«Драгуна я создавал на правдивых условиях». Интервью с главным белорусским ресечером Football Manager
— Как вас правильно называется ваша должность?
— Хед-ресерчер игры Football Manager по Беларуси. У меня есть еще пять подчиненных, которые отвечают за свои команды. Одному все-таки проследить за тремя белорусскими лигами крайне сложно. Мы создаем базу для этой игрушки. Кроме того, теперь я дипломированный футбольный скаут, поскольку в некоторых странах наша деятельность требует аттестации. Поэтому все ресерчеры прошли практические занятия и сдали экзамены в Англии.
— И чем вы конкретно занимаетесь как «хед-ресерчер»?
— Приходим на матчи и следим за футболистами, чтобы составить хорошую правдивую полноценную базу. Основная задача — не наблюдать за игроками основного состава (они, слава Богу, мелькают у нас в телевизоре, и газеты есть), а выискивать перспективных пареньков на подходе. Резерв, юношеские команды, вторую лигу, которая интересна только родителям игроков. Так и делаем базу, она обновляется несколько раз в году. Главное — летнее обновление. Благо релиз игрушки выходит в ноябре. А к этому времени уже можно иметь представление, кто и как играет, на какой позиции, сильные и слабые стороны и так далее. Сейчас процесс отлажен. А вот с созданием первой базы было то еще веселье. Ведь о первой лиге я совсем не имел представления. Поэтому напрямую звонил в клубы, представлялся Андреем Муравьевым из SportsInteractiveLondon, мне сразу же испуганно приглашали или главного тренера, или спортивного директора, если таковой имелся. Они мне рассказывали о составе, называли трех самых перспективных игроков, и я на этом основании делал базу. Сейчас для этого у меня есть свои ребята на местах. Хотя обзванивать было неплохо, но из талантов, которых рекомендовали мне тренеры, по-моему, не выстрелил никто.
— Как вы вообще пришли к такой нестандартной деятельности?
— 1992 год, рабочая поездка в Англию. А я очень увлекался НБА. Приехал туда. Познакомился с валлийским парнем, а он меня подводит к стене, на которой плакат висит огромный, и с содроганием произносит: «Андрей Канчельскис!» Я этому значению не придал, но любовью англичан к футболу проникся. Вернулся через полгода в Беларусь, и в руки попалась игрушка Manchester United The Double. Решил попробовать, начал смотреть, а там шесть английских дивизионов с полной базой и, самое главное, с редакторским доступом. Можно добавлять команды, менять местами. У каждого игрока штук восемь профильных скилов. Я этой гульке три года радовался. Понравилось. Потом стал искать новые менеджеры. Был неплохой Manager от EA Sports 2001 года, но минус был в том, что эту игрушку делали канадцы. Канадцы! Они знают о соккере примерно столько же, сколько мы о бобслее. Белорусы были стадом кривоногих уродов с непонятными именами. Я им об этом по электронной почте и написал. Они ответили, мол, хочешь помочь — бери файл Excel в зубы, добавляй, что хочешь. В итоге я появился в кредитах. И это был первый менеджер, в котором белорусы были более-менее адекватными. С этого дела я получил запечатанный конвертик с вознаграждением и лицензионный диск. Хотя у нас в Беларуси ломанные версии появились еще быстрее. Сейчас сотрудничаю с разными играми. Моя база постепенно выросла. Так, за 10 лет все, кто хоть когда-нибудь ударил по мячу в белорусском футболе, появились в ней. Признаюсь, иногда не все игроки отображены именно так, как им самим, их агентам и родителям этого хотелось.
— Футболисты и агенты интересуются вашей деятельностью?
— Вот, к примеру, южнокорейский ресерчер сам по себе агент. Он сидит уже 15 лет в Англии и «пихает» туда своих парней. То есть у него прямой интерес. Да и коллеги из других стран сотрудничают с различными скаутскими агентствами.
— А у нас как обстоят дела?
— Если говорить о футболистах, то для них же на первом месте дискотеки со всеми вытекающими. Хорошо, если просто присутствует желание купить крутую машину и телефон. Это ведь не Понтус Вернблум, который с компьютером не расстается. У нас разве что с игровыми приставками не прощаются. А агенты, которые вырастают из этих футболистов, тоже совсем не интеллектуалы португальского типа, которые знают все на свете. У них есть только входы в три-четыре клуба, и они работают с такими же ребятами. Так что я все делаю исключительно по принципу «понравилось или нет». У того же Макса Цыгалко, который стал известен половине футбольного мира, я просто видел задатки и надеялся на него. Как видите, агент из этого выжать ничего не смог. Но точно знаю, что россияне предлагали за него где-то миллион долларов.
— Создание читера Цыгалко принадлежит именно вам?
— Тогда я был молод. Верил в будущее белорусского футбола. Плюс не было ограничений по скилам. Хотя для того чтобы игрок забивал в каждом матче, не обязательно должны быть все наивысшие показатели. И вот мне понравился футболист из минского «Динамо». Хотя стоит начать с того, что сам Максим был толковый паренек. Высокий, с чувством гола, достаточно быстрый для белорусской лиги. В резерве и низших дивизионах он блистал. У него были все задатки, чтобы стать хорошим форвардом. Плюс он привлекался в сборную, и я ему поставил хорошую репутацию. Цыгалко стал генерироваться в большинстве лиг. Так и получилось, что за 100-150 тысяч долларов можно было купить игрока, который гарантированно забивал бы в каждом матче. Форумы быстро разнесли эту весть. В тот год он вошел в список самых читерских игроков. Точно знаю, что и в жизни на просмотре в Болгарии его неплохо встречали из-за этого.
— Вас не наказали за создание такого суперчитера?
— Нет, претензий не было. Так, немножко подрезал, но ничего страшного. Обычные рабочие моменты. Потом только спрашивали, где он. Макс же как-то потерялся. Ему трудно дался переход во взрослый футбол. Так часто бывает с нашими талантами.
— А в чем именно проблема?
— На мой взгляд, секрет успеха в футболе достаточно простой. Когда закончилась тренировка, останься на полчаса и отработай какую-нибудь сильную сторону. К примеру, дальние удары. Ты забьешь два красивых мяча за сезон, но все будут помнить тебя. Как Молоша, например. Ведь все знают, что это чудо-пушка. В футболе такая мелкая разница — это существенная прибавка к зарплате. У нас же футболисты, добившись небольшого успеха, забрасывают это все. Отсюда и многие проблемы.
— Говоря вашим языком, игроки после тренировок должны просто прокачивать скилы?
— Все правильно. Футболисты ведь и должны отличаться какой-то уникальностью. Глеб — это потрясающий первый рывок, он на двух шагах уходит от любого футболиста. У Путило великолепный дриблинг. А его немцы делают обычным центральным полузащитником. А для этого у Антона нет роста, физики, крепости колен и прочего. Но как треквартиста он может быть хорош. В футболе должны быть личности. А у нас с самого детства говорят о команде, поэтому и нет уже долгие годы ярких звезд.
— Кроме Цыгалко бывали случаи, когда белорусам подрезали скилы?
— Однажды на встрече ресерчеров польский коллега выказал свое недовольство по поводу Кривца. Ведь мало того что он стал самым высокооплачиваемым игроком в польской лиге, Сергей еще по скилам был ого-ого-ого. Вот поляк и жаловался, что Кривец «божить» должен, а тут на лавку сел. Я ему объяснил, что «Лех» ваш никчемный — это же не БАТЭ. У вас там полупрофессиональное отношение. Ведь из Беларуси Кривец уезжал живчиком, а в Польше пешком стал ходить. В итоге я посоветовал подрезать его навыки. Так и решили проблему.
— Кто наши основные белорусские читеры?
— Так уж радикально неправильно их называть. Но вот Драгун в порядке. Его цена в менеджерах — миллион фунтов стерлингов. Англичанина и бельгийца сопоставимого класса за такие деньги не купишь, а белоруса — легко. Вот его все и берут в игре. Но я Драгуна создавал на правдивых условиях. Просто достойный игрок. Драгуна и Брессана в мире сейчас знают куда лучше, чем того же Кульчия. Ведь когда играешь английским клубом, ты ищешь недорогих хороших легионеров. Беларусь для этого идеальная страна. В игрушке с Ренаном и Стасом в основе я уже выиграл английскую премьер-лигу. Посмотрим, какой профит смогут поиметь с этого их агенты.
— Вы не переоцениваете значимость игрушки в реальной жизни? Одно дело — хорошо созданный игрок, и другое — настоящая жизнь с ее мелкими нюансами.
— Понимаете, в прошлом году в Англии эта игра продалась количеством в районе 20 миллионов экземпляров. Представляете, сколько это? А в списках читерских игроков белорусы есть всегда. У нас лига такая. Невысокие цены за игроков с хорошими качествами. Так что некоторых как минимум будут узнавать.
— БАТЭ — это клуб читеров?
— В игре всю команду раскупают в течение сезона. Игроки разбегаются, как тараканы. Притом как бы я ни старался. Слишком повысить цену невозможно. Вот их и берут. У многих очень простое мышление. Если БАТЭ обыгрывает «Баварию», а «Шальке» ей проигрывает, значит, БАТЭ круче «Шальке». И других выводов быть не может. Это факты.
— Но это ведь исключительно поверхностное рассуждение. В жизни еще много других факторов, влияющих на результат.
— Конечно, семейную атмосферу БАТЭ в игрушку передать крайне сложно. Оттого и получается, что однажды я выиграл «Озерцами» из Глубокого Кубок УЕФА. Но игра на то игра, чтобы воплощать все твои фантазии. Так что Football Manager — самый короткий путь, чтобы увидеть, как БАТЭ станет победителем Лиги чемпионов.
— По каким характеристикам вы создаете игроков?
— В последней версии было где-то 49 параметров, по которым необходимо оценить футболиста. Самое очевидное — атлетичность. Рост, вес и все такое. Потом скорость, умение открываться. Это тоже не так сложно. За 15 минут просмотра футбола все это легко можно определить. Далее техника и дальний пас, для этого нужно чуть больше времени. Поэтому у меня и появились локальные ресерчеры. Я их только контролирую, чтобы в каком-нибудь «Немане» не появился новый Месси. С физикой при современной фармакологии сложно что-то предсказать. Есть еще такой интересный пункт, как ментальность и профессионализм. Ведь у того же Юрченко здесь низкий показатель. В каждой лиге у нас прописаны трансферные предпочтения. К примеру, к игре наши футболисты лучше адаптируются в России, чем на Западе, поскольку так и происходит на самом деле. Есть еще знание языка. Если вижу, что Веретило где-то заговорил на английском, это отображаю. То есть ему уже проще попасть в английский чемпионат. За всем уследить, конечно, сложно. Но стараемся по максимуму. Хотя иногда приходится включить общую генерацию, и игрок получает случайные показатели.
— Общение игрока с прессой на что-то влияет?
— Конечно! Goals.by в игрушке есть. Газета «Прессбол». Даже витебское издание «Впрок». Для использования этих названий в игре я брал специальное разрешение. И к игрокам обращается не просто местный журналист, а корреспондент Goals.by. От того, как футболист ответит, выстраивается отношение между тренером и игроком.
Создание игрока — очень сложный процесс, но четко прописанный. 200 человек в Англии, которые работают над игрушкой, не зря едят свой хлеб.
— Чем вы еще занимаетесь помимо ресерчинга?
— На самом деле, это просто мое хобби. Денег это увлечение не приносит в таком количестве, чтобы прокормить семью. Это всего лишь время, вырванное у детей, сна и прочих развлечений. А так я бизнесмен, моя фирма занимается торговыми павильонами и прицепами.
— Недавно вышел Football Manager 2013. Ваше профессиональное мнение?
— От добра добра не ищут. Только переработана графика. Скилов стало чуть больше. На самом деле, поклонники этой игры не требуют кардинальных изменений. Мелкие нюансы и очень точная база — все, что они хотят от новой игры. Хочется ведь войти в клуб третьего шведского дивизиона и увидеть в точности всех игроков, которых ты знаешь. Ведь в этом и есть счастье. Взять клуб из своей деревни и выиграть с ним Лигу чемпионов. Или взять «Ливерпуль», чтобы доказать, что Джонсон лох, а ты не лох. Это такое веселье. Людям хочется чудес. Хотя и в жизни они бывают. БАТЭ вот обыгрывает «Баварию». Даже в игрушке так получится только с десятой перезагрузки.
Вся запись – «копипаст», просто мне давно очень хотелось поделиться интересным интервью, а открытие блога это позволяет, ни на что не претендую. Спасибо.
есть еще подобные вью с людьми, имеющими отношение к футбольным симуляторам?
Кстати про "Месси и Неман. Парирую. А как же Савицкий? Проглядел-таки, растяпа?