕДУШЕК
- Саггс, что произвело на вас наибольшее впечатление: выступление на крыше Букингемского дворца в гала-концерте в честь 60-летия вступления на престол королевы Елизаветы II, совместная запись песни вместе с футболистами «Челси» или победа «синих» в Лиге чемпионов?
- Чертовски трудный вопрос, поскольку каждый из этих моментов вызывает чувство внутреннего восторга. Но к победе в Лиге чемпионов я оказался готов меньше всего.
- Как же вы пережили это событие?
- Знаете, мы собрались в отпуск, и жена забронировала номер в отеле на конец мая. А я, не подумав, согласился. Финал Лиги чемпионов все-таки не вносится в календарь моего личного месячного плана.
- Не попытались дать отбой, после того как стало известно, что «Челси» будет биться в решающем сражении с «Баварией» в Мюнхене?
- Жена бы меня убила! Мы были в Кадисе, и в тот вечер я сидел в пивной в компании нескольких испанских дедушек. Перед началом серии одиннадцатиметровых я заказал себе очередной стаканчик и приготовился залить горе в том случае, если во второй раз придется распрощаться с великой мечтой.
- Но тут к мячу подошел Бастиан Швайнштайгер…
- …и промахнулся. Я заказал тройную выпивку для каждого из посетителей заведения и с воплями выскочил на улицу. Потом позвонил своему другу, который в тот момент находился на стадионе в Мюнхене. Он решил поговорить со мной, но я закричал: «Да замолчи же ты! Я просто хочу слышать все, что происходит на стадионе, я тоже хочу быть там!»
ФУТБОЛ ВМЕСТО УРОКОВ
- Для вас как фаната «Челси» это был величайший момент?
- Это был великий момент, но не было ничего более магического, чем то чувство, которое я испытал, когда в первый раз пришел на футбол на «Стэмфорд Бридж». Я ведь вырос рядом со стадионом, а мой первый поход на футбол стал причиной того, что я получил освобождение от школы.
- Это как?
- Во время одной из домашних еврокубковых встреч сезона-1970 на «Стэмфорде» вышла из строя система освещения, и матч должен был быть переигран на следующее утро. Тогда во многих школах нашего округа отменили уроки. Стадион был полон детей. Все визжали и распевали песни взрослых. Было необычное и абсолютно незабываемое шумовое оформление футбольного матча.
- Спустя 27 лет после вашего первого похода на игру «Челси» вы стояли вместе с командой «синих» в студии звукозаписи и записывали песню Blue Day. Для некоторых она вообще является самой лучшей футбольной песней в истории.
- Благодарю за комплимент, но, учитывая тот факт, что подавляющее большинство песен о футболе в музыкальном плане не представляют собой никакой ценности, слепить сносную композицию -- не самая сложная задача.
- Почему так много футболистов пробовали испытать себя в качестве певцов?
- Кевин Киган и Гленн Ходдл записали явную халтуру, для того чтобы примазаться к музыкальному бизнесу. Раньше именно музыканты имели деньги, роскошные автомобили и шикарных женщин. Футболисты же выделялись уродливыми бакенбардами, прическами и считались тупыми пролетариями. Сегодня ситуация изменилась. Музыкальный бизнес при смерти. И все вдруг захотели стать футбольными звездами.
- Кто из состава «Челси» образца 1997 года мог бы стать звездой поп-музыки?
- Джанлука Виалли! Он пришел в студию, сел за рояль и сыграл восхитительную сонату. Я не поверил своим ушам. Плюс его ломаный английский. Все, что он говорил, звучало как-то мистически. Мы все искали в его словах какой-то глубокий смысл. Но это была чушь собачья! В один прекрасный день тайну Виалли раскрыл нам знакомый итальянец.
- Что же он поведал?
- Он сказал: «Джанлуке вообще нечего сказать. Он просто законченный идиот!»
- Как происходило общение с футбольными профи в студии?
- Это было сумасшествие. Мои представления об этих ребятах сложились, когда я ходил на игры «Челси», а тут вдруг мы вместе оказались у микрофона. Деннис Уайз постоянно и откровенно издевался над легионерами. Дан Петреску, Джанфранко Дзола и другие иностранные игроки едва понимали по-английски, и Уайз предложил себя в качестве переводчика. Он обрушивал на парней самые грязные лондонские ругательства и при этом мило улыбался им в лицо. А они только кивали головами. Мы буквально катались по полу от смеха.
- Английские фанаты отличаются умением громко петь на трибунах. А как проявили себя во время записи игроки?
- Отлично. Только Марк Хьюз надулся и сидел в углу.
- Почему?
- Перед началом записи мы погоняли мяч во внутреннем дворике студии, и я проверил ему «очко». Он разъярился и отомстил, жестко подкатившись под меня. Один из моих друзей случайно заснял эту сцену на видео. До сих пор я показываю эту запись каждому, кто бывает у меня в гостях.
19 ТИПОВ И АБРАМОВИЧ
- Вам не привыкать к жесткости. И вы, и многие ваши друзья были членами хулиганской фанатской группировки Chelsea Headhunters.
- Мы были в том самом возрасте, когда наступает половое созревание. Мы провоцировали драки и в них вели себя безжалостно. Сейчас я могу сказать, что вообще-то я каюсь. Но знаете, это было действительно очень круто!
- Поддерживаете ли вы еще контакты со своими старыми друзьями-хулиганами?
- Нынешняя обстановка и настроение на трибунах меня откровенно огорчают. Я встречал кое-кого из них. Некоторые совсем не изменились.
- Проявляют ли еще активность «Охотники за головами из Челси»?
- Чушь! Большинство из них уже приручили. Но когда в 2012 году мы принимали «Барселону», к нашему пабу вдруг подошла группа примерно из двадцати мужиков в одинаковых строгих темных костюмах и галстуках. Один из наших заорал: «Глядите-ка, да ведь это снобы «Барсы»! Вот мы их сейчас проучим!» Все мы в мгновение ока оказались на улице, не забыв прихватить пивные кружки. Когда пингвины подошли совсем близко, мы увидели девятнадцать типов с характерным, производящим неизгладимое впечатление выражением лица. В середине этой группы шествовал Роман Абрамович. Он просто решил прогуляться по району.
- И как вы повели себя в этой неординарной ситуации?
- Ну, мы, конечно, дружески ему помахали.
Сергей Стельмах, по материалам журнала 11 Freunde.
Фотографии: telegraph.co.uk; theblueoblique.com.
Еженедельник «Футбол» по-хипстерски:
классика Стэмфорд Бридж